Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:35, курсовая работа
Целью работы является исследование современной рыночной экономики, а именно система экономического регулирования развития частного и государственного секторов экономики.
Достижение поставленной цели предполагается посредством решения следующих задач:
1.Рассмотреть понятие рынка и рыночной экономики;
2.Провести анализ предприятия как основного звена рыночной экономики;
Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика рыночной экономики……………………………….5
1.1. Понятие рынка и рыночной экономики…………………………..….5
1.2. Предприятие – основное звено рыночной экономики………………9
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………….14
2. Партнерство государственного и частного секторов……………………..25
2.1.Понятие и сущность государственно-частного партнёрства………25
2.2. Государственно-частное партнерство в условиях
мирового кризиса……………………………………………….….……..35
Заключение………………………………………………………….….………39
Список использованных источников…………………
Далее требуется создание обширной законодательной базы государственно-частного партнерства. Эта база закладывает правовые основы партнерства, особенно правовой статус бизнеса в этом альянсе.
Следующим шагом должно
стать соответствующее
2.2. Государственно-частное партнерство в условиях
мирового кризиса
С учетом приоритетов
стратегии социально-
Подобно другим ключевым мировым центрам, в настоящее время Россия находится в кризисной фазе. Выход из нее не может быть обеспечен только возможностями государства, поэтому требуется решение проблем реального и добросовестного его взаимодействия с бизнесом при реализации антикризисных мер.
Однако реализовать антикризисную стратегию мешает определенное несовпадение векторов интересов бизнеса и власти. Власть сегодня ориентирована в основном на сохранение экономического потенциала и обеспечение жизнедеятельности общества, а интерес бизнеса – поиск различного рода преференций и лоббирование государственной поддержки для своих производств. Партнерство государства и бизнеса призвано решить антикризисные задачи, особенно макроэкономического уровня, и обрести реальные рычаги взаимодействия в сложных кризисных условиях.
Потрясения в мировой экономике активизировали дискуссии о роли государственных институтов в экономическом развитии страны, придав теме еще большую остроту. Речь идет и о несовершенстве законодательной базы и о поиске новых форм взаимодействия частного и государственного секторов. Так, авторы работы «Развитие государственно-частного партнерства в регионах Российской Федерации» утверждают, что государственно-частное партнерство — это предельно простая и конкретная вещь: не складчина бизнеса и государства и не экономическая помощь государства бизнесу, а, скорее, наоборот, это привлечение государством бизнеса для помощи и решения задач, за которые отвечает государство (развитие инфраструктуры, коммунальное хозяйство и т.д.)29. По мнению одного из авторов работы, заместителя директора Центра ГЧП Внешэкономбанка РФ, В. Сидорова, именно сегодня так важно переключение ресурсов государства на финансирование дорог, жизнеобеспечение регионов и т.д., а также перекладывание своих рисков на частных партнеров. У государства не всегда хватает ресурсов для выполнения своих обязательств. Правда, не всегда всё проходит гладко. Иногда бывает и так, что перенос рисков государства может привести и к банкротству бизнеса. И это тоже надо учитывать, особенно в фазе кризиса, когда риск неблагоприятного результата максимально велик.
По мнению аналитиков, мировой финансовый кризис даст мощный толчок развитию государственно-частного партнерства в России. Аналогичные процессы прошли в своё время во всех развитых странах мира. Один из последних примеров – Япония середины 1990-х годов. ХХ в.
Стремительное развитие институтов государственно-частного партнерства в России на фоне кризиса может быть вызвано дефицитом государственного бюджета. Из-за нехватки средств государственный бюджет рискует попасть в зависимость от внешних заимствований и структура его распределения должна будет стать более прозрачной, что будет препятствовать бесконтрольному растрачиванию средств, превалирующему в последние годы.
В этой связи можно предположить, что международные кредиторы будут настаивать на повышении эффективности государственных программ, немыслимых без государственно-частных партнерств. Поэтому, по нашему мнению, в ближайшие годы начнется рост концессионных соглашений, государственно-частных альянсов и партнёрств, основанных не столько на дружеских взаимоотношениях власть имущих лиц и отдельных бизнесменов, а скорее на поиске эффективных вариантов сотрудничества.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что продуманная политика государства способна создать необходимую социальную среду для развития взаимовыгодных отношений власти и бизнеса, для смешанных инвестиций частного и государственного капитала. Государство, не подавляя рыночных тенденций, способно выступить в качестве сильного института, заботящегося о развитии жизнеобеспечивающих сфер экономики и социальной среды.
При этом повышение координирующей и организующей роли государства, наряду со снижением уровня административного контроля, налогового администрирования, а также формирование адекватной грамотной нормативной базы являются тем комплексом мер взаимодействия государства с предпринимательскими структурами, который обеспечит оптимальное стратегическое развитие общественных отношений в России, соответствующее ключевым приоритетам стратегии социально-экономического развития России до 2020 г.
Вывод по главе 2.
В экономике ряда стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти - партнерство государства и частного сектора. Государственно - частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий.
Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом принципиально важен комплекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий собственности, неизбежно возникающим в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон.
В России имеется масштабный потенциал для развития многих форм ГЧП, однако для его практической реализации необходимо решение ряда принципиальных вопросов. Во-первых, обеим сторонам партнерских отношений следует четко осознать, что эффективное ГЧП нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Нужно учитывать реальные интересы обеих сторон. Во-вторых, необходим существенный прогресс в понимании и практической реализации публично-правовых функций государства. Пока российское законодательство не выделяет специально публично-правовых функций и не устанавливает связи между ними и публичной собственностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленной целью и в результате проведенного исследования в настоящей работе установлено следующее.
Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.
Основными экономическими агентами, принимающими решения в рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.
Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий. Важную роль в созидании рыночной экономики играет деятельность государственных корпораций, которые наряду с негосударственными корпорациями и предприятиями остаются важным стабилизирующим фактором устойчивого промышленного и сельскохозяйственного роста страны.
В экономике ряда стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти - партнерство государства и частного сектора. Государственно - частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности - от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий.
Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления. При этом принципиально важен комплекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий собственности, неизбежно возникающим в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон.
В России имеется масштабный потенциал для развития многих форм ГЧП, однако для его практической реализации необходимо решение ряда принципиальных вопросов. Во-первых, обеим сторонам партнерских отношений следует четко осознать, что эффективное ГЧП нельзя рассматривать узко, только как привлечение дополнительных ресурсов в капиталоемкие проекты властей всех уровней. Нужно учитывать реальные интересы обеих сторон. Во-вторых, необходим существенный прогресс в понимании и практической реализации публично-правовых функций государства. Пока российское законодательство не выделяет специально публично-правовых функций и не устанавливает связи между ними и публичной собственностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Долан Э. Дж., Линсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. /Пер с англ. -С.-Пб, 1992. С.19.
2 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. /Пер. с англ. - М.: Экономика, 1992. С.21.
3 Петренко И., Чужинов П., Исмуратов С. Экономика крестьянского хозяйства. -М.: Интерпракс, 1995. С.217.
4 Мамедов О.Ю. Производственное отношение: политико-экономическая модель. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. С. 253.
5 Основные направления структурной политики и регулирование отраслевых рынков. - М.: ГУ-ВШЭ, 2000.-с.47
6 Курс экономической теории: Учебное пособие / Рук. авт. колл. А.В. Сидорович. - М.: ДИС, 2001.- с. 512-557
7 Ермишин П.Г. Основы экономической теории. М.: Наука, 2000.- с. 115 - 121
8 Там же.- с. 115 - 121
9 Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г. Государственные корпорации в экономическом развитии России (научный доклад). – М: Институт экономики РАН, 2009.–с.11
10 Там же.-с.11
11Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г. Государственные корпорации в экономическом развитии России (научный доклад). – М: Институт экономики РАН, 2009.–с.12
12 Асаул А. Н. Роль государства в смешанной системе
хозяйствования.// http://articles.excelion.ru/
13 Виссарионов А. Государственный сектор российской экономики: контуры бюджетного регулирования // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - N 1. - С.52-56.
14
Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный
сектор экономики: нынешняя российская
специфика // www.sibai.ru/content/view/
15
Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный
сектор экономики: нынешняя российская
специфика // www.sibai.ru/content/view/
16 Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В. Государственный
сектор экономики: нынешняя российская
специфика // www.sibai.ru/content/view/
17 Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г. Государственные корпорации в экономическом развитии России (научный доклад). – М: Институт экономики РАН, 2009.–с.2
18 Сильвестров С.Н., Зельднер А.Г. Государственные корпорации в экономическом развитии России (научный доклад). – М: Институт экономики РАН, 2009.–с.4
19 Варнавский В.Г. Концессионный механизм партнёрства государства и частного сектора. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 146. М.: Московский общественный научный фонд; Институт МЭиМО РАН, 2003;Дерябина М.А., Цедилин Л.И. Государственно-частное партнёрство: теория и практика (научный доклад). – М.:Институт экономики РАН, 2007; Зворыкина Ю.В. Государственные и муниципальные концессии в России. – М.: Современная экономика и право, 2002.
20Евенко В.В. Государственно-частное партнёрство:
альянс скипетра и капитала / В.В. Евенко,
В.Ю. Солдатенков // Вестник Брянского государственного
технического университета, 2008, N 3. – с.
102-107; 8, с. 203-209; 9, с. 218-222; Варнавский В.Г.
Частно-государственное партнерство.
Экспертный канал “Открытая экономика”
// http://www.opec.ru/article_
Информация о работе Современная рыночная экономика: частный и государственный сектор