Современные подходы к управлению государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ,
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 5
1. История и понятие государственного долга 5
1.2. Сущность и система управления государственным долгом 9
1.3. Бюджетный дефицит 14
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 15
2.1. Обеспечение государственного долга 15
2.2. Способы сокращения долговой зависимости 16
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 19
3.1. Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг. 19
3.2. Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 годы 22
3.3. Стратегия управления государственным долгом в условиях
мирового финансового кризиса 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

      
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОУ ВПО  РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА 

     ТЕМА: «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ» 
 
 
 
 
 

     Автор курсовой работы                                                    Балабасова О.В.

     студент (БЗ-1) 

     Руководитель  курсовой работы                                         Коломиец Р.Е. 
 
 
 
 
 
 

     Ростов-на-Дону 2010г. 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ,

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ                                                                         5

    1. История и понятие государственного долга                                                 5

1.2. Сущность и система управления государственным долгом                        9

1.3. Бюджетный дефицит                                                                                     14

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ                       15

2.1. Обеспечение  государственного долга                                                          15

2.2. Способы сокращения  долговой зависимости                                              16

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  ДОЛГА РФ                                   19

3.1. Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг.                                        19

3.2. Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 годы                               22

3.3. Стратегия управления государственным долгом в условиях

мирового финансового  кризиса                                                                           27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                            36

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     В данной курсовой работе рассмотрены  как теоретические аспекты управления государственным долгом, так и  анализ, и управление государственным долгом в Российской Федерации на современном этапе.

     Актуальность  работы заключается в проблеме долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

     Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации  и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

     Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

     Управление государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

     На  современном этапе во всех странах  размеры государственного долга  непрерывно возрастают в связи с  хронической дефицитностью бюджетов государств, ростом военных расходов.

     Объект  исследования – государственный  долг. Предмет исследования – процесс управления государственным долгом.

     Задачи  работы:

  1. определить понятие и сущность государственного долга;
  2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
  3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
  4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Понятие государственного долга, принципы управления им

1.1. История и понятие государственного долга 

      Государственный  долг  –  это  сумма  задолженности   по   выпущенным   и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты).  Следует отметить, что понятие государственного долга различными  теоретиками  дается различное. При этом в конечном  итоге  для  полноценного  понимания  понятия государственный долг  применительно  к  конкретной  стране  следует  искать, прежде всего, официального толкования этого понятия в различных  нормативных правовых актах.

           Государственный долг появился с возникновением и развитием  государства. Органы власти и управления стремились сбалансировать бюджет (общегосударственный фонд денежных средств) для нормального развития государства и полноценного выполнения своих функций. В эпоху слабо развитого денежного хозяйства ощущался недостаток средств, получаемых от сбора налогов. Но государство должно было динамично развиваться и функционировать. В такой ситуации инструментом перераспределения денежных ресурсов стали сначала внутренние, а потом и внешние заимствования, в результате которых за государством закреплялся долг.

     Таким образом, государственный долг выполняет общественно необходимые функции, а значит, является экономической категорией наряду с бюджетом и налогами.

     Кредитная история России началась в 1769г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-18 гг. Их нарицательный капитал составлял 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.

     На  протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали  его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало  строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии.

     Для того чтобы сгладить влияние огромных расходов на структуру бюджета, его  разделили на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятном положении часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по долгосрочной оплате государственных займов. Платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.

     Основу  государственного долга составляли долгосрочные и бессрочные займы. Долгосрочные займы могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50–80 лет. Практиковался выпуск бессрочных обязательств, когда государство обязывалось выплачивать только договорный процент, т.е. для держателя заем становился рентой. Правительство оставляло за собой право принудительной скупки данного инструмента по номинальной стоимости. В этом случае заем погашался тиражами. Иногда государство скупало облигации на бирже.

     Также существовало формальное определение  внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.

     В 1906г. в Основном законе имелась статья 114:

     “При  обсуждении государственной росписи  не подлежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным  долгам и по другим принятым на себя Российским Государством обязательствам”.

     Российское  правительство в результате длительных и кровопролитных усилий сумело создать  репутацию надежного заемщика, который  действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным  статусом.

     Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда с целью реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.

     Отказавшись платить долги своим и иностранным  гражданам, правительство Советской  России заложило основу новой финансовой культуры (к моменту прихода большевиков  к власти сумма взятых займов составляла примерно 15 млрд. руб. по золотому курсу на начало 1917г.). Этот “революционный” способ решения финансовых трудностей в дальнейшем оказал громадное отрицательное влияние на экономическое развитие страны. Так началась новая кредитная история России, которая продолжалась до 1992г., когда был легализован внутренний государственный долг путем принятия комплекса решений правительства и указов президента по обслуживанию долга перед населением и другими инвесторами.

     В период советской власти государственный  кредит продолжал функционировать в нашей стране в различных формах, поскольку он по-прежнему оставался важным источником пополнения бюджета, финансирования государственных расходов, покрытия бюджетного дефицита. После установления в начале 30-х гг. режима централизованного планирования, когда все стало государственным, кредит в общепринятом понимании этого термина исчез, остались только денежные расчеты, проводимые через единственный на всю страну банк. Но доходы населения оказались относительно независимыми от указаний государства. Эти доходы и стали объектами государственного кредита. Были введены принудительные ежегодные займы у населения в размере не менее месячного фонда оплаты труда. Эти займы выпускались с 1925г. до 1956г. включительно. Затем они были прекращены. Погашение накопленной задолженности было отложено на 20 лет, выплата процентов по задолженности не предусматривалась. Так возник внутренний государственный долг.

     Каким-то подобием государственного долга могла считаться огромная задолженность по кредитам Госбанка, прежде всего аграрного сектора, т.е. колхозов и совхозов. Но теоретически она не образовывала государственного долга, так как с обеих сторон этого долгового отношения выступало государство: оно было и кредитором в лице государственного банка, и заемщиком в лице государственных предприятий, колхозов. Нарастание этой задолженности началось с начала 70-х гг. и продолжалось до начала «перестройки» (середина 80-х гг.).

     Падение производства, начавшееся в 1990г., не было остановлено с переходом к реформам. Сокращение объема реальных доходов в стране и рост дефицита бюджета вынудили государство обратиться к заемным ресурсам для обеспечения текущих расходов бюджета. Это произошло в форме организации рынка государственных ценных бумаг в 1993-1994 гг. До этого практиковалась прямое кредитование дефицита бюджета Центральным банком России. Замену банковского кредитования выпуском ценных бумаг, несомненно, следует рассматривать как успех государственной финансовой политики в 1994-1995 гг. Но в дальнейшем развитие рынка государственных ценных бумаг вышло из-под контроля. 
 
 
 
 

Информация о работе Современные подходы к управлению государственным долгом