Социально-экономические последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 06:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление и анализ социально-экономических последствий безработицы. В связи с указанной целью можно выделить следующие задачи исследования:

- определение понятия безработица;

- раскрытие причин и форм ее проявления;

- описание экономических последствий безработицы;

- выявление основных социальных ее последствий;

- установление форм проявления безработицы в России и определение тенденций развития безработицы в экономике нашей страны;

- отображение картины безработицы в Забайкальском крае и перечисления основных мероприятий в сфере занятости.

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

     Все это в сочетании со сложной  специальной социально-экономической  ситуацией в Забайкальском крае, которая являет собой пример депрессивного региона, обостряет проблему трудоустройства. Вот почему значимость и необходимость обоснованного и своевременного комплекса мероприятий по содействию занятости так актуальны. И это в первую очередь выдвигает вопросы финансирования этих мероприятий. До 2001 года, пока не был введен в действие Налоговый кодекс (часть вторая), финансирование всех мероприятий в области занятости осуществлялось за счет средств внебюджетного Государственного Фонда занятости населения РФ (ГФЗН) и его региональных отделений.

     В связи с введением второй части  Налогового кодекса в действие, как  известно, был отменен обязательный социальный взнос на страхование  безработицы, а сам Фонд занятости населения РФ был ликвидирован, остаток средств на его счетах был переведен в федеральный бюджет. Обязанность по финансированию мероприятий в сфере политики занятости была возложена  на федеральный  и региональные бюджеты, в связи с чем регионы встали перед необходимостью согласования бюджетных планов с региональными органами власти. Это немедленно повлекло возникновение проблем. Так, в 2001 г. программа финансирования служб занятости по Читинской области, несмотря на то, что о переходе на бюджетное финансирование служб занятости органам представительной и исполнительной власти было известно заранее, не была включена в областной бюджет. В связи с этим в течение всего 2001 г. финансирование всех мероприятий региональной политики занятости осуществлялось за счет федерального бюджета.

     Совершенно  не был учтен тот факт, что при  передаче расходных полномочий по программе занятости не были определены источники, за счет которых регион будет производить их финансирование. Данные статьи расходов легли дополнительным грузом на плечи регионов. Таким образом, вновь был нарушен один из основных принципов бюджетного федерализма – компенсация нижестоящим бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти. Это ставит под сомнение гарантию выполнения своих задач службами населения на местах.

     Наряду  с вышеуказанным, следует также отметить мероприятия, проводимые в последнее время и способствующие уменьшению безработицы в регионе.

     Прежде  всего это разработка целевой  программы «Содействия занятости населения Забайкальского края на 2010 год». Главной целью Программы является содействие и повышение эффективности занятости населения Забайкальского края, обратившегося в органы Службы занятости, сдерживание роста безработицы. Основными задачами являются снижение дефицита кадров в экономике на основе эффективного взаимодействия с работодателями, развитие кадрового потенциала и повышение мобильности рабочей силы, и другие. Ожидаемые финансовые затраты федерального бюджета (субвенции) на реализацию Программы составят 635 642,5 тыс. руб.

     Основными результатами реализации комплекса  мероприятий Программы являются:

     - достижение целевых значений  показателей результативности и  эффективности деятельности органов Службы занятости, включая сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне, не превышающем 2,8% от численности экономически активного населения Забайкальского края;

     - снижение коэффициента напряженности  на рынке труда Забайкальского края до 9,0;

     - оказание психологической поддержки  7 620 безработным гражданам.

     Законодательным собранием Забайкальского края 25 ноября 2009 года принят Закон «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе  социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы». В результате реализации основных направлений социальной и демографической политики края будут сформированы условия, способствующие изменениям в сферах, определяющих качество жизни людей, прежде всего условия для улучшения здоровья, образования, культуры, жилищных условий, безопасности.

     Экономический рост, который достигается путем  развития горно-рудного и агропромышленного  комплексов, развития строительной индустрии, транспортно-логистического и инфраструктурного развития, инновационной системы края, будет сопряжен с внедрением инновационных технологий. В период до 2014 года главной целью развития научно-инновационной сферы Забайкальского края станет создание эффективной региональной инновационной системы, обеспечивающей взаимодействие устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок с реальным сектором экономики региона.

     Развитию  рынка труда будет способствовать реализация ряда инвестиционных проектов, связанных с развитием промышленного производства, транспортной инфраструктуры и строительного комплекса. Это, прежде все-го создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края, горнодобывающих предприятий на базе Бугдаинского комплексного золото — вольфрам — молибденового месторождения и выявленных месторождений в пределах Култуминского, Быстринского, Лугоканского и Солонеченского рудных узлов месторождений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Так как безработица является неотъемлемой частью любой рыночной экономической  системы, то ее анализ и исследование представляют практический интерес. Современная экономическая теория выделяет три основных типа безработицы: структурная, фрикционная и циклическая. Последняя из них представляет наибольшую опасность для общества и экономики. Кроме этих типов выделяют также сезонную, технологическую, добровольную и др. виды безработицы.

     Главное экономическое последствие безработицы  отражается законом Оукена, демонстрирующим  связь между ростом безработицы  и падением ВВП. К другим экономическим  последствиям можно отнести: ухудшение  качества и снижение количества трудовых ресурсов; необходимость расходования бюджетных средств; рост неформального сектора экономики.

     Тяжелые социальные последствия возникают  с появлением циклической безработицы. Это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам.

     В период реформ безработица в России достигала значительных размахов, что отражалось и до сих пор проявляется на жизни людей. В будущем возможен дефицит рабочей силы из-за сокращения численности постоянного населения.

     В Забайкальском крае проблема занятости стоит наиболее остро. Среди основных проблем можно назвать: высокий процент безработных, низкую долю зарегистрированных безработных, недостаток финансирования программ по увеличению занятых.  

     Список  использованных источников

  1. Агапова Т.А. Макроэкономика для преподавателей. М., Дело и сервис, 2003.
  1. Батуева Е.В. Проблемы рынка труда и состояние  финансирования мероприятий по политике занятости в Читинской области // Вестник молодых ученых. – 2002 - №1(2). С. 34-38.
  2. Брагин В. «Лишние» люди // Эксперт. 2004. №20. С. 60.
  3. Брагин В., Осаковский В. Оценка естественного уровня безработицы в России в 1994-2003 гг.: эмпирический анализ // Вопросы экономики. 2004. №3. С. 95-104.
  4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. СПб., Питер, 2002.
  5. Гавлик П. Страны с переходной экономикой: тенденции развития и перспективы // Проблемы теории и практики управления. 2004. №1. С.6-13.
  6. Горисов С. Масштабы  и структура неформальной занятости // Вопросы экономики. 2004. №3. С. 115-127.
  7. Демин А. О психологическом перепрофилировании безработных граждан // Человек и труд. 2003. №10. С. 31.
  8. Княгин В., Щедровицкий П. От роста к развитию // Эксперт. 2005. №5. С. 44-50.
  9. Кузьмин С.А. Занятость населения России на период до 2015 г. (прогноз) // Проблемы прогнозирования. 2004. №3. С. 99-111.
  10. Лоншакова Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации на примере Читинской области // Вопросы экономики. – 2003. - №2. С. 68-82.
  11. Макроэкономические проблемы занятости и рынка труда России // Проблемы прогнозирования. 2003. №6. С. 76-77.
  12. Носова С.С. Экономическая теория. М., Владос, 2003.
  13. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. – М.: Вильямс, 2001.
  14. Сборник "Читинская область в цифрах" – Чита, 2008.
  15. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. М., Юрайт, 2003.
  16. Томилин М.Б. Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости // Человек и труд. – 2003. - №1. С. 14-22.
  17. Экономическая теория / Под ред. Лукъянчиковой Н.П., Сергеевой С.В. – Иркутск: БГУЭП, 2002.
  18. http://www.abird.ru/ - Безработица в России в 2010 году статистика уровень.
  19. http://szan.chita.ru/ - Государственная служба занятости населения Забайкальского края.
  20. http://www.chitgu.ru/ - Анализ трудовых ресурсов Забайкальского края.
  21. http://www.baikal24.ru/ - Информационный портал.

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы