Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы будет анализ взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения: обладает ли рыночный механизм, предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости? Эта цель определила следующие задачи:
1) анализ понятий совокупного спроса и совокупного предложения;
2) изучение динамики совокупного спроса и совокупного предложения;
3) анализ форм кривых совокупного спроса и совокупного предложения;
4) описание важнейших факторов, вызывающих их смещение;
5) изучение взаимодействия спроса и предложения в макроэкономике

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
1. Сущность и факторы совокупного спроса…………………………….. 4
1.1. Определение совокупного спроса. Характер кривой совокупного спроса……………………………………………………………….…….
4
2.2. Неценовые факторы совокупного спроса……………………………….. 7
2. Сущность и факторы совокупного предложения…………………….. 13
2.1. Определение совокупного предложения. Кривая совокупного предложения………………………………………………………………..
13
2.2. Классическая и кейнсианская модели совокупного предложения…….. 14
2.3. Неценовые факторы совокупного предложения………………………... 17
3. Взаимодействие спроса и предложения в макроэкономике………….. 24
3.1. Макроэкономическое равновесие:……………………………………….. 24
3.2. Политика устойчивого экономического роста в России……………….. 26
Заключение……………………………………………………………….. 34
Список использованной литературы…………………………………… 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ. 2 КУРС..docx

— 196.32 Кб (Скачать)

Чтобы понять, что приводит к изменениям в объеме национального выпуска, следует  отличать изменения в объеме спроса на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен, от изменений в совокупном спросе, вызванных изменениями одной или нескольких неценовых детерминант совокупного спроса.

Как показано на рисунке 2, увеличение совокупного  спроса представлено отклонением кривой вправо — от AD1 к AD2. Этот сдвиг показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. И наоборот, уменьшение совокупного спроса показано как сдвиг кривой 
влево — от AD1 к AD3. Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен. 
Другими словами, показанные на рисунке изменения в объеме совокупного спроса происходят в том случае, если изменяется один или несколько 
факторов, которые раньше считались постоянными.

 

 

Рисунок 2. Изменения совокупного спроса

 

Эти неценовые  факторы, или рычаги, сдвигающие совокупный спрос, перечислены в таблице 1.

 

 

 

 

Таблица 1 –  Неценовые факторы совокупного  спроса

 

Изменения в потребительских расходах

Изменения в инвестиционных расходах

Изменения в государственных расходах

Изменения в расходах на чистый объём  экспорта

  1. благосостояние потребителя;
  2. ожидания потребителя;
  3. задолженность потребителя;
  4. налоги.
  1. процентные ставки;
  2. ожидаемые прибыли от инвестиций;
  3. налоги с предприятий;
  4. технология;
  5. избыточные мощности.
  1. государственные расходы
  1. национальный доход в зарубежных странах;
  2. валютные курсы;

 

Рассмотрим  все элементы таблицы по порядку.

Потребительские расходы. Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от изменений в уровне 
цен. В таком случае сместится вся кривая совокупного спроса. Она сдвинется влево от AD1 к AD3, как показано на рисунке 2, когда потребители примут решение покупать меньше товаров, чем раньше, при данном уровне цен. И наоборот, кривая сместится вправо от AD1 к AD2, когда потребители примут решение увеличить объем закупок при данном уровне цен.

Изменения одного или нескольких неценовых факторов могут изменить характер расходов потребителей и тем самым сместить кривую совокупного 
спроса. Как указано в таблице 1, такими факторами являются: благосостояние потребителя, ожидания потребителя, задолженность потребителя 
и налоги.

Благосостояние  потребителя. Материальные ценности состоят из всех активов, которыми владеют потребители: финансовых активов, таких, как акции и облигации, и недвижимости (дома, земля). Резкое уменьшение реальной стоимости активов потребителей приводит к увеличению их сбережений (к уменьшению покупок товаров), как к средству восстановления их благосостояния. В результате сокращения потребительских расходов совокупный спрос уменьшается и кривая совокупного спроса смещается влево. И наоборот, в результате увеличения реальной стоимости материальных ценностей потребительские расходы при данном уровне цен возрастают. Поэтому кривая совокупного спроса смещается вправо. Важное соображение: в данном случае мы не имеем в виду рассмотренный ранее эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков, который предполагает постоянную кривую совокупного спроса и является следствием изменений в уровне цен. В противоположность этому изменения в реальной стоимости материальных ценностей, о которых идет речь, не зависят от изменений уровня цен; это неценовой фактор, который смещает всю кривую совокупного 
спроса. Примером может служить резкое повышение курса акций, которое приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне 
цен. А резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли приведет к уменьшению благосостояния потребителя, независимо от изменений в общем уровне цен.

Ожидания  потребителя. Изменения в характере потребительских расходов зависят от прогнозов, которые делают потребители. Например, когда люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы тратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают (сбережения в это время уменьшаются) 
и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот, если люди полагают, что в будущем их реальные доходы уменьшатся, то их потребительские расходы, а следовательно, и совокупный спрос сократятся.

Точно так  же массовое ожидание новой волны  инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос, потому что потребитель может  принять решение купить товары до повышения цен. И наоборот, ожидание снижения цен в ближайшем будущем  приведет к уменьшению сегодняшнего потребления, то есть люди откажутся  от части покупок, чтобы извлечь  выгоду из будущего снижения цен.

Задолженность потребителя. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшейся в результате прежних покупок в кредит, 
может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, 
а кривая совокупного спроса сместится влево. И наоборот, когда задолженность потребителя относительно невелика, они готовы увеличить свои сегодняшние расходы, что приводит к увеличению совокупного спроса.

Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен. Это 
значит, что снижение налогов приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо. С другой стороны, увеличение налогов вызовет уменьшение потребительских расходов и смещение кривой совокупного спроса влево.

Инвестиционные  расходы. Инвестиционные расходы, то есть закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного 
спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы приобрести при данном уровне цен, приведет к смещению кривой совокупного спроса влево. И наоборот, увеличение объемов инвестиционных товаров, которые предприятия готовы купить, приведет к увеличению совокупного спроса. Неценовые факторы, которые 
могут изменить характер инвестиционных расходов, перечислены в таблице 1. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Процентные  ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, 
приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. В данном случае мы не имеем в виду так называемый эффект процентной ставки, который возникает в результате изменения уровня цен. Мы говорим об изменении процентной ставки вследствие, например, изменений 
объема денежной массы в стране. Увеличение денежной массы способствует уменьшению процентной ставки и тем самым увеличению капиталовложений. И наоборот, уменьшение денежной массы ведет к увеличению процентной ставки и сокращению инвестиций.

Ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистические прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может, в свою очередь, стимулировать инвестиции в надежде на будущие прибыли. И наоборот, если перспективы на получение прибылей от будущих инвестиционных программ довольно туманны из-за ожидаемого снижения потребительских расходов, то затраты на инвестиции имеют тенденцию 
к понижению. Следовательно, совокупный спрос тоже уменьшится.

Налоги  с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей (после вычета налогов) корпораций от капиталовложений, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот, сокращение налогов увеличит прибыли (после вычета налогов) от капиталовложений и, возможно, увеличит инвестиционные расходы, а также подтолкнет кривую совокупного спроса вправо.

Технологии. Новые и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в высокотехнологических областях микробиологии и электроники привели к созданию новых лабораторий и производственных мощностей для использования новых технологий.

Избыточные  мощности. Увеличение избыточных мощностей, то есть наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет достаточного 
стимула, чтобы строить новые заводы. И наоборот, если все фирмы обнаруживают, что их избыточные мощности уменьшаются, они готовы строить новые заводы и покупать больше оборудования. Следовательно, инвестиционные расходы увеличиваются и кривая совокупного спроса смещается вправо.

Государственные расходы. Таблица 1 напоминает, что стремление правительства покупать товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Примером может служить решение правительства расширить морской флот. И наоборот, уменьшение правительственных расходов приведет к сокращению совокупного спроса. Пример: сокращение государственных расходов на строительство новых шоссейных дорог.

Расходы на чистый экспорт. Последним неценовым фактором совокупного спроса являются расходы на чистый экспорт. Кривая совокупного спроса смещается и тогда, когда происходят изменения в закупках отечественных товаров зарубежными потребителями независимо от уровня цен в стране. Необходимо снова подчеркнуть— "независимо от изменений уровня цен в стране", чтобы провести четкую грань между этими изменениями и теми, которые связаны с эффектом импортных закупок. Говоря о рычагах, сдвигающих совокупный спрос, мы имеем в виду изменения в чистом 
экспорте, вызванные не изменениями в уровне цен, а другими факторами. Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт), к которому привели эти 
"другие" факторы, смещает кривую совокупного спроса вправо.

Какие неценовые  факторы изменяют объем чистого  экспорта? Это прежде всего национальный доход зарубежных стран и валютные курсы.

Национальный  доход других стран. Возрастание национального дохода иностранного государства увеличивает спрос на отечественные товары и поэтому увеличивает совокупный спрос в стране.Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, то их граждане получают возможность покупать большее количество товаров как отечественного, так и импортного производства. Следовательно, наш экспорт увеличивается вместе с повышением уровня национального дохода у наших торговых партнеров. Уменьшение национального дохода за рубежом имеет противоположный результат: чистый объем нашего экспорта сокращается, смещая кривую совокупного спроса влево.

Валютные  курсы. Рассмотрим влияние этого фактора на примере американского доллара. Изменения курса доллара по отношению к другим валютам являются вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в долларах возрастет. Это значит, что доллар обесценится по отношению 
к иене. То есть, если цена доллара в иенах падает, это значит, что курс иены повышается. В результате нового соотношения доллара и иены японские потребители смогут получить больше долларов за определенную сумму иен. А потребители в Соединенных Штатах получат меньше иен за каждый доллар. Следовательно, для японских потребителей американские товары станут дешевле, чем японские. Между тем потребители в Америке смогут купить меньше японских товаров за определенную сумму долларов. С точки зрения американского экспорта, например, пара американских джинсов за 30 дол. теперь будет стоить, скажем, 2880 иен, а не 3600 иен. А с точки зрения американского импорта японские часы могут стоить теперь 225 дол., а не, скажем, 180 дол. При таких обстоятельствах можно ожидать, что экспорт в США возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, которое, в свою очередь, приведет к увеличению совокупного спроса в США. Вам следует рассмотреть противоположную модель, когда стоимость доллара повышается (а иена обесценивается).

 

Помимо общего уровня цен на совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы:

  • изменения в расходах домохозяйств под влиянием: изменения реальной стоимости богатства (если, например, повысился курс имеющихся у потребителя акций, приведший к росту его благосостояния, то его текущий спрос возрастет), ожиданий потребителей (естественно, ожидание роста цен в будущем приведет к увеличению спроса сегодня, и наоборот), задолженности потребителей (чем больше задолженностей потребителей по кредитам, тем меньше и текущий спрос), подоходного налога (очевидно, что повышение налогов сокращает спрос, и наоборот);
  • изменения в инвестиционных расходах в связи с изменениями: процентной ставки (чем выше процентная ставка за кредит, тем ниже инвестиционный спрос); ожидаемой нормы прибыли от инвестиций (чем прибыльней инвестиционные проекты, тем больше инвестиционный спрос); налогов на предприятия (повышение налогов снижает инвестиции, и наоборот); технологий производства (появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции);
  • изменения в государственных расходах: увеличиваются расходы государства — растет совокупный спрос, уменьшаются — совокупный спрос падает;
  • изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменением: национального дохода в зарубежных странах (если, например, национальный доход Китая растет, то Китай имеет возможность закупать больше товаров в России, что естественно увеличивает совокупный спрос на российские товары) и валютных курсов (если курс национальной валюты падает, это значит, что товары для иностранных покупателей становятся дешевле и спрос на них растет).

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение