Современные подходы к управлению государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Задачи работы:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в России;
4. исследовать стратегию управления государственным долгом в условиях кризиса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ,
ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 5
1. История и понятие государственного долга 5
1.2. Сущность и система управления государственным долгом 9
1.3. Бюджетный дефицит 14
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 15
2.1. Обеспечение государственного долга 15
2.2. Способы сокращения долговой зависимости 16
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 19
3.1. Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг. 19
3.2. Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 годы 22
3.3. Стратегия управления государственным долгом в условиях
мирового финансового кризиса 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определению  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

     Долговая  политика страны представляет собой  систему мер государства по поддержанию  необходимого и приемлемого для  финансов страны размеров долга и  расходов по его обслуживанию.

     Выплата доходов по займам и их погашение  обычно производятся за счет бюджетных средств. Могут также использоваться методы реструктуризации и рефинансирования государственного долга. Для достижения эффективности государственного кредита используют также такие меры управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов. Они предназначены для ослабления долгового бремени на государственный бюджет.

     Рефинансирование  – выпуск новых займов с целью привлечения финансовых ресурсов для погашения имеющейся задолженности.

     Рефинансирование  активно применяется при выплате  процентов и погашений по внешней  части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация  страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

     Реструктуризация  – это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

     Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам.

     Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока  действия уже выпущенных займов может  быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

     Унификация  государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

     В исключительных случаях правительство  может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

     Отсрочка  погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

     Конверсия, консолидация, унификация государственных  займов и обмен облигаций государства  обычно осуществляются только в отношении  внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

     Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по двум причинам. Во-первых, аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его банкротства. Во-вторых, аннулирование задолженности может явиться следствием прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.  
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. Современная ситуация в области государственного долга РФ

     3.1. Анализ внешнего долга России за 2007–2009 гг. 

     В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

     В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
  2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
  3. объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

     В 2007 году политика в области государственного долга Российской Федерации в соответствии с Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годы, одобренными Правительством Российской Федерации 20 апреля 2006 года, направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции.

     Основные  показатели внешнего долга за период 2007–2009 гг. приведены в таблице 1.

     Таблица 1. Динамика объемов и структура внешнего долга РФ за 2007–2009 гг.

  на 1.01.2007 г. на 1.01.2008 г. на 1.01.2009 г.
  млрд. долл. США структура

%

млрд. долл. США структура

%

млрд. долл. США структура

%

Гос. внешний  долг, всего 79,2 100 46,7 100 43,3 100
Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юр. лиц 11,5 12,6 11,0 23,6 10,3 23,8
Гос. ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте 64,05 80 32,8 70,2 29,5 68,1
Госгарантии в иностранной валюте 4,2 7,4 2,9 6,2 3,5 8,1
 

     Из  таблицы видно, что в период 2007–2009 гг. государственный внешний долг сокращается. Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2008 года предусматривается в законопроекте в размере 46,7 млрд. долларов США, или 36,3 млрд. евро, что на 32,5 млрд. долларов США (на 41%), или на 28,1 млрд. евро (на 43,6%), меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2006 год» показателя на 1 января 2007 года, соответствующего 79,2 млрд. долларов США, или 64,4 млрд. евро. По сравнению с оценкой 2008 года (46,7 млрд. долларов США) внешний долг за 2009 год (43,3 млрд. долларов США) уменьшился на 3,4 млрд. долларов США, или на 7,3%. по состоянию на 1 января 2009 года предусматривается статьей 1 законопроекта в размере 43,3 млрд. долларов США, или 32,1 млрд. евро, что на 7,3% меньше утвержденного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» показателя на 1 января 2008 года.

     В законопроекте расходы федерального бюджета на обслуживание внешнего долга  в 2007 году предусмотрены в объеме 79,99 млрд. рублей, на 2008 год – 81,4 млрд.рублей, на 2009 год – 78,4 млрд. рублей.

     Процентные  платежи по кредитам МФО в 2007 году определены в сумме 11, 5 млрд. рублей (435,3 млн. долларов США), на 2008 год – 11 млрд. рублей, что на 5 млрд. рублей или 4,35% меньше по сравнению с показателем 2007 года, на 2009 год – 10,3 млрд. рублей, что на 1,2 млрд. рублей или 10,4% меньше, чем за 2007 год и 0,7 млрд. рублей или 6,4% по сравнению с 2008 годом.

     В 2007 году на выплату процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, предусматриваются средства в объеме 64,05 млрд. рублей, что составляет 80% платежей по обслуживанию внешнего долга. Этот же показатель за 2008 год составляет 32,8 млрд. рублей, что составляет 70,2% платежей по обслуживанию внешнего долга. За 2009 год – 29,5 млрд. рублей, что составляет 68,1% платежей по обслуживанию внешнего долга. Это показатель значительно сокращается за период 2007–2009 гг. на 34,55 млрд. рублей или на 11,9% платежей по обслуживанию внешнего долга.

     Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Основными направлениями политики в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом Российской Федерации на 2007–2009 годы направлена на снижение государственного долга в процентах к ВВП, уменьшение абсолютного и относительного (в процентах к ВВП) размера государственного внешнего долга, замещение государственных внешних заимствований внутренними, развитие рынка государственных ценных бумаг, использование инструментов долговой политики для осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы в целях снижения инфляции. 

     3.2. Анализ внутреннего долга России за 2007–2009 годы 

     Согласно  определению, данному в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

     В объем внутреннего государственного долга включаются:

  1. номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  2. объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
  3. объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;
  4. объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.

     Согласно  статье 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

     Соответственно, в случае если кредитор в течение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовыми актами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока данной гарантии.

     Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

     Затраты по размещению, выплате доходов и  погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Информация о работе Современные подходы к управлению государственным долгом