Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я попытаюсь раскрыть сущность социальной политики, ее основные функции и направления, принципы проведения, опираясь не только на учебники и учебные пособия, где излагаются теоретические основы, но и на различную специализированную литературу (журналы, газеты, сборники), где приведены фактические данные по данному вопросу. Также в данной работе мне хотелось бы осветить состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России.

Содержание

Введение


Глава 1 . Сущность социальной политики государства и ее основные направления



1.1 Сущность социальной политики государства


1.2 Функции и типы социальной политики государства


1.3 Основные направления социальной политики государства


Глава 2. Доходы и занятость как основные составляющие социальной политики


2.1 Доходы и проблемы их формирования в современной рыночной экономике.


2.2 Занятость и безработица: сущность, виды. Основные направления решения проблемы безработицы.


Глава 3. Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России


Заключение



Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая!.docx

— 116.09 Кб (Скачать)

     К нетипичной относится временная занятость, которая всегда сосуществовала с другими вилами трудоустройства, но использовалась лишь при определенных обстоятельствах.

     Основным  механизмом, регулирующим занятость, является рынок труда, на котором наёмные  работники предлагают свою рабочую  силу, а работодатели предъявляют  спрос и платят за неё.

     Полная  занятость – это состояние, при  котором совокупная занятость является неэластичной, то есть не реагирует  на увеличение эффективного спроса. Теоретически и практически наличие свободной  рабочей силы на рынке труда является необходимым условием расширения и  развития производства, предъявляющего дополнительный спрос на рабочую  силу. Экономика не может функционировать  при 100 процентном использовании ресурсов, и в первую очередь, труда. Она  должна располагать резервами капитала, труда, земли. Имея резерв, общество способно к манёвру, решению вновь возникающих  проблем. Достижение полной занятости  не означает, что все трудоспособные члены общества имеют хорошо оплачиваемую работу.

     Считается, что полная занятость достигается, когда могут найти работу все те, кто расположены работать в экономических и других условиях, существующих на рынке труда. под полной занятостью понимается не 100%-ная занятость, а занятость при естественном уровне безработицы.

        Естественный уровень безработицы соответствует потенциальному ВНП — максимально возможному реальному объему валового национального продукта в условиях полной занятости всех пригодных для производства ресурсов, в том числе ресурса труда.

     Итак, любая политика, направленная на снижение естественного уровня безработицы, должна способствовать либо уменьшению уровня увольнения, либо повышению  уровня трудоустройства.14

     Минтруд России сообщает, что число занятых  в экономике уменьшилось с 66 млн. человек в среднем за 2007 г. до 65,7 млн. человек в среднем за 2008 г., или на 0,4 % (Рисунок 3). 

     

     Рисунок 3. Занятость населения 

     В настоящее время, по данным Госкомстата, которые не отражают реального положения  дел, более 6 млн. человек не имеют  занятия, – что составляет 11% экономически активного населения15; число граждан, не имевших занятия, но активно искавших его, увеличилось с 5,7 млн. человек в среднем за 2007 г. до 6 млн. человек в среднем за 2008 г., или на 5,4 %16.

     Рынок труда относится к разряду  наиболее регулируемых в современных  условиях – со стороны профсоюзов, государства и корпораций.

     Особое  влияние на функционирование современного рынка труда оказывает государство. Государственная политика занятости  проводится по двум направлениям :

     1. Регулирование уровня и продолжительности безработицы ( активная политика занятости) ;

     2. Социальная защита пострадавших от нее людей (пассивная политика занятости).

     Активная  политика включает комплекс государственных действий, направленных на искоренение глубинных причин вынужденной безработицы.

     К мерам активного государственного регулирования занятости, апробированным мировым опытом, относятся :

1. Правительственный  контроль над состоянием рынка  рабочей силы и его неуклонная  демонополизация;

2. Совершенствование  системы сбора и обработки  информации об имеющихся вакансиях  и о претендентах на их заполнение;

3.  Подготовка , профессиональное обучение и переквалификация кадров;

4. Прямое  создание дополнительных рабочих  мест в государственном секторе  экономики путем организации  общественных работ;

5. Стимулирование  разработки новых технологий, освоение  которых может привести к расширению  занятости и инвестиционная поддержка  трудоемких отраслей и сфер  экономики;

6. Разработка  и реализация целевых программ  расширения занятости;

7. Выплаты бюджетных субсидий предприятиям как альтернатива увольнению с них работников;

8. Стимулирование  ухода с рынка труда работников  неперспективных категорий;

9. Стимулирование  неполной занятости;

10. Поддержка  расширения временной занятости. 

Пассивная политика занятости предполагает применение мер социальной защиты людей, пострадавших от безработицы. Как и активная политика занятости, она требует от правительства крайней осмотрительности, в частности, при определении форм и размеров социальной защиты (пособий по безработице, гарантированного минимума заработной платы и т.п.), а также способов ее распределения. Всякая социальная политика эффективна только в том случае, если она формируется на основе реальных экономических возможностей общества и не приводит к ускорению инфляции и росту институциональной безработицы. Заработная плата в любом случае остается главным стимулом к труду.

Основными направлениями пассивной политики занятости являются :

1. Выплата  пособий по безработице ( Во  избежание получения такого пособия  социальными иждивенцами и мнимыми  безработными требуются регистрация  человека на бирже труда, доказательство  активного поиска им рабочего места, наличия определенного трудового стажа и выплат страховых взносов в течение определенного времени. Фонд страхования по безработице формируется за счет обязательных отчислений работодателей, взносов самих работников, а также средств других налогоплательщиков, аккумулируемых в бюджетной системе. Социальное пособие по безработице может не обеспечивать прожиточного минимума, хотя его размер зачастую связывают с размером реально утраченного заработка. Срок получения пособия. которое из-за ряда ограничений реально получают менее половины безработных, четко фиксируется , а его размер может последовательно сокращаться для стимулирования скорейшего трудоустройства. От получения пособий нередко отсекаются лица с коротким сроком выплат в соответствующие страховые фонды, а также те, кто уже неоднократно терял рабочее место).

    2. Выдача помощи по безработице  в момент увольнения ( В частности,  во Франции устанавливается четкий  размер данных выплат, в Германии  они связываются с размером  прежнего заработка. Впрочем,  в США, Японии и многих других  странах такая помощь отсутствует.)

3. Целевые  выплаты. (Безработным, не получающим  ни пособия, ни помощи в момент  увольнения, государство может целевым  образом выдать некоторые трансферты, оплатить пользование общественным  транспортом, погасить задолженность по квартплате и т.д.)

В целом  пассивная политика занятости является несравненно менее результативной, чем активная, поскольку она нацелена не на устранение причин безработицы, а лишь на борьбу с ее последствиями. Показателем социальной неэффективности, например, пособий по безработице  служит тот факт, что не менее 40% средств  получают те домохозяйства, чей средний  доход более чем в два раза превышает прожиточный минимум  для той или иной страны. Делая  акцент на активную политику занятости, государство заметно повышает результативность социальной политики и одновременно  экономит немалые бюджетные средства за счет сокращения своих расходов на вспомоществование.17

Глава 3.  Состояние и  проблемы социальной политики в условиях современной России 

  Как было замечено ранее, одним из ключевых направлений государственного регулирования экономики является социальная сфера и ее развитие. Состояние данной сферы во многом определяет процессы воспроизводства трудовых ресурсов, их количество и качество, уровень научно-технического развития производительных сил, культурную и духовную жизнь общества. Базовые составляющие социальной сферы: здравоохранение, образование, культура, системы социального обеспечения и социальной защиты населения, жилищно-коммунальное хозяйство.18

  В настоящее время Россия представляет редкий в истории пример общества, которое движется от цивилизации  назад, к более примитивным формам социальной жизни.19

  Признаками  этого является развал науки и  образования, разрушение высокотехнологичных  производств, превращение экономики  в сырьевую, падение культуры, коррупция, расцвет демагогии и шарлатанства, катастрофическое обнищание и вымирание  населения.

  Однако  накануне мирового финансового кризиса в средствах массовой информации России постоянно обсуждались успехи Правительства в развитии отечественной экономики. Действительно, рост российского валового внутреннего продукта (ВВП), то есть стоимости всех конечных товаров и услуг, произведённых в стране за год, накануне кризиса находился на уровне 6 - 8% в год.

В настоящее время средний ВВП на душу населения в России по мировому рейтингу падает.

  Если  в 2006 г. средний ВВП на душу населения  соответствовал 59 месту в мировом  рейтинге ($12178), то в 2007  и 2008 г.г. – уже 75 месту ($14600 и $15800 соответственно), сразу после Ботсваны.

  Прожиточный минимум накануне кризиса был  равен 4060 руб. (менее $130), причём ниже этого  уровня проживало 21,6 млн человек (15,3% населения).

  За  последние 8 лет рубль подешевел  почти 3,5 раза.

  Децильный коэффициент (отношение совокупного  дохода 10% богатейшего населения  к совокупному доходу 10% беднейшего населения), который для социально  стабильного общества не должен превышать 8, накануне кризиса был равен  по разным оценкам от 15-16 до 36.

  Россия  является самодостаточной страной  с высоким научно-техническим  потенциалом и с колоссальными  природными и людскими ресурсами. Однако даже золотой дождь, пролившийся  на страну в связи с высокими ценами на нефть, не привёл ни к резкому  росту благосостояния населения, ни к развитию наукоёмкой промышленности, науки, образования и здравоохранения, ни к восстановлению разрушенных  после 1991 г. промышленности, инфраструктуры и оборонного потенциала.

  Это связано в первую очередь с  попыткой правящей элиты построить  экономику государства по принципам  гигантской экономической корпорации,  ориентированной на удовлетворение её собственных интересов. В России строится общество потребления, в котором прибыль – единственный критерий успеха и основной параметр регулирования рыночной экономики. Хотя утверждение, что может быть построено бескризисное общество потребления, признающего в качестве основной характеристики прибыль, а в качестве основного регулятора рынок, является преднамеренным обманом.

Ещё летом 2008 года (когда российский фондовый рынок стал снижаться под давлением  негативной статистики из развитых стран) министр финансов Алексей Кудрин говорил о том, что Россия является островом стабильности в океане экономических  страстей. Осенью того же года (когда  в реальном секторе начался спад, а банки стали ощущать нехватку ликвидности) общий тон высказываний представителей истеблишмента сводился к тому, что кризиса в России нет, а есть лишь временные трудности банковской системы. В декабре 2009года во время передачи «Разговор с Владимиром Путиным» премьер-министр заявил, что «то, что происходит в нашей экономике…является следствием мирового финансового кризиса».

В феврале 2010 года во время интервью одному из федеральных телеканалов Дмитрий Медведев заявил о том, что власть обязана регулярно откровенно и прямо говорить о кризисе; при этом президент добавил, что, по всей видимости, кризисные тенденции придется преодолевать и в 2010 году.

Главным приоритетом антикризисной политики власти избрали поддержание социальной стабильности. В этой связи особое значение приобрела проблема безработицы. Ещё в конце 2008 года многие эксперты опасались того, что развитие событий пойдёт по следующему сценарию: спад производства – немедленная волна массовых увольнений – резкий скачок безработицы – эскалация социальных конфликтов – дестабилизация политической обстановки. Известный специалист в области социальной политики Евгений Гонтмахер высказывал предположение о том, что в период кризиса уровень безработицы может подняться до 12-15%. Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин предупреждал, что если безработица примет массовый характер и превратится в обвальный процесс, это может перерасти в серьезный политический кризис.

В период кризиса безработица действительно  выросла. Если в начале 2008 года уровень  безработицы, рассчитанный по методологии  Международной организации труда, составлял 5,4% экономически активного  населения, то к концу 2009 года этот показатель вырос до отметки в 8,2%. .

Информация о работе Состояние и проблемы социальной политики в условиях современной России