Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:12, курсовая работа
В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные функции и направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по данному вопросу. Также в данной работе мне хотелось бы осветить состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России.
Введение
Глава 1 . Сущность социальной политики государства и ее основные направления
1.1 Сущность социальной политики государства
1.2 Функции и типы социальной политики государства
1.3 Основные направления социальной политики государства
Глава 2. Доходы и занятость как основные составляющие социальной политики
2.1 Доходы и проблемы их формирования в современной рыночной экономике.
2.2 Занятость и безработица: сущность, виды. Основные направления решения проблемы безработицы.
Глава 3. Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России
Заключение
Список используемой литературы
К нетипичной относится временная занятость, которая всегда сосуществовала с другими вилами трудоустройства, но использовалась лишь при определенных обстоятельствах.
Основным механизмом, регулирующим занятость, является рынок труда, на котором наёмные работники предлагают свою рабочую силу, а работодатели предъявляют спрос и платят за неё.
Полная
занятость – это состояние, при
котором совокупная занятость является
неэластичной, то есть не реагирует
на увеличение эффективного спроса. Теоретически
и практически наличие
Считается, что полная занятость достигается, когда могут найти работу все те, кто расположены работать в экономических и других условиях, существующих на рынке труда. под полной занятостью понимается не 100%-ная занятость, а занятость при естественном уровне безработицы.
Естественный уровень безработицы соответствует потенциальному ВНП — максимально возможному реальному объему валового национального продукта в условиях полной занятости всех пригодных для производства ресурсов, в том числе ресурса труда.
Итак, любая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы, должна способствовать либо уменьшению уровня увольнения, либо повышению уровня трудоустройства.14
Минтруд
России сообщает, что число занятых
в экономике уменьшилось с 66 млн.
человек в среднем за 2007 г. до 65,7
млн. человек в среднем за 2008 г., или на
0,4 % (Рисунок 3).
Рисунок
3. Занятость населения
В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения дел, более 6 млн. человек не имеют занятия, – что составляет 11% экономически активного населения15; число граждан, не имевших занятия, но активно искавших его, увеличилось с 5,7 млн. человек в среднем за 2007 г. до 6 млн. человек в среднем за 2008 г., или на 5,4 %16.
Рынок труда относится к разряду наиболее регулируемых в современных условиях – со стороны профсоюзов, государства и корпораций.
Особое
влияние на функционирование современного
рынка труда оказывает
1. Регулирование уровня и продолжительности безработицы ( активная политика занятости) ;
2. Социальная защита пострадавших от нее людей (пассивная политика занятости).
Активная политика включает комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин вынужденной безработицы.
К
мерам активного
1. Правительственный контроль над состоянием рынка рабочей силы и его неуклонная демонополизация;
2. Совершенствование
системы сбора и обработки
информации об имеющихся
3. Подготовка , профессиональное обучение и переквалификация кадров;
4. Прямое
создание дополнительных
5. Стимулирование
разработки новых технологий, освоение
которых может привести к
6. Разработка и реализация целевых программ расширения занятости;
7. Выплаты бюджетных субсидий предприятиям как альтернатива увольнению с них работников;
8. Стимулирование
ухода с рынка труда
9. Стимулирование неполной занятости;
10. Поддержка
расширения временной
Пассивная политика занятости предполагает применение мер социальной защиты людей, пострадавших от безработицы. Как и активная политика занятости, она требует от правительства крайней осмотрительности, в частности, при определении форм и размеров социальной защиты (пособий по безработице, гарантированного минимума заработной платы и т.п.), а также способов ее распределения. Всякая социальная политика эффективна только в том случае, если она формируется на основе реальных экономических возможностей общества и не приводит к ускорению инфляции и росту институциональной безработицы. Заработная плата в любом случае остается главным стимулом к труду.
Основными
направлениями пассивной
1. Выплата
пособий по безработице ( Во
избежание получения такого
2. Выдача помощи по безработице
в момент увольнения ( В частности,
во Франции устанавливается
3. Целевые
выплаты. (Безработным, не получающим
ни пособия, ни помощи в
В целом
пассивная политика занятости является
несравненно менее
Глава
3. Состояние и
проблемы социальной
политики в условиях
современной России
Как было замечено ранее, одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.18
В настоящее время Россия представляет редкий в истории пример общества, которое движется от цивилизации назад, к более примитивным формам социальной жизни.19
Признаками
этого является развал науки и
образования, разрушение высокотехнологичных
производств, превращение экономики
в сырьевую, падение культуры, коррупция,
расцвет демагогии и
Однако накануне мирового финансового кризиса в средствах массовой информации России постоянно обсуждались успехи Правительства в развитии отечественной экономики. Действительно, рост российского валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимости всех конечных товаров и услуг, произведённых в стране за год, накануне кризиса находился на уровне 6 - 8% в год.
В настоящее время средний ВВП на душу населения в России по мировому рейтингу падает.
Если в 2006 г. средний ВВП на душу населения соответствовал 59 месту в мировом рейтинге ($12178), то в 2007 и 2008 г.г. – уже 75 месту ($14600 и $15800 соответственно), сразу после Ботсваны.
Прожиточный минимум накануне кризиса был равен 4060 руб. (менее $130), причём ниже этого уровня проживало 21,6 млн человек (15,3% населения).
За последние 8 лет рубль подешевел почти 3,5 раза.
Децильный коэффициент (отношение совокупного дохода 10% богатейшего населения к совокупному доходу 10% беднейшего населения), который для социально стабильного общества не должен превышать 8, накануне кризиса был равен по разным оценкам от 15-16 до 36.
Россия является самодостаточной страной с высоким научно-техническим потенциалом и с колоссальными природными и людскими ресурсами. Однако даже золотой дождь, пролившийся на страну в связи с высокими ценами на нефть, не привёл ни к резкому росту благосостояния населения, ни к развитию наукоёмкой промышленности, науки, образования и здравоохранения, ни к восстановлению разрушенных после 1991 г. промышленности, инфраструктуры и оборонного потенциала.
Это связано в первую очередь с попыткой правящей элиты построить экономику государства по принципам гигантской экономической корпорации, ориентированной на удовлетворение её собственных интересов. В России строится общество потребления, в котором прибыль – единственный критерий успеха и основной параметр регулирования рыночной экономики. Хотя утверждение, что может быть построено бескризисное общество потребления, признающего в качестве основной характеристики прибыль, а в качестве основного регулятора рынок, является преднамеренным обманом.
Ещё летом 2008 года (когда российский фондовый рынок стал снижаться под давлением негативной статистики из развитых стран) министр финансов Алексей Кудрин говорил о том, что Россия является островом стабильности в океане экономических страстей. Осенью того же года (когда в реальном секторе начался спад, а банки стали ощущать нехватку ликвидности) общий тон высказываний представителей истеблишмента сводился к тому, что кризиса в России нет, а есть лишь временные трудности банковской системы. В декабре 2009года во время передачи «Разговор с Владимиром Путиным» премьер-министр заявил, что «то, что происходит в нашей экономике…является следствием мирового финансового кризиса».
В феврале 2010 года во время интервью одному из федеральных телеканалов Дмитрий Медведев заявил о том, что власть обязана регулярно откровенно и прямо говорить о кризисе; при этом президент добавил, что, по всей видимости, кризисные тенденции придется преодолевать и в 2010 году.
Главным
приоритетом антикризисной
В период
кризиса безработица
Информация о работе Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России