Современная рыночная экономика: частный и государственный сектор

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование современной рыночной экономики, а именно система экономического регулирования развития частного и государственного секторов экономики.
Достижение поставленной цели предполагается посредством решения следующих задач:
1.Рассмотреть понятие рынка и рыночной экономики;
2.Провести анализ предприятия как основного звена рыночной экономики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика рыночной экономики……………………………….5
1.1. Понятие рынка и рыночной экономики…………………………..….5
1.2. Предприятие – основное звено рыночной экономики………………9
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………….14
2. Партнерство государственного и частного секторов……………………..25
2.1.Понятие и сущность государственно-частного партнёрства………25
2.2. Государственно-частное партнерство в условиях
мирового кризиса……………………………………………….….……..35
Заключение………………………………………………………….….………39
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Cовременная рыночная экономика частный и государственный сектор курсовая Сарбагышева Нурсултана Канатбековича группа115.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Санкт-Петербургский  имени В.Б. Бобкова филиал

Российской  таможенной академии

______________________________________________

Кафедра экономической теории

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

 

на тему: «Современная рыночная экономика: частный и

государственный сектор»

 

 

Выполнил: студент 1-го курса  
очной формы обучения таможенного факультета,

группа 115

Сарбагышев Н.К

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1.Общая характеристика  рыночной экономики……………………………….5

1.1. Понятие рынка и  рыночной экономики…………………………..….5

1.2. Предприятие – основное  звено рыночной экономики………………9

1.3. Государство как  хозяйствующий субъект………………………….14

2. Партнерство государственного  и частного секторов……………………..25

2.1.Понятие и сущность  государственно-частного партнёрства………25

2.2. Государственно-частное  партнерство в условиях 

мирового кризиса……………………………………………….….……..35

Заключение………………………………………………………….….………39

Список использованных источников……………………………..……..……42

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из центральных  элементов начавшейся в России с  начала 90-х годов экономической реформы была задача по осуществлению так называемого разгосударствления национальной экономики. Этот процесс длится уже более 20 лет, однако по истечении такого периода времени целый ряд ключевых проблем так и остался не решенным. Эффективность государственного сектора остается низкой, до сих пор отсутствует единая стратегия развития госсектора, не построена унифицированная система управления госсектором. До сих пор имеются, с одной стороны, принципиальные разночтения в понимании госсектора, а с другой стороны - грубые ошибки в имеющихся определениях госсектора как элемента национальной экономики. Нормативно-правовая неурегулированность данного понятия тормозит практические действия по нормализации деятельности предприятий госсектора и формированию эффективной системы управления им. Ситуация дополнительно осложняется существующими неверными идеологическими установками, в соответствии с которыми госсектор всегда и везде является заведомо неэффективным по сравнению с частным сектором экономики. Сложившееся положение вещей привело к реализации необдуманных схем приватизации, подрыву конкурентоспособности важнейших отраслей российской экономики и становлению иррациональных отношений между государственным и негосударственным секторами национальной экономики. В этой связи актуализируется целый комплекс вопросов, связанных с выяснением особенностей функционирования российских секторов экономики, направленности их эволюции и соответствия данного процесса общемировым тенденциям.

Целью работы является исследование современной рыночной экономики, а именно система экономического регулирования развития частного и государственного секторов экономики.

Достижение поставленной цели предполагается посредством решения  следующих задач:

1.Рассмотреть понятие рынка и рыночной экономики;

2.Провести анализ предприятия как основного звена рыночной экономики;

3. Определить роль государства в рыночной экономике;

4. Изучить тенденции партнерства государственного и частного секторов на современном этапе развития рыночной экономики в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

1.1. Понятие рынка и рыночной экономики

 

В экономической теории понятие  «рынок» трактуется неоднозначно. Так, Эд. Дж. Долан и Д. Е. Линдсей определяют рынок, как «любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом»1, указывая на ведущую роль торговли в процессе рыночного взаимодействия.

Определение «рынка» как «совокупности  покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к  возможности обмена»2 дают Р. Пиндайк и Д. Рубинфельд.

Авторами учебника «Экономика крестьянского  хозяйства» дается определение «рынка» с точки зрения согласования интересов товаропроизводителей и потребителей - «рынок- организация экономических и социальных отношений товарного производства, которая обеспечивает автоматическое согласование интересов товаропроизводителей с интересами потребителей»3.

Марксистская теория определяет рынок  «как сферу, систему отношений и форму обмена товарами и услугами посредством купли-продажи»4. Институциональная теория определяет рынок «как механизм по передаче прав собственности»5.

В современной неоклассической  экономической литературе наиболее часто используется определение  рынка, данное французским экономистом А. Курно (1801-1877 гг.) и экономистом А. Маршаллом (1842-1924 гг.). "Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться"6. В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

Английский экономист  У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает "тесноту" взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

В учебнике политэкономии  под редакцией В. Медведева и  Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения"7. Здесь возникает ряд других вопросов: 1. Что это за законы товарного производства и обращения? 2. Как понимать совокупность отношений товарного и денежного обращения? Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.

Рынок - есть тип хозяйственных  связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов"8. Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.

Таким образом, различные направления  экономической теории в основу понятия «рынок» закладывают различные признаки. Суммируя приведенные определения, дадим его обобщенное определение. Рынок представляет собой систему отношений между продавцами и покупателями, при помощи которых они вступают в контакт по поводу купли-продажи товаров или ресурсов. Эти контакты между продавцами и покупателями предполагают какие-то соглашения между ними, в соответствии с которыми осуществляется обмен по установленной цене. При обмене происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности, то есть взаимная передача прав собственности.

В широком смысле слова рынок - это социальный механизм, осуществляющий связь между производителями, между производителями и потребителями благ и ресурсов.

В качестве производителей и потребителей на рынке могут выступать различные экономические агенты, или субъекты, рынка. Экономические агенты - это участники рыночных экономических отношений, обладающие собственностью на факторы производства и принимающие экономические решения. Основными экономическими агентами являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство. Положение каждого экономического агента зависит от его собственности на ресурсы. Например, если экономический агент обладает лишь собственной рабочей силой, то его возможности влиять на организацию производства и распределение доходов незначительны. Если же участник рынка владеет как своей рабочей силой, так и денежным капиталом, то у него значительно больше возможностей организовать и управлять предприятием и распределять доходы.

Домашние хозяйства как экономические  агенты принимают решения, главным  образом, о потреблении благ, необходимых  для поддержания жизнедеятельности членов семьи. В качестве домашнего хозяйства могут выступать как семья, так и индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство. В конечном итоге все экономические ресурсы принадлежат домашним хозяйствам, но они распределены крайне неравномерно между ними. Абсолютное большинство домашних хозяйств владеют и распоряжаются рабочей силой. В рыночной экономике рабочая сила является главным товаром, создаваемым в рамках домашнего хозяйства и предлагаемым на рынке факторов производства. Получая доходы от продажи своих ресурсов, домашние хозяйства принимают решения о распределении ограниченных доходов для приобретения различных потребительских благ. Главный экономический интерес домашних хозяйств состоит в том, чтобы максимизировать полезность приобретаемых благ. Выбор потребительских благ домашними хозяйствами формирует спрос в рыночной экономике.

Производимые блага - это и материальные блага и услуги, поэтому когда речь идет о предприятии, то имеют в виду и чисто производственные предприятия, и торговые, и финансовые, и обслуживающие. В длительном историческом процессе возникновения и развития рыночной экономики производство благ отделилось от домашних хозяйств и стало осуществляться на предприятиях. Главный экономический интерес предприятия состоит в том, чтобы максимизировать прибыль. Другими экономическими мотивами деятельности предприятий могут быть максимизация продаж, увеличение доли на рынке, удержание монопольных позиций на рынке, стабильный экономический рост, увеличение рыночной стоимости предприятия. Решения предприятий об объеме и структуре производства формируют предложение на рынке.

Государство как экономический  агент, а точнее правительство, принимает решения о перераспределении благ, производимых в частном секторе, и о производстве так называемых общественных благ. К последним относятся блага, потребляемые совместно, например почта, общественная безопасность, образование, общественное здравоохранение. Перераспределение производимых благ государство может осуществлять, например, с целью помощи инвалидам и безработным. Экономические интересы государства отражают интересы общества в целом. Важнейшими из них являются поддержание экономического роста для удовлетворения растущих потребностей общества, повышение эффективности национальной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Экономические агенты действуют в  разных условиях, на разных рынках, отличающихся по месту их расположения и по широте охвата, по объекту купли-продажи, по тому, как там устанавливаются цены и т.д.

Итак, рынок представляет собой  совокупность социально-экономических отношений товаропроизводителей, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

 

1.2. Предприятие – основное звено рыночной экономики

 

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Характеристика предприятия  предполагает определение его основных признаков, делающих его самостоятельным субъектом рыночных отношений:

  • организационное единство подразумевает наличие на предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления; 
  • производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию; 
  • наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях; 
  • имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности; 
  • оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

В соответствии с Гражданским  кодексом РФ главной целью коммерческого предприятия является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами. Так как экономика представляет собой сложнейшую систему, то наряду с основной целью на каждом предприятии существует целый комплекс разно уровневых целей, которые определяют стратегию деятельности и составляют «дерево» целей данного предприятия.

Функционирование предприятий  в рыночных условиях предполагает решение ряда задач, к важнейшим из которых можно отнести следующие:

  • бесперебойный и ритмичный выпуск высококачественной продукции в соответствии с имеющимися производственными возможностями;
  • удовлетворение общественных потребностей в продукции, всемерный учет требований потребителей, формирование эффективной маркетинговой политики;
  • эффективное использование производственных ресурсов (основного капитала, материальных, финансовых и трудовых ресурсов), повышение эффективности производства;
  • разработка стратегии и тактики поведения предприятия на рынке;
  • обеспечение конкурентоспособности предприятия и продукции, поддержание высокого имиджа предприятия;
  • совершенствование организации производства, труда и управления; использование новейших достижений НТП в производстве;
  • обеспечение социальной эффективности производства (рост квалификации и большей содержательности труда работников, повышение их уровня жизни, создании благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе).

Информация о работе Современная рыночная экономика: частный и государственный сектор