Современная рыночная экономика: частный и государственный сектор

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование современной рыночной экономики, а именно система экономического регулирования развития частного и государственного секторов экономики.
Достижение поставленной цели предполагается посредством решения следующих задач:
1.Рассмотреть понятие рынка и рыночной экономики;
2.Провести анализ предприятия как основного звена рыночной экономики;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Общая характеристика рыночной экономики……………………………….5
1.1. Понятие рынка и рыночной экономики…………………………..….5
1.2. Предприятие – основное звено рыночной экономики………………9
1.3. Государство как хозяйствующий субъект………………………….14
2. Партнерство государственного и частного секторов……………………..25
2.1.Понятие и сущность государственно-частного партнёрства………25
2.2. Государственно-частное партнерство в условиях
мирового кризиса……………………………………………….….……..35
Заключение………………………………………………………….….………39
Список использованных источников…………………

Работа содержит 1 файл

Cовременная рыночная экономика частный и государственный сектор курсовая Сарбагышева Нурсултана Канатбековича группа115.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

Задачи предприятия  определяются интересами его собственников, потенциалом и другими факторами внешней и внутренней среды. В современных условиях перед многими отечественными предприятиями нередко стоят совершенно иные цели и задачи. Так, основной целью может являться не получение прибыли, а, например, обеспечение стабильной работы предприятия, завоевание рынка, бесперебойная реализация продукции или своевременная выплата достойной заработной платы работникам.

По данным Минфина, средние предприятия в российской экономике составляют до 85% от общего числа предприятий. Малое предпринимательство объединяет около 10 млн работающих из около 80 млн человек, занятых в экономике России. Причем примерно одна треть малых предприятий работает в г. Москве. Количество промышленных предприятий в малом бизнесе составляет 6,8% от общей численности малых предприятий. При этом рентабельность малых промышленных предприятий составляет 3,8%, а у средних и крупных – 17,9%.9 Таким образом, основную массу занятых в России составляют работники средних предприятий, при этом значительная доля их трудится на градообразующих предприятиях.

При оценке работы российской промышленности важно обратить внимание на странную ситуацию: при росте производства продукции российской промышленности увеличение импорта по выпускаемой ею номенклатуре превышает в разы этот рост. За последние годы при росте объемов машиностроения на 3-4% рост импорта составляет 10-15% в год10. Особенно это заметно в пищевой промышленности.

Российская промышленность сегодня не в состоянии полностью обеспечить свой внутренний рынок и даже не пытается это сделать. Монопольное присутствие на рынке вполне обеспечивает безбедное и длительное существование многих производств и заводов.

К настоящему времени стало очевидным, что проявляются новые ограничения для роста российской промышленности.

Во-первых, совокупная покупательная  способность в России гораздо  ниже, чем в других странах. В России 142 миллиона человек со средним доходом 200 долларов в месяц, в КНР − 2 миллиарда человек с доходами в 40 долларов. Есть еще Индия с населением свыше 1 миллиарда. Есть Соединенные Штаты, где населения в два раза больше чем в России, и оно имеет доходы на порядок выше. Получается, что наш внутренний рынок мал и сложен по структуре: примерно 10% населения страны обладают очень высокими доходами и ориентированы на потребление импорта, а около 37 процентам граждан денег хватает только на приобретение продуктов питания и одежды11. Они ориентированы даже не на российские, а на дешевые китайские товары. Возможности для развития российского среднего и малого бизнеса быстро будут исчерпаны из-за небольшого спроса внутри страны. Поэтому легкая промышленность, пищевая промышленность, машиностроение и прочее смогут расти, только если переориентируются на внешний рынок.

Вторым ограничением будет осложнение проблем обеспечения  экономики рабочими кадрами. Сегодня, когда крупный бизнес в состоянии выплачивать высокую зарплату и предоставлять социальные пакеты, в ряде регионов становится заметна внутри региональная миграция трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных, наносящая ущерб многим производствам. Отсутствие трудовых ресурсов особенно явно чувствуют предприятия машиностроения, текстильной и легкой промышленности, где средний возраст работающих подходит к 50-55 годам.

Третьим ограничением для  ряда отраслей является сырьевая зависимость от импортных поставок. Не секрет, что импорт мяса достигает более одного миллиона тонн в год. Такое же положение складывается с поставками хлопка и другого сырья для перерабатывающей промышленности.

Четвертым ограничением является невосприимчивость предприятий  традиционных отраслей промышленности к каким-либо нововведениям в  силу своей монополности и закрытым циклом производства.

Пятое ограничение – низкая рентабельность производства, что не дает необходимых средств для проведения реконструкции предприятий ни за свой счет, ни за счет кредитов частных банков. Развитие данных производств возможно только при активном участии государства, в том числе и в финансировании этой реструктуризации. Поэтому реструктуризация отдельных производств, созданных в советское время, возможна только для узкого числа предприятий с высокой рентабельностью и имеющих активно растущий рынок сбыта. В остальных секторах реконструкция отраслей без создания новых мощностей и целых производств (возможно, и на базе уже имеющихся мощностей и инфраструктуры) невозможна.

Итак, основными экономическими агентами, принимающими решения в рыночной экономике, являются домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство. Сферу действия домашних хозяйств и частных фирм принято называть частным сектором экономики, а сферу действия государства и государственных предприятий называют государственным сектором. В частном секторе соответственно выделяется сектор домохозяйств и предпринимательский сектор. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

1.3. Государство как хозяйствующий субъект

Как показывает практика, рынок в чистом виде не существует ни в одной стране. Избавляя общество от товарного дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная экономика не может решать социально-экономические проблемы, особенно те, которые невозможно измерить в деньгах, а значит, и решать их на рыночной основы. Это, во-первых, система национальной обороны, правопорядка единой энергетической системы, народного образования и здравоохранения и т. п. Эти товары и услуги должно полностью обеспечивать государство, финансируя их из средств государственного бюджета за счет налогов и других платежей.

Совершенно ясно, пишет А. Н. Асаул, что «рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты»»12. Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние других членов общества. В качестве примера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и пр.

Регулирование внешних  эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия  внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.

Таким образом, корректировка  государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах.

Итак, к объективным причинам включения государства в экономическое регулирование относятся, прежде всего13:

1. Невозможность успешного  развития экономики вне определенности ее территориального пространства.

2. Необходимость постоянного  воспроизводства и поддержания  экономической среды, определяющей коренные цели развития страны и долговременные интересы всего населения..

3. Создание и поддержание  баланса экономических интересов в стране требует от государства взвешенной политики и выбора приоритетов развития в целях консолидации общества.

4. Поступательное развитие  производительных сил страны предполагает определенность институционого целее полагания и корректировки диспропорций, возникающих между фазами воспроизводства (производством, распределением, обменом, потреблением), между спросом и предложением. Все экономические реформы в мире были направлены на преодоление накопленных диспропорций в воспроизводстве и создание более действенных механизмов по их предотвращению.

5. Необходимость учета  общемировых тенденций развития  приводит к необходимости создания  и поддержки развитой коммуникационной  и информационной инфраструктуры, необходимой для осуществления экономического взаимодействия на рынке, которое требует не только государственного регулирования, но и согласованных действий нескольких стран.

Таким образом, для смягчения  или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны государства в сочетании с само регуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.

Помимо участия государства  в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта.  Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам. Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:

  • несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
  • самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации);
  • юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Практически все эксперты отмечают, что за последнее время  резко увеличилось государственное присутствие в экономике. Правда, никто не может привести конкретных цифр государственного участия. Но большинство экспертов склоняются к тому, что если несколько лет назад экономисты говорили, что доля госсектора в ВВП составляет 34%, то сегодня если просуммировать объемы производства всех госкомпаний и ФГУПов, эта цифра составит не менее 50% ВВП14. Также эксперты считают, что в ближайшее время присутствие государства в экономике будет только увеличиваться.

Таким образом, налицо по существу огромный государственный  холдинг. Общие параметры государственного сектора:

  • объем реализованной продукции 10 самых больших государственных корпораций составляет более 20% российского ВВП;
  • в десятке наиболее крупных по объемам реализации российских компаний шесть принадлежат государству;
  • «Газпром», формирующий около 8% бюджета страны, по уровню капитализации вошел в тройку мировых лидеров;
  • доля госсектора в экономике страны оценивается, как уже отмечено выше, на уровне не менее 50% ВВП15.

Крупнейшие государственные  компании можно разделить на несколько групп предприятий, монопольно контролирующих определенные виды деятельности:

  • инфраструктура – транспортная (РЖД, «Газпром», «Транснефть», «Транснефтепродукт», «Госкорпорация по организации воздушного движения»), коммуникационная («Связьинвест», «Почта России», ФАПСИ, собственные системы связи Минобороны РФ, «Газпрома», РЖД, РАО «ЕЭС»), энергетическая («ЕЭС России», «Росэнергоатом», ТВЭЛ);
  • добыча и экспорт сырья − «Роснефть», алмазная монополия «АЛРОСА», «Газпром», дочка «Газпрома» нефтяная компания «Газпромнефть» (бывшая «Сибнефть»). По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), госкомпании контролируют 33% добычи нефти и 80% газа в России;
  • оборонно-промышленный комплекс – «Росавиакосмос», судостроение, авиационная промышленность, ФПГУ по видам вооружений. Уже несколько лет государство пытается объединить предприятия ВПК в холдинги, специализирующиеся на производстве отдельных видов вооружения. Пока этот процесс идет очень медленно, но неуклонно продолжается;
  • финансовый комплекс – государственные банки и негосударственные, но так или иначе аффилированные с государством пенсионные фонды и страховые компании, прежде всего − Сбербанк, Внешторгбанк, Россельхозбанк, Газпромбанк, Внешэкономбанк, Еврофинанс-Моснарбанк, Росэкимбанк, Российский банк развития, НПФ «Газпром», «СОГАЗ» и т.д. Доля около двух десятков таких кредитных организаций в совокупных активах сектора приближается к 40%. Сбербанк контролирует около 54% рынка банковских вкладов физических лиц. Группировка госбанков активно растет. Внешторгбанк, в свое время купивший Гута-банк и преобразовавший его в ВТБ-24, в этом году поглотил санкт-петербургский Промстройбанк. Газпромбанк объявил о своих планах купить в разных регионах России 3-5 мелких банков и преобразовать их в свои филиалы. В будущем году ряд этих банков (ВЭБ, Росэкимбанк, Российский банк развития) войдут в создаваемую «Национальную корпорацию развития» (Банк развития), которая, кроме прочего, станет оператором созданного при федеральном бюджете инвестиционного фонда;
  • информационный комплекс – включает в себя ВГТРК с радио и телеканалами, холдинг «Газпроммедиа», контролирующий многие средства массовой информации (НТВ, «Известия», «Эхо Москвы» и др.), РАО «ЕЭС» (REN TV и др.), «Российская газета» и другие издания, включая издания Федерального собрания, министерств и ведомств16.

Надо отметить отличительные  особенности государственных корпораций от хозяйствующих субъектов других форм собственности. С точки зрения контроля за правами все государственные корпорации в той или иной мере контролируются правительством. Государственные корпорации преследуют не только коммерческую цель, но и некоммерческую: занятость населения, финансирование социальной сферы, деятельность в низкорентабельных и заведомо убыточных, но социально важных отраслях производства и т. п.

Информация о работе Современная рыночная экономика: частный и государственный сектор