Современная рыночная экономика: частный и государственный сектор

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование современной рыночной экономики, а именно система экономического регулирования развития частного и государственного секторов экономики.
Достижение поставленной цели предполагается посредством решения следующих задач:
1.Рассмотреть понятие рынка и рыночной экономики;
2.Провести анализ предприятия как основного звена рыночной экономики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика рыночной экономики……………………………….5
1.1. Понятие рынка и рыночной экономики…………………………..….5
1.2. Предприятие – основное звено рыночной экономики………………9
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………….14
2. Партнерство государственного и частного секторов……………………..25
2.1.Понятие и сущность государственно-частного партнёрства………25
2.2. Государственно-частное партнерство в условиях
мирового кризиса……………………………………………….….……..35
Заключение………………………………………………………….….………39
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Cовременная рыночная экономика частный и государственный сектор курсовая Сарбагышева Нурсултана Канатбековича группа115.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

В плане получения прибыли государственные корпорации ничем не отличаются от предприятий прочих форм собственности. Считается, что давать определение государственной корпорации нужно исходя из управления и контроля за таковой. Правительство должно иметь в отношении государственной корпорации право контроля, а чтобы законно и эффективно это право реализовывать, нужно чтобы оно присутствовало в правах собственника предприятия, имеющего коммерческие или некоммерческие цели, включая холдинги и государственные корпорации.

В системе рыночной экономики России государственная корпорация отличается от иной корпорации, что предопределено различной сущностью этих хозяйствующих субъектов. Сущность негосударственной (обычной) корпорации верно и достаточно полно отражена в работе В. В. Бочарова и В. Е. Леонтьева «Корпоративные финансы», опубликованной в 2004 г. Что касается государственных корпораций, то имеется два определения. Государственная корпорация, как указано в этой же работе В. В. Бочарова и В. Е. Леонтьева,— это организационная форма, заменяющая правительство в деле размещения ресурсов на рынке или среди обычных предприятий при наличии таких предпосылок, как экономия затрат торговли. По Моррисону, государственная корпорация,— это полу самостоятельная организационная форма хозяйствования, имеющая в качестве предпосылки государственную собственность, при которой есть стремление обеспечить общественный интерес и в то же время достичь высокой эффективности обычного предприятия.

Делая акцент на комплексном понимании, государственную корпорацию, видимо, следует понимать формально как «нормальный правительственный орган», но в то же время она имеет особенности обычного предприятия. Таким образом, государственная корпорация — это производство особого характера, причем особенность проявляется главным образом в имущественных правах и системе управления. Являясь «нормальным правительственным органом», государственная корпорация зависит от политических и экономических задач и целей правительства в разные периоды и этапы своего развития.

Создание, слияние, разделение и ликвидация — всё решается правительством. Механизм функционирования базируется на особых законах и правительственных документах. Правомочия собственности определяют очевидное отличие структуры прав акционеров и структуры управления государственной корпорации от обычного предприятия. Переуступка прав акционеров не влияет на среднесрочный и краткосрочный стратегический курс государственной корпорации, управление его хозяйственной деятельностью, на положение топ менеджеров компании и акционерные права корпорации. В государственной корпорации невозможно, в отличие от обычного производства, иметь равноправных акционеров, потому что одна рука — государственный акционер — может неформально «побороть» всех остальных, что приводит к тому, что формально созданная четкая структура управления не имеет никакого смысла и не играет никакой роли.

Отсюда можно сделать вывод  о том, что преимущества государственных корпораций заключаются в их имущественной принадлежности, а именно в особой форме существования, особом распределении имущественных прав. В плане формы существования самым большим преимуществом считается то, что государственная корпорация является «нормальным правительственным органом» и обладает привилегией реализации политики правительства, чего не имеет обычная компания. Государственная корпорация также обладает правом наибольшего благоприятствования, чего нет у обычной компании (дополнительные инвестиции со стороны государства, льготная ставка арендной платы за землю, обмен долгов на акции, списание долгов, поддержка всех правительственных министерств и ведомств), поэтому реформа госпредприятий — это с начала и до конца центральное звено реформы экономической системы. Кроме того, относительно стабильные права акционеров государственной корпорации создают хорошую организационную базу для среднесрочного и долгосрочного последовательного развития. Характер предприятия в определенной степени устанавливает его функции, а функции предприятия главным образом заключаются в том, чтобы минимизировать себестоимость производства и торговые затраты.

В программе антикризисных  мер Правительства России на 2009 г. подчеркивается, что процессы, связанные с возрастанием доли государства в собственности организаций и банков, — вынужденная мера в условиях кризиса17, и при таком подходе формирование и функционирование ГК хорошо вписываются в социально-экономическую стратегию государства. Госкорпорации связывают с ориентацией на формирование инновационной экономики и модернизацией на этой базе организаций промышленности. При этом учитывается, что тормозом инновационных процессов в системе отношений государственной собственности выступает ограниченность полномочий ее субъектов по распоряжению активами, проявляющаяся в том числе в более жестких бюджетных ограничениях, в чрезмерной зависимости от бюрократического аппарата. Формирование государственных корпораций с юридическим статусом, расширяющим их экономическую свободу по сравнению с государственными предприятиями и позволяющим им нормально функционировать, не подчиняя свою деятельность исключительно максимизации прибыли, в определенной степени и способствует разрешению этих противоречий. Госкорпорации нацелены на инновационный прорыв, но это требует достаточно четкого заказа на инновационную продукцию, что возможно при наличии государственной долгосрочной инновационной стратегии. Такая стратегия должна быть вписана в общую стратегию развития страны (в принятой стратегии до 2020 г. такая взаимосвязь четко не прописана). России необходимо создание не только национальной инновационной стратегии, но и принятие закона об инновационной деятельности, включающего мониторинг, индикаторы и пороговые значения для контроля за его реализацией.

России необходима инновационная  государственная стратегия, системно охватывающая проблему от финансирования и до подготовки кадров. Мировой кризис обострил эту проблему, и от ее решения во многом зависит, насколько успешно наша страна выйдет из кризиса и закрепится в ряду высокоразвитых постиндустриальных стран.

Следует учитывать и опыт тех  стран, которые сталкивались с мировым  кризисом. Речь идет о кризисе 1929–1933 гг. и опыте США. В процессе поиска выхода из кризиса в рамках «нового курса» Т.Рузвельта была проведена концентрация крупных промышленных предприятий вокруг наиболее влиятельных фирм, по сути, искусственно формировались промышленные картели, которые устанавливали свои правила взаимодействия и подписывали «кодексы честной конкуренции».

В принципе, при прочих равных условиях, формирование госкорпораций в России– следствие угроз национальной безопасности в сфере инновационного развития нашей экономики с устойчивым отставанием от постиндустриального развития ведущих стран мира. Это связано с тем, что за годы реформирования удельный вес наукоемкого сектора в общем объеме отечественного промышленного производства снизился вдвое: с 12% до 6%, а доля России в мировом наукоемком производстве сократилась в 8-9 раз. По капитальным затратам на науку Россия в 17,5 раза отстает от США, в 7 раз — от Японии, в 6 раз — от Китая. Инвестиции в высокотехнологический сектор российской экономики составляют примерно 0,3% от аналогичных инвестиций США, а доля России в мировом наукоемком экспорте гражданской продукции не превышает 0,5% (доля США —36%, Японии — 30, Германии — 16, Китая — 6%)3. В тяжелом состоянии находится машиностроение, в котором лишь одна четвертая часть технологий соответствует мировому уровню. Доля России на мировых рынках высоких технологий не превышает 0,5%. Доля высокотехнологичной продукции в структуре российского машиностроительного экспорта составляет всего 5%. Из них 40% — продукция военного назначения18. Технологическое отставание России от развитых стран имеет устойчивую тенденцию к росту. Законодательное наделение госкорпораций возможностью использовать активы для реализации задач, «направленных на достижение общественных благ», в частности на обеспечение инновационной модернизации, вполне оправдывает цель их формирования.

В условиях кризиса может проявиться и еще одно потенциальное преимущество госкорпораций (помимо инвестиционной деятельности). Речь идет о широкой поддержке развития государственно)частного партнерства (ГЧП). Как известно, госкорпорации наделяются правом предпринимательской деятельности: могут, например, держать временно свободные средства на депозитах в коммерческих банках, заключать сделки с частными предприятиями и госкомпаниями и распоряжаться переданным им имуществом.

Законодательный статус госкорпораций позволяет им представлять интересы государства, а также выступать учредителем различных ГЧП. Госкорпорации, в отличие от ФГУПов, могут привлекать не только государственные, но и частные инвестиции. По сути, каждая госкорпорация – это отраслевая инвестиционная компания, которая может стимулировать инновационную активность, создавая совместные организационные структуры, в том числе и государственно-частные, кредитуя их и направляя инвестиции в инновационную деятельность, поощряемую государством.

Таким образом, можно  сделать следующий вывод. Важно  найти оптимальное для хозяйственного механизма каждой отдельно взятой страны сочетание качественных и количественных показателей отраслей национальной экономики. В данном случае правительство России отчасти уже решило, а отчасти должно решить для себя, какие отрасли экономики могут и должны остаться государственными, а какие перейти в негосударственную собственность. А в тех отраслях экономики, где правительство считает возможным сочетание и государственного, и негосударственного секторов, следует четко определиться с количественными показателями (долями) такого сочетания.

Итак, государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам. Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы: несамостоятельные публично-правовые предприятия; самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права; юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права. Важную роль в созидании рыночной экономики играет деятельность государственных корпораций, которые наряду с негосударственными корпорациями и предприятиями остаются важным стабилизирующим фактором устойчивого промышленного и сельскохозяйственного роста страны.

Вывод по главе 1.

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Основными экономическими агентами, принимающими решения в  рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий. Важную роль в созидании рыночной экономики играет деятельность государственных корпораций, которые наряду с негосударственными корпорациями и предприятиями остаются важным стабилизирующим фактором устойчивого промышленного и сельскохозяйственного роста страны.

 

 

2. ПАРТНЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО СЕКТОРОВ

 

2.1.Понятие  и сущность государственно-частного  партнёрства

 

    Неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики всегда служило конструктивное взаимодействие государственного сектора (государственной и муниципальной власти) и частного сектора (бизнеса). Характер этого взаимодействия, методы и конкретные формы различаются в зависимости от зрелости и национальных особенностей рыночных отношений. При этом государство никогда не бывает свободным от выполнения своих социально ответственных функций, связанных с общенациональными интересами, а бизнес, в свою очередь, всегда остаётся источником и мотором развития народного хозяйства и приращения общественного богатства. В экономике ряда развитых и развивающихся стран в последние десятилетия сложилось совершенно особое качество взаимодействия государственного и частного сектора, выходящее за рамки как патернализма со стороны государства, так и простого использования властными структурами возможностей предпринимателей для реализации общественно значимых целей. Речь идёт о партнёрстве государственного и частного сектора, обозначаемого в научной литературе и хозяйственной практике термином «государственно-частное партнёрство – ГЧП».

Многообразные формы  партнёрства, в том числе концессии, известны издревле, но получили мощный импульс в 1990-е годы в связи с процессами либерализации, приватизации и глобализации. Проблематику ГЧП разрабатывают ряд российских учёных: В.Г. Варнавский, Ю.В. Зворыкина, М.М. Загорулько, М.А. Дерябина, Л.И. Цедилин и другие19. Актуальность, проблематика, предпосылки, модели, механизмы, формы и методология ГЧП, в общем, и концессии, в частности, была рассмотрена  авторами в ряде научных работ 20.

Теоретическая концепция  механизма государственно-частного партнерства предполагает следующую его трактовку. Это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях21. Развернутое определение механизма государственно-частного партнерства предлагает В.Г. Варнавский. Он считает, что в современном понимании государственно-частное партнерство - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности22.

Информация о работе Современная рыночная экономика: частный и государственный сектор