Современные подходы к управлению государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ,
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 5
1. История и понятие государственного долга 5
1.2. Сущность и система управления государственным долгом 9
1.3. Бюджетный дефицит 14
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 15
2.1. Обеспечение государственного долга 15
2.2. Способы сокращения долговой зависимости 16
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 19
3.1. Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг. 19
3.2. Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 годы 22
3.3. Стратегия управления государственным долгом в условиях
мирового финансового кризиса 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)
    1.   Сущность и система управления государственным долгом
 

     Экономическое определение: государственный долг – совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.

     Государственный долг как экономическая категория – это система отношений между органами государственного управления и частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами по поводу формирования и погашения задолженности.

     К размещению долговых обязательств прибегают  правительства как развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, четкости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут существовать в форме:

  1. кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  3. договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  4. договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
  5. соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

     Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть:

    • краткосрочными (до одного года),
    • среднесрочными (свыше одного года до пяти лет),
    • долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет).

     Срок  погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

     Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

     Однако  государственный долг растет и в  стагнирующей экономике, в которой  спад производства в течение длительного  времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В  этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы наблюдали совсем недавно в переходной экономике России.

     Система управления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

     Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

  • разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;
  • процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;
  • исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

     Основные  задачи, решение которых необходимо для достижения целей управления государственным долгом:

  • своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
  • проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
  • осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
  • контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
  • контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
  • экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
  • экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

     Ключевой  целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

     Управление  внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное  использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

     В последние годы наметились качественно  новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным  переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

  1. управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
  2. кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

     Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.

     Нормальный  режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета;            в-третьих, с созданием условий для сближения усредненной реальной ставки процента по долгу и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным и долгосрочным обязательствам.

     Госдолг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы  методов для его регулирования. К ним можно отнести: стабилизационные инструменты в госдолге, управление динамикой долга, уменьшение государственного внутреннего долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости обслуживания госдолга.

     Основным  методом управления госдолгом является оптимизация государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия  «метод регулирования», представляя собой практически программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами.

     Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и его обслуживания, включая  следующие меры: обесценение эквивалентности  текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга. 
Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и 
«дешевые».

       

    1. Бюджетный дефицит
 

     Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его  доходами. Большинство правительств как развитых, так и развивающихся  стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

     Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

  • анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита;
  • анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.;
  • методы управления государственным долгом;
  • анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития;
  • анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
  • определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.

     Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов.  

     ГЛАВА 2. Управление государственным долгом

     2.1 Обеспечение государственного  долга 

     Управление  государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Государственный  долг РФ обеспечивается всем находящимся  в федеральной собственности  имуществом, составляющим государственную казну.

     Управление  государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Государственный  долг субъекта РФ – это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

     Размер  государственного долга считается  приемлемым, если имеются источники  погашения как основного долга, так и процентов по нему.

     К источникам погашения основной суммы  долга относятся размер валового внутреннего продукта, уровень экспорта товаров и услуг и золотовалютные резервы государства. К источникам обслуживания долга (выплаты процентов) относятся налоговые доходы и уровень монетизации экономики.

     При оценке обеспеченности государственного внешнего долга используют такие показатели, как соотношение размера внешнего долга и объема экспорта товаров и услуг; соотношение размера внешнего долга и ВВП; соотношение размера платежей в порядке обслуживания долга и объема экспорта товаров и услуг.

     Для оценки обеспеченности внутреннего  долга его сопоставляют с доходами бюджета, поступающими в денежной форме, и уровнем монетизации экономики.

     Следует учитывать степень приближения  к "границе опасности", за пределами  которой наступает риск невыполнения обязательств. Считается недопустимым превышение внешнего долга над ВВП на 50%. В других источниках – 80%. В России – 65%.

     Как следует из практики большинства  стран, не вызывает обычно опасений задолженность  порядка 50-70% ВВП. 

     2.2 Способы сокращения долговой зависимости 

Информация о работе Современные подходы к управлению государственным долгом