Современные подходы к управлению государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ,
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 5
1. История и понятие государственного долга 5
1.2. Сущность и система управления государственным долгом 9
1.3. Бюджетный дефицит 14
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 15
2.1. Обеспечение государственного долга 15
2.2. Способы сокращения долговой зависимости 16
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 19
3.1. Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг. 19
3.2. Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 годы 22
3.3. Стратегия управления государственным долгом в условиях
мирового финансового кризиса 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

     Выполнение  Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

     Банк  России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

     Долговые обязательства России подлежат учету и регистрации в государственных долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены единым понятием – Государственная долговая книга РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.

     Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

     В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2009 года.

     Государственный внутренний долг превысит государственный  внешний долг, удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного 2007 года составил 52,5%. Особенностью федерального бюджета 2007 года в сфере государственного долга станет превышение объема государственного внутреннего долга над объемом государственного внешнего долга, при этом в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2007–2009 годы достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2009 год. Удельный вес внутреннего долга в общем объеме государственного долга возрастет с 44,7% на начало 2007 года до 52,5% на конец 2007 года, что обусловлено досрочным погашением внешнего долга странам – членам Парижского клуба кредиторов (обязательства бывшего СССР), расширением внутренних и сокращением внешних заимствований.

     Основные  показатели внутреннего долга за период 2007–2009 гг. приведены в таблице 2.

     Таблица 2. Динамика и структура внутреннего долга РФ за 2007–2009 гг.

  на 1.01.2007 г. на 1.01.2008 г. на 1.01.2009 г.
  млрд. руб. структура % млрд. руб. структура % млрд. руб. структура %
Гос. внутр. долг

всего:

1148,7 100 1363,3 100 1824,7 100
Гос. цен. бумаги РФ 1032,1 94,5 1244,7 91,3 1681,3 92,1
Государственные гарантии 111,9 9,7 113,6 8,3 137,8 7,6
Прочая  задолженность 4,7 0,5 5,0 0,4 5,6 0,3
 

     Из  таблицы видно, что в период 2007–2009 гг. государственный внутренний долг увеличивается.

     Верхний предел государственного внутреннего  долга Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2008 года установлен в законопроекте в размере 1 363,26 млрд. рублей, или 4,37% ВВП, что на 214,6 млрд. рублей, или на 18,6%, выше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на 1 января 2007 года – 1 148,7 млрд. рублей, или 4,2% ВВП. На 2009 год – 1824,5 млрд. рублей, что на 33,8% больше по сравнению с предыдущим годом.

     Объем внутреннего долга, выраженный в  ценных бумагах, на 1 января 2007 года составит 1 032,1 млрд. рублей или 94,5% объема внутреннего долга и увеличится за 2007 год на 212,6 млрд. рублей, или на 20,59%, и достигнет на начало 2008 года 1 244,7 млрд. рублей.

     Увеличение  объемов государственного внутреннего  долга при сохранении профицита  федерального бюджета обусловлено  содержащимся в Основных направлениях долговой политики положением о целесообразности сохранения присутствия государства на национальном финансовом рынке в качестве заемщика в целях поддержания способности государства осуществлять заимствования на приемлемых условиях при любой финансово-экономической и политической ситуации в мире, рефинансирования государственных внутренних и внешних долговых обязательств на финансирование расходов, поддержания пенсионной системы. В 2009 году объем государственных ценных бумаг составил 1681,3 млрд. рублей, что на 35% больше по сравнению с 2008 годом.

     Средства  федерального бюджета на погашение  основной суммы внутреннего долга  и на его обслуживание планируются  в объеме 209,25 млрд. рублей, в том числе 132,35 млрд. рублей на погашение основного долга по внутренним долговым обязательствам, на обслуживание государственного внутреннего долга предусмотрено 76,9 млрд. рублей. Указанные расходы составили 44,4% расходов на погашение и обслуживание государственного долга в 2007 году. Расходы федерального бюджета на обслуживание внутреннего долга на 2008 год составили 106,5 млрд. рублей или 56,7% выплат по государственному долгу, на 2009 год – 134,2 млрд. рублей.

     Внутренний  долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации. В среднесрочной перспективе за счет роста внутреннего долга увеличится государственный долг до 2 926,76 млрд. рублей, или 7,6% ВВП, к концу 2009 года. Основными направлениями долговой политики на 2007–2009 годы стало достижение превышения внутреннего долга над внешним планировалось на 2009 год. 

     3.3. Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса 

     Под управлением государственным долгом Российской Федерации следует понимать стратегию управления государственными заимствованиями в целях поддержания объема долга на экономически безопасном уровне, своевременного погашения принятых обязательств, минимизации стоимости его обслуживания и оптимального распределения во времени связанных с долгом платежей.

     Основной  целью управления долгом является обеспечение исполнения расходных обязательств в полном объеме по возможно низкой стоимости. Основными задачами при управлении государственным долгом в условиях экономического кризиса являются:

  1. обеспечение решения важных социально-значимых в условиях кризиса задач, при недопущении неконтролируемого роста долга и увеличения рисков исполнения долговых обязательств Российской Федерации;
  2. снижение влияния платежей по погашению и обслуживанию государственного долга Российской Федерации на финансирование иных статей расходов федерального бюджета;
  3. недопущение единовременного отвлечения значительного объема средств федерального бюджета на погашение и обслуживание государственного долга Российской Федерации.

     Необходимо  повышать эффективность государственных  заимствований, оптимизировать структуру долга с целью минимизации стоимости заимствований, обеспечить точный и своевременный учет государственного долга.

     Принципами  политики управления государственным  долгом Российской Федерации являются:

  1. соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  2. сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне;
  3. полнота и своевременность исполнения обязательств;
  4. минимизация стоимости обслуживания долга;
  5. эффективность использования заемных средств;
  6. прозрачность управления долгом.

     Значимость, решаемых в рамках бюджетной политики задач в области заимствований  и управления государственным долгом как составной части системы  управления финансовыми ресурсами  Российской Федерации, определяет необходимость рассмотрения вопросов нормативно-правового обеспечения деятельности Российской Федерации.

     Мировой финансовый кризис, повлекший ухудшение  ситуации на фондовом рынке, резкий спад производства в реальном секторе  экономики и общее снижение макроэкономических показателей, привели к сокращению доходной части бюджета Российской Федерации.

     Превышение  расходных полномочий над доходами требует необходимости привлечения  заемных средств, доступность которых  в условиях кризиса резко снизилась. В более жестких условиях необходимо оптимизировать расходы, сохраняя при этом социально значимые обязательства и финансирование уже строящихся объектов, дефицит бюджета должен быть при этом умеренным, чтобы в условиях кризиса иметь возможность выйти на рынок и занять средства, необходимые для покрытия дефицита и погашения долговых обязательств. При формировании дефицита необходимо создавать запас прочности.

     Содержание  долговой политики включает широкий  комплекс мероприятий: разработку концепции  долговой политики, определение ее стратегических направлений, целей, главных задач; создание адекватного механизма реализации долговой политики; управление деятельностью по планированию заимствований; организацию размещения займов; предоставление государственных гарантий; контроль за целевым использованием привлекаемых ресурсов, а также за своевременным погашением государственного долга.

     Необходимым элементом долгового управления является расчет долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации.

     С экономической точки зрения уровень  долговой нагрузки является критерием соответствия объема обязательств и выплат по ним, поступлениям в бюджет, степени покрытия обязательств собственными доходами.

     При определении объемов и сроков заимствований в условиях финансового  кризиса на рынке ценных бумаг  необходимо:

  1. вести беспрерывный мониторинг рынка ценных бумаг;
  2. проводить размещение ценных бумаг Российской Федерации только при благоприятной конъюнктуре на рынке;
  3. использовать практику заимствований на рынке ценных бумаг для финансирования дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств только с приемлемой (не влекущей излишних расходов на обслуживание государственного долга для бюджета области) доходностью;
  4. отдавать приоритет использованию среднесрочных заимствований на рынке ценных бумаг с целью снижения долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации;
  5. выпускать финансовые инструменты только с постоянной или фиксированной ставкой купонного дохода или дисконта с целью снижения риска непредвиденных расходов на обслуживание государственного долга в будущие периоды.

     Основными задачами Российской Федерации по поддержанию  надежности и ликвидности ценных бумаг Российской Федерации в  условиях финансового кризиса на рынке ценных бумаг определены следующие  меры:

  1. своевременное погашение и обслуживание заимствований с целью недопущения наступления технического дефолта по существующим обязательствам и безусловное исполнение взятых на себя обязательств по ценным бумагам Российской Федерации;
  2. проведение работы с биржевыми площадками по процедуре листинга.

Информация о работе Современные подходы к управлению государственным долгом