Совокупный спрос и совокупное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы будет анализ взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения: обладает ли рыночный механизм, предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости? Эта цель определила следующие задачи:
1) анализ понятий совокупного спроса и совокупного предложения;
2) изучение динамики совокупного спроса и совокупного предложения;
3) анализ форм кривых совокупного спроса и совокупного предложения;
4) описание важнейших факторов, вызывающих их смещение;
5) изучение взаимодействия спроса и предложения в макроэкономике

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3
1. Сущность и факторы совокупного спроса…………………………….. 4
1.1. Определение совокупного спроса. Характер кривой совокупного спроса……………………………………………………………….…….
4
2.2. Неценовые факторы совокупного спроса……………………………….. 7
2. Сущность и факторы совокупного предложения…………………….. 13
2.1. Определение совокупного предложения. Кривая совокупного предложения………………………………………………………………..
13
2.2. Классическая и кейнсианская модели совокупного предложения…….. 14
2.3. Неценовые факторы совокупного предложения………………………... 17
3. Взаимодействие спроса и предложения в макроэкономике………….. 24
3.1. Макроэкономическое равновесие:……………………………………….. 24
3.2. Политика устойчивого экономического роста в России……………….. 26
Заключение……………………………………………………………….. 34
Список использованной литературы…………………………………… 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ. 2 КУРС..docx

— 196.32 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ

 

Факультет «Экономика»

Кафедра экономической  теории и предпринимательства

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по макроэкономике на тему:

 «Совокупный спрос и совокупное предложение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мурадян А.М.

студент 2 курса 421 группы

очной формы  обучения

 

 

г. Ростов- на-Дону

2012 

 

Введение…………………………………………………………………...

3

1.

Сущность и факторы совокупного спроса……………………………..

4

1.1.

Определение совокупного спроса. Характер кривой совокупного спроса……………………………………………………………….…….

 

4

2.2.

Неценовые факторы совокупного спроса………………………………..

7

2.

Сущность и факторы совокупного  предложения……………………..

13

2.1.

Определение совокупного предложения. Кривая совокупного предложения………………………………………………………………..

 

13

2.2.

Классическая и кейнсианская модели совокупного предложения……..

14

2.3.

Неценовые факторы совокупного предложения………………………...

17

3.

Взаимодействие спроса и предложения  в макроэкономике…………..

24

3.1.

Макроэкономическое равновесие:………………………………………..

24

3.2.

Политика устойчивого экономического роста в России………………..

26

 

Заключение………………………………………………………………..

34

 

Список использованной литературы……………………………………

37


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важнейшим методом  исследования экономической теории является метод равновесного анализа. Этот принцип выступает как постулат о равенстве спроса и предложения  на том или ином товарном рынке, а  также равенстве спроса и предложения  на всех взаимосвязанных между собой  рынках - товаров, труда, капитала.

Рыночная  экономика, состоящая из множества  локальных, индивидуальных рынков, сама является одним огромным рынком. И  подобно тому, как для нормального  функционирования отдельного рынка  необходимо равновесие между спросом  и предложением, так и в масштабах  всей экономики необходимо макроэкономическое равновесие. Достижение макроэкономических целей, стабильность экономики возможны только в условиях ее сбалансированности.

Форма кривой предложения трактуется по разному  в классической и кейнсианской экономических  школах. И классическая , и кейнсианская концепции описывают воспроизводственные ситуации, которые вполне возможны в реальной действительности. Поэтому три формы кривой предложения принято объединять в одну линию, имеющую три отрезка: кейнсианский (горизонтальный), промежуточный (восходящий) и классический (вертикальный).

Целью нашей работы будет анализ взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения: обладает ли рыночный механизм, предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости? Эта цель определила следующие задачи:

  1. анализ понятий совокупного спроса и совокупного предложения;
  2. изучение динамики совокупного спроса и совокупного предложения;
  3. анализ форм кривых совокупного спроса и совокупного предложения;
  4. описание важнейших факторов, вызывающих их смещение;
  5. изучение взаимодействия спроса и предложения в макроэкономике

Цели  и задачи определили структуру работы.

Объектом исследования являются совокупный спрос и предложение как экономические явления.

Предметом исследования будет взаимодействие спроса и предложения в макроэкономике

Метод исследования – сравнительный анализ различных подходов, гипотез и точек зрения, касающихся объяснения взаимодействия совокупного спроса и совокупного предложения.

Исходным  материалом для исследования послужили учебники и монографии по экономической теории, а также статьи из экономических периодических изданий.

 

 

1. СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА

 

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА. ХАРАКТЕР КРИВОЙ СОВОКУПНОГО  СПРОСА

 

Совокупный  спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике. Т.е. это тот реальный объем национального производства, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при каждом возможном уровне цен.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень  цен, тем большую часть реального  объема национального производства захотят приобрести потребители  внутри страны, предприятия, правительство, а также зарубежные покупатели. И  наоборот, чем выше уровень цен, тем  меньший объем национального  продукта они захотят купить. Таким  образом, зависимость между уровнем  цен и реальным объемом национального  производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

При отсутствии ограничений со стороны производства, а также при отсутствии сильной  инфляции, рост совокупного спроса стимулирует увеличение объема выпуска  и занятости, оказывая незначительное влияние на уровень цен. Такое  воздействие на экономику в период кризиса 30-х годов оказала государственная  политика стимулирования совокупного  спроса 
в США.

Если экономика  близка к состоянию полной занятости, то рост совокупного спроса вызовет  не столько увеличение объема выпуска (так как практически все мощности уже задействованы), сколько рост цен.

В структуре  совокупного спроса можно выделить:

  1. спрос на потребительские товары и услуги (С);
  2. спрос на инвестиционные товары (I);
  3. спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
  4. спрос на наш экспорт со стороны иностранцев (или спрос на чистый экспорт, если спрос на импорт входит в первые три компонента совокупного спроса) (NX).

Одни компоненты совокупного спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например, потребительские  расходы. Другие — более динамичны, например, инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической  активности.

Кривая совокупного  спроса, АD (от английского aggregate demand), показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Кривая совокупного спроса  внешне напоминает кривую спроса, на отдельном товарном рынке. Но построена эта кривая в иной системе координат (см. рисунок 1.):

На оси  абсцисс указываются значения реального  объема производства (реального ВВП, или выпуска), обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в миллиардах долл.), а уровень цен (Р), или дефлятор.



 

 

 



 

Движение  вдоль кривой АD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

 

МV = РY, отсюда Р =

  или Y =
, где

Р — уровень цен в экономике, в данном случае — индекс цен;

Y — реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос;

М — количество денег в экономике;

V— скорость обращения денег.

Кривая совокупного  спроса отклоняется вниз и вправо, то есть так же, как кривая спроса на отдельный товар. Причины такого отклонения различны. Прежнее объяснение связано с эффектами дохода и замещения. Когда цена на отдельный товар падает, то (постоянный) денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения).

Но эти  объяснения не годятся, когда мы имеем  дело с совокупностями. На рисунке 1, если мы двигаемся вниз по кривой совокупного  спроса, цены 
в целом падают. Поэтому логическое обоснование эффекта замещения (один товар становится дешевле по сравнению со всеми другими товарами) в данном 
случае неприменимо. Соответственно если кривая спроса индивида на отдельный товар предполагает постоянный доход потребителя, то кривая совокупного спроса – изменяющиеся совокупные доходы. Следовательно, когда мы двигаемся вверх по кривой совокупного спроса, то приближаемся к более высокому уровню цен. Но, согласно теории кругооборота доходов, более высокие цены, уплаченные за товары и услуги, вернутся к поставщикам ресурсов в виде возросших доходов - зарплаты, ренты, процентов и прибыли. Поэтому увеличение уровня цен не обязательно означает уменьшение общего номинального дохода страны.

Если траекторию кривой совокупного спроса нельзя объяснить  эффектами замещения и доходов, то почему она отклоняется вниз?

Объяснение  отрицательного наклона кривой АD принято связывать с тремя важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве: 1) эффектом процентной ставки, 2) эффектом реального богатства и 3) эффектом импортных закупок.

Эффект  процентной ставки объясняется следующим образом: если происходит повышение уровня цен в стране, то при допущении неизменного объема денежной массы происходит повышение ставки процента. Нам известно, что, чем выше ставка процента, тем ниже инвестиционный спрос. Но и потребительский спрос реагирует на повышение процентной ставки - ведь многие товары длительного пользования приобретаются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приводит к уменьшению потребительских расходов. Поскольку сокращаются такие важнейшие компоненты совокупного спроса, как I и С, постольку более высокому уровню цен будет соответствовать и меньший объем Y, на который предъявляется спрос.

Во втором случае (эффект богатства) речь пойдет о влиянии изменения уровня цен в стране на величину реального богатства (иногда используется термин «реальные денежные запасы») населения. Богатство домашних хозяйств в значительной части представлено в виде различных финансовых активов: не только денег, но и облигаций, срочных счетов и др., имеющих постоянную номинальную стоимость. Так, если вы имеете облигацию номиналом в 1000 долл., то при повышении уровня цен в 2 раза реальное богатство, представленное этой облигацией, уменьшается в 2 раза. То же самое можно сказать и о деньгах, которые лежат в вашем бумажнике. Уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведет к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой АD.

Эффект  импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта, и в целом компонент NX сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СОВОКУПНОГО СПРОСА

 

Мы видели, что изменения в уровне цен  приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, предприятий, правительства, зарубежных покупателей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального  производства. Это значит, что повышение  уровня цен, при прочих равных условиях, приведет к уменьшению спроса на реальный объем производства. И наоборот, уменьшение уровня цен вызовет увеличение объема производства. Это соотношение представлено на графике (см. рисунок 1) как движение от одной точки до другой по стабильной кривой совокупного спроса. Однако если одно или несколько "прочих условий" меняется, то смещается вся кривая совокупного спроса. Эти "прочие условия" 
мы называем неценовыми факторами совокупного спроса.

Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение