Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:12, курсовая работа
В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные функции и направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по данному вопросу. Также в данной работе мне хотелось бы осветить состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России.
Введение
Глава 1 . Сущность социальной политики государства и ее основные направления
1.1 Сущность социальной политики государства
1.2 Функции и типы социальной политики государства
1.3 Основные направления социальной политики государства
Глава 2. Доходы и занятость как основные составляющие социальной политики
2.1 Доходы и проблемы их формирования в современной рыночной экономике.
2.2 Занятость и безработица: сущность, виды. Основные направления решения проблемы безработицы.
Глава 3. Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России
Заключение
Список используемой литературы
Для граждан, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске рабочего места (молодежь после окончания школы и других учебных заведений, домохозяйки, лица предпенсионного возраста, граждане, вышедшие из мест лишения свободы, пенсионеры и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии, в частности путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных специализированных рабочих мест, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.
Для лиц,
которые высвобождаются из организаций
в связи сокращением
Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, которая осуществляется органами службы занятости.
Так, пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в %-ном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей). В этом случае величина пособия по безработице начисляется:
Наиболее
перспективным направлением государственной
социальной поддержки лиц, оставшихся
без работы, считается систематическое
профессиональное обучение населения,
что является составной частью активной
политики занятости. Проведение широкого
круга учебных мероприятий
Федеральной
службой занятости России разработана
«Концепция профессиональной подготовки,
повышения квалификации и переподготовки
безработных граждан и
Как правило,
национальные законодательства различных
государств определяют следующие условия,
дающие право на получение пособия
по безработице: вынужденный характер
безработицы; способность данного
лица заниматься трудовой деятельностью;
готовность согласиться на предлагаемое
рабочее место; активный поиск работы.
Ранее системы страхования по
безработице охватывали только лиц
наемного труда, но в настоящее время
наблюдается тенденция к
Еще одной важной проблемой России в условиях финансового кризиса остается проблема формирования и распределения доходов.
Несмотря на экономический кризис, реальные располагаемые доходы населения в России удалось сохранить практически на уровне 2008 года: сокращение составило всего 0,4%, заявил В.В Путин, отвечая на вопросы соотечественников в прямом эфире
"У
нас возросла реальная пенсия
- плюс 13-14%, а реально располагаемые
доходы населения - 0,4%, то есть
практически по нулям. Это
Премьер-министр отметил, что, к сожалению, средняя заработная плата в России за прошедший год сократилась на 3,6%.
"К
сожалению, мы наблюдаем
Но
реальные располагаемые денежные доходы
(доходы за вычетом обязательных платежей,
скорректированные на индекс потребительских
цен) в апреле 2010г. по сравнению с соответствующим
периодом 2009г., по оценке, увеличились
на 3,7%, в январе-апреле 2010г. - на 6,5%(Таблица
3).24
Таблица
3. Распределение доходов
Апрель
2010г |
В % к | Январь-
апрель 2010г. в % к январю- апрелю 2009г. | ||
апрелю
2009г. |
марту
2010г. | |||
Денежные доходы (в среднем на душу населения)1), рублей | 18721 | 110,2 | 107,1 | 112,9 |
Реальные располагаемые денежные доходы1) | 103,7 | 106,9 | 106,5 | |
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника2): | ||||
номинальная, рублей | 20383 | 112,4 | 99,0 | 111,0 |
реальная | 106,0 | 98,7 | 103,8 | |
1)
Предварительные данные.
2) За апрель 2010г. предварительные данные. |
Правительством Российской Федерации 21 апреля 2010г. принято постановление № 259 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2009 года".
Другие
направления социальной политики также
не дают оснований для оптимизма.
Взять хотя бы такую болезненную
сферу как тарифы на услуги ЖКХ. Фундаментальная
причина их неудержимого роста кроется
в том, что механизм расчета цен
до сих пор остается совершенно непрозрачным,
а поставки электроэнергии, воды и
газа крайне монополизированы. При
этом государство, несмотря на всевластие
административного ресурса, почему-то
не может или не хочет обуздать
аппетиты монополистов, хотя и пытается
всему силами убедить население
в обратном. Очевидно, что современная
социальная политика не может быть
эффективной в таких
Страдает и управление жилищной политикой страны. В частности, есть серьезные проблемы при реализации программы переселения людей из ветхого и аварийного жилья. По словам депутаты Госдумы Олега Шеина, чиновники довели реализацию программы до абсурда, предоставляя переселенцам жилье равной площади, но, совершенно не учитывая при этом количество совместно проживающих членов семьи. Как установила Генпрокуратура, фактически не выполняется поручение президента об обеспечении ветеранов и членов их семей жильем за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, экономический кризис в России углубляется и перерастает в кризис социальный. Болезненные последствия кризиса чувствует все больше граждан. Каждый день из регионов приходят новости об увольнениях, неоплачиваемых отпусках, сокращениях заработной платы. Если для богатых кризис – снижение доходов и потеря части накоплений, то для бедных это вопрос выживания.
В условиях глобального финансового кризиса активная социальная политика может стать одним из инструментов стратегии по преодолению его последствий. 25
«Очевидно, что в современных условиях, реагируя на последствия глобального финансового кризиса, государство должно проводить активную социальную политику и, в частности, выполнять все обязательств в данной сфере.
Если раньше рост финансирования социальной сферы сдерживался антиинфляционными соображениями, в частности необходимостью ограничивать количество денег в экономике, то в настоящее время «именно резкое сжатие спроса является главным фактором, с которым связаны экономические риски».
«Сжатие спроса становится важнейшим фактором экономической политики, стимулятором роста производства и диверсификации экономики»
Важно стремиться организовать социальную политику таким образом, чтобы выделяемые деньги в конечном итоге действительно стимулировали отечественное производство, а не увеличивали импорт. «Опыт материнского капитала показывает — такие решения существуют. Нужно только не бояться их использовать»
Госдума приняла во втором чтении законопроект, предусматривающий существенное увеличение в 2010 году пенсий, а также сумм, направляемых на оплату стоимости набора социальных услуг. «Пенсии в следующем году повысятся более чем на треть, а средний размер социальной пенсии вслед за трудовой, наконец, превысит прожиточный минимум»26
Информация о работе Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России