Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа
Целью работы будет анализ взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения: обладает ли рыночный механизм, предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости? Эта цель определила следующие задачи:
1) анализ понятий совокупного спроса и совокупного предложения;
2) изучение динамики совокупного спроса и совокупного предложения;
3) анализ форм кривых совокупного спроса и совокупного предложения;
4) описание важнейших факторов, вызывающих их смещение;
5) изучение взаимодействия спроса и предложения в макроэкономике
Введение…………………………………………………………………... 3
1. Сущность и факторы совокупного спроса…………………………….. 4
1.1. Определение совокупного спроса. Характер кривой совокупного спроса……………………………………………………………….…….
4
2.2. Неценовые факторы совокупного спроса……………………………….. 7
2. Сущность и факторы совокупного предложения…………………….. 13
2.1. Определение совокупного предложения. Кривая совокупного предложения………………………………………………………………..
13
2.2. Классическая и кейнсианская модели совокупного предложения…….. 14
2.3. Неценовые факторы совокупного предложения………………………... 17
3. Взаимодействие спроса и предложения в макроэкономике………….. 24
3.1. Макроэкономическое равновесие:……………………………………….. 24
3.2. Политика устойчивого экономического роста в России……………….. 26
Заключение……………………………………………………………….. 34
Список использованной литературы…………………………………… 37
Под действием неценовых факторов кривая совокупного спроса смещается (при увеличении спроса сдвигается вправо, при уменьшении — влево) (см. рисунок 2).
2. СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВОКУПНОГО
Совокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта. Иными словами, оно отражает объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране.
Кривая совокупного предложения, АS (от английского aggregate supply), показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике.
Более высокие уровни цен создают стимулы для
производства дополнительного количества
товаров и предложения их для продажи.
Более низкие уровни цен
вызывают сокращение производства товаров.
Поэтому зависимость между уровнем цен
и объемом национального продукта, который
предприятия выбрасывают на рынок, является
прямой, или положительной.
Графический анализ кривой совокупного предложения АS является более сложным, нежели исследование кривой АD. Важно сразу сделать оговорку, что в рядах экономистов кейнсианской и неоклассической школ не существует полного единодушия в определении конфигурации этой кривой. Необходимо построить «синтетическую» кривую совокупного предложения. Такое название ей дано потому, что эта кривая отражает синтез различных взглядов представителей кейнсианства и неоклассиков.
Кривая совокупного предложения АS (рисунок 3) отражает изменения реального объема производства, или выпуска, в связи с изменением общего уровня цен.
Обычная кривая краткосрочного предложения отдельной конкретной фирмы имеет положительный наклон. Это означает, что при более высокой цене производитель будет расширять производство. Почему же кривая АS имеет несколько иную форму?
Ответ заключается в том, что в масштабе всей экономики могут сложиться три различных ситуации:
Таким образом, кривая АS как бы «склеена» из трех отрезков: горизонтального, промежуточного и вертикального. Горизонтальный отрезок в экономической литературе называется «кейнсианским», а вертикальный «классическим». Смысл этих наименований связан с той трактовкой, которую дают кейнсианская и классическая школы взаимозависимости между уровнем цен и реальным объемом ВВП (Y).
2.2. КЛАССИЧЕСКАЯ И КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛИ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Форма кривой АS интерпретируется по-разному в классической и кейнсианской школах. Изменения величины совокупного предложения под влиянием одного и того же фактора, скажем, совокупного спроса, могут оказаться разными. Это зависит от того, учитываем ли мы изменения совокупного спроса за короткий отрезок времени или же нас интересуют долгосрочные последствия воздействия данного фактора.
Различие
между краткосрочным (обычно до 2-3-х лет) и долгосрочным
периодом в макроэкономике связывают
главным образом с поведением номинальных
и реальных переменных. В краткосрочном
периоде номинальные величины (цены, номинальная
заработная плата, номинальная ставка
процента)
под воздействием рыночных колебаний
изменяются медленно, обычно говорят об
их относительной "жесткости". Реальные
величины (объем выпуска, уровень занятости,
реальная ставка процента) - более подвижные,
"гибкие". В долгосрочном периоде,
наоборот, номинальные величины в итоге
изменяются
достаточно сильно, их считают "гибкими", а реальные меняются крайне
медленно, так что для удобства анализа
их часто рассматривают как постоянные. 1
Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения в классической теории строится, исходя из следующих условий:
Кривая АS в этих условиях вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов.
Объяснение формы кривой АS в классической модели связано с анализом рынка труда, поскольку труд считается главным фактором, изменения которого могут влиять на уровень выпуска в краткосрочном периоде.
Рост общего
уровня цен снижает реальную заработную
плату, следовательно, спрос на труд
превысит предложение на рынке труда
(рабочие и предприниматели
Сдвиги АS возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая АS в долгосрочном периоде (LRAS – от английского long run aggregate supply curve) фиксирована на уровне потенциального выпуска, и любые колебания совокупного спроса отражаются лишь на уровне цен (см. рисунок 4).
Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени. Анализ совокупного предложения базируется на следующих предпосылках:
реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.
Кривая АS в кейнсианской модели горизонтальна (в крайнем случае, при жестких ценах и номинальной заработной плате) или имеет положительный наклон (при жесткой номинальной заработной плате и относительно подвижных ценах).
Причинами относительной
жесткости номинальных величин
в краткосрочном периоде
действия контрактов на поставки сырья
и готовой продукции, деятельность профсоюзов,
эффект "меню" и т.д.
Например, если
издержки переиздания каталогов
с ценами на выпускаемую продукцию
достаточно велики и сам процесс
переиздания требует
Если номинальная
заработная плата достаточно жесткая,
а цены относительно гибкие, то их рост,
вызванный увеличением
Разумность
и реальность предположений об относительной
жесткости цен на коротких временных
интервалах подтверждается типичным поведением
бизнеса. В обычных условиях у
большинства фирм имеются избыточные
мощности, запасы готовой продукции
на складах, а также возможность
использовать сверхурочную работу или
нанять дополнительных работников (особенно
в условиях неполной занятости). Поэтому
в краткосрочном периоде расширение спроса
всегда может быть встречено увеличением
объема продаж без какого-либо существенного
изменения цен.
Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая АS ограничена справа уровнем потенциального выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой АS.
Таким образом,
объем совокупного предложения
в краткосрочном периоде
(предложения) и лишь впоследствии могут
отразиться на уровне цен (рисунок 5, где SPAS
— краткосрочная кривая совокупного
предложения, от английского short run aggregate
supply curve). Эмпирические данные подтверждают
это положение.
Если правительство
хочет увеличить объем выпуска
в экономике, то, согласно кейнсианскому
подходу, оно должно стимулировать
совокупный спрос при помощи фискальной
и денежной политики, например, увеличить
государственные расходы, снизить налоги,
расширить предложение денег и т.п.
(см. рисунок 5).
2.3. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Анализ формы
кривой совокупного предложения показал,
что реальный объем национального производства
увеличивается, когда экономика движется
слева направо, проходя кейнсианский и
промежуточный отрезки совокупного предложения.
Эти изменения в объеме национального
производства являются результатом движения
по кривой совокупного предложения,
что необходимо отличать от смещений самой кривой
совокупного предложения. Иными словами,
существующая кривая совокупного предложения
устанавливает зависимость между уровнем
цен и реальным объемом национального
производства, при прочих равных условиях.
Но когда одно или несколько из этих "прочих
условий" изменяются, смещается сама
кривая совокупного предложения. Смещение
кривой от AS1 к AS2 на рисунке 6 указывает
на увеличение совокупного предложения.
На промежуточном и классическом отрезках
кривой совокупного предложения она сдвигается
вправо, указывая на то, что все вместе
взятые предприятия будут производить
больший реальный объем национального
продукта, чем прежде, при данном уровне
цен. На кейнсианском отрезке кривой совокупного
предложения увеличение совокупного предложения
означает снижение уровня цен при различных
уровнях объема национального производства
(нисходящая кривая совокупного предложения).
Для удобства называют увеличение совокупного
предложения смещением кривой вправо,
а не отклонением вправо и вниз. И наоборот,
смещение кривой от AS1 к AS3 будет называться
смещением влево, которое указывает на уменьшение
совокупного предложения. Это значит,
что теперь предприятия будут производить
меньший реальный объем национального
продукта, чем раньше, при данном уровне
цен (или будут назначать более высокие
цены при данном объеме национального
производства).
В таблице 2
перечисляются такие "прочие условия",
при изменении которых кривая
совокупного предложения
взятые, "определяют", или устанавливают,
положение кривой совокупного предложения.
Факторы, указанные в таблице, имеют одну
общую черту: когда они изменяются, то
меняются и издержки на единицу продукции.
Решения предприятия, касающиеся объема
предложения, принимаются на основе уровня производственных
издержек и доходов. Предприятия стремятся
к прибыли, которая представляет собой
разницу между ценой продукта и издержками
на единицу продукции. Вследствие повышения
цен на товары, то есть более высокого
уровня цен, предприятия увеличивают реальный
объем производства. А узкие места в производстве
означают, что издержки на единицу продукции
имеют тенденцию
к повышению, когда производство расширяется
по направлению к полной занятости. Поэтому
кривая совокупного предложения на промежуточном
отрезке отклоняется вверх. 2
Таблица 2 – Неценовые факторы совокупного предложения. Факторы, смещающие кривую совокупного предложения
Изменения цен на ресурсы |
Изменения в производительности |
Изменения правовых норм |
|
а)производитель-ность |
|
Важно отметить,
что кроме изменений в реальном объеме
национального производства есть и другие факторы,
изменяющие издержки на единицу продукции.
Эти факторы перечислены в таблице 2. Когда
один или несколько факторов изменяются,
то происходят изменения и в издержках
на
единицу продукции при данном уровне цен.
Это значит, что кривая совокупного предложения
смещается. Точнее говоря, уменьшение
издержек на
единицу продукции такого типа смещает
кривую совокупного предложения вправо.
И наоборот, увеличение издержек на единицу
продукции смещает
кривую совокупного предложения влево.
Повторяем: когда издержки на единицу
продукции изменяются под воздействием
определенных факторов, кроме изменений
в объеме национального производства,
все фирмы, вместе взятые, изменяют объем
национального производства, который
они производят при данном уровне цен.
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение