Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные функции и направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по данному вопросу. Также в данной работе мне хотелось бы осветить состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России.

Содержание

Введение


Глава 1 . Сущность социальной политики государства и ее основные направления



1.1 Сущность социальной политики государства


1.2 Функции и типы социальной политики государства


1.3 Основные направления социальной политики государства


Глава 2. Доходы и занятость как основные составляющие социальной политики


2.1 Доходы и проблемы их формирования в современной рыночной экономике.


2.2 Занятость и безработица: сущность, виды. Основные направления решения проблемы безработицы.


Глава 3. Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России


Заключение



Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая!.docx

— 116.09 Кб (Скачать)

Численность экономически активного населения  в России в апреле 2010 г оценивалась  Росстатом в 75 млн человек –  около 53 проц от общей численности  населения страны. В численности экономически активного населения 68,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с мартом 2010г. численность занятого населения увеличилась на 623 тыс.человек, или на 0,9%, численность безработных сократилась на 278 тыс.человек, или на

4,3%.(Рис. 4)20

  
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 4. Динамика численности  экономически активного  населения 

Уровень безработицы, исчисленный как отношение  численности безработных к численности  экономически активного населения, в апреле 2010г. составил 8,2%(рис. 5) .

Рисунок 5. Уровень безработицы  по методологии МОТ

Безработица - одна из главных социальных проблем  наступившего года. Об этом заявил Дмитрий  Медведев на встрече с главой Федерации  независимых профсоюзов Михаилом Шмаковым. По словам российского президента, рынок труда восстанавливается медленнее всего, но это не должно служить оправданием для бездействия правительства, профсоюзов и работодателей.

А вот  научный руководитель Высшей школы  экономики Евгений Ясин не считает, что безработица в России является проблемой первостепенной важности. Высказывание Медведева он объяснил политическими мотивами. Ясин отметил, такие мотивы российского руководства  могут нанести вред экономике.

Кризис  не только привел к массовым увольнениям  и безработице в России, но и  породил спрос на ряд профессий, ранее не слишком популярных: коллектор. юрист, специализирующийся на банкротствах, слияниях и поглощениях, инновационный  менеджер, cпециалист по сокращению персонала, специалистам по безопасности (в том числе информационной), антикризисный управляющий, специалист в области финансового мониторинга  и кредитных рисков и т.д.

Кому  безработица грозит меньше всего, рейтинг  запросов работодателей на поиск  персонала с помощью SuperJob.ru (% от всех запросов): 1. Менеджер по продажам (9,03%)

2. Инженер  (4,98%)

3. Квалифицированный  рабочий (4,57%)

4. Бухгалтер  (3,88%)

5. Продавец (3,37%)

6. Торговый  представитель (3,23%)

7. Неквалифицированный  рабочий (2,49%)

8. Водитель (2,09%)

9. Секретарь  (1,98%)

10. Юрист  (1,68%)

11. Региональный  представитель (1,67%)

12. Менеджер  по работе с клиентами (1,56%)

13. Врач (1,54%)

14. Программист  (1,52%)

15. Медицинский  представитель (1,52%)

16. Менеджер  по логистике (0,83%)

17. Дизайнер (0,79%)

18. Оператор  ПК / оператор call–центра (0,75%)

19. Супервайзер  (0,72%)

20. Менеджер  по закупкам (0,70%)21

Важнейшими  направлениями борьбы с кризисом должны стать ответственная политика в области занятости, развитие внутреннего  рынка, приоритет национального  капитала, грамотная кредитная политика и поддержка крупных инфраструктурных проектов, считает глава комиссии Общественной палаты (ОП) по экономической  политике и поддержке предпринимательства  Валерий Фадеев. 

Выступая  в пятницу на пленарном заседании  палаты, посвященном оценке антикризисной  программы правительства, Фадеев высказался в поддержку социальных мер, которые  обязуется принять государство. При этом он отметил, что политика в области занятости в РФ деградирует.

"Мы  должны получить план по сохранению  и созданию новых рабочих мест. Сколько будет создано в этом  году и в следующем? Этот  вопрос даже не ставится. У  нас происходит деградация структур  занятости, потому что все меньше  квалифицированных рабочих мест, в том числе в промышленности", - сказал Фадеев.

По его  словам, необходимо бороться с появившейся  в последнее время точкой зрения, что содержать безработных дешевле, чем создавать новые рабочие  места, а также на перспективу  продумывать, какую систему занятости  Россия хочет получить.

"Говорят: "давайте переучивать безработных". Но на кого, на дворников? На  кого мы можем переучивать,  если у нас нет понимания  будущей структуры хозяйства", - отметил Фадеев.

Он также  призвал активнее использовать внутренние ресурсы страны и ситуации, которые  способствуют росту отечественного производства в условиях кризиса.

"Необходимо  сделать акцент на развитии  малых и средних предприятий,  работающих на внутренний рынок.  Возможен даже некий перечень  протекционистских мер", - отметил  Фадеев, добавив, что принципиальным  также является сохранение финансирования  больших энергетических и строительных  проектов.

Причем, по его словам, работать на это должен национальный, а не иностранный капитал.22

В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральной целевой программой содействия занятости населения, основными  задачами государственной политики на рынке труда являются следующие  три направления:

  • формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию;
  • повышение качества и конкурентоспособности работников;
  • развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

Механизм  государственного регулирования занятости  населения осуществляется через  органы исполнительной власти путем  составления и реализации федеральной  и региональных программ обеспечения  занятости.

Успешное  функционирование рынка труда во многом зависит от эффективной работы системы государственной службы занятости. В Российской Федерации  общее руководство государственной  службы занятости возложено на Министерство труда и занятости РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной  политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики. В его систему входят соответствующие  министерства республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.

Проведение  активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем  подготовки и реализации федеральной  и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его  развития. Кроме того, учитываются  территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.

Специальным органом трудоустройства в России является Федеральная государственная  служба занятости. Основные направления  деятельности государственной службы занятости в России:

  1. анализ, прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу и информация о состоянии рынка труда;
  2. ведение учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  3. профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдельных категорий граждан, в частности инвалидов.
  4. информирование обращающихся в службу занятости граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечении рабочей силой;
  5. оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы;
  6. организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости и других учебных центрах;
  7. оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобожденным работникам и другим категориям населения, в обеспечении регистрации безработных;
  8. оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии (специальности), а также предоставление им стипендии на весь период обучения;
  9. выдача гражданам пособий по безработице и приостановление их выплаты;
  10. установление надбавок к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

Для финансирования мероприятий, связанных с обеспечением занятости, создается государственный  фонд занятости населения. Этот фонд образуется за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских  и местных бюджетов и добровольных взносов граждан и организаций. Средствами этого фонда распоряжается  служба занятости. Государственный  фонд занятости относится к внебюджетным социальным фондам.

Допускается возможность оказания платных услуг  в содействии занятости граждан. Такое право предоставляется  негосударственным организациям на основе лицензии, выдаваемой местной  администрацией.

Одним из направлений государственного регулирования  рынка труда является организация  общественных работ. Под общественными работами понимаются общественные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную значимость. Их организуют местные органы власти по предложению службы занятости.

Общественные  работы позволяют смягчить социально-экономические  последствия безработицы, создать  условия для временной занятости  безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, имеющих  длительный перерыв в работе.

Виды  и объем общественных работ определяются местными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в строительстве  жилья, объектов социально-культурного  назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству  дорог, водопроводных и канализационных коммуникаций, некоторые виды неквалифицированных сельскохозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.

Большую роль в организации общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается  договор между органами службы занятости  и предприятиями региона, а также  между работодателями и гражданами, направляемыми службой занятости  для участия в общественных работах.

Трудовой  договор, регулирующий общественные работы, является срочным.

Общественные  работы оплачиваются. Оплата труда  производится за фактически выполненный  объем работ. За гражданами, участвующими в общественных работах, сохраняется  право на получение пособия по безработице. Финансирование общественных работ производится за счет средств  организаций, в которых проводятся эти работы.

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики  является страхование от безработицы. В соответствии с действующим  законодательством, государство гарантирует  гражданам Российской Федерации:

  • свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
  • охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Гражданам, получившим статус безработного, государство  гарантирует:

  • бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по на-, правлению органов службы занятости;
  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • компенсацию в соответствии с законодательством Российской федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
  • бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
  • возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Информация о работе Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России