Социально-экономические последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 06:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление и анализ социально-экономических последствий безработицы. В связи с указанной целью можно выделить следующие задачи исследования:

- определение понятия безработица;

- раскрытие причин и форм ее проявления;

- описание экономических последствий безработицы;

- выявление основных социальных ее последствий;

- установление форм проявления безработицы в России и определение тенденций развития безработицы в экономике нашей страны;

- отображение картины безработицы в Забайкальском крае и перечисления основных мероприятий в сфере занятости.

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

     В число ключевых проблем сферы  занятости Забайкальского края, решение которых составит содержание и направленность политики занятости, входят:

     - несбалансированность спроса и предложения рабочей силы вследствие снижения эффективности труда и отсутствия реальных структурных сдвигов в экономике, значительных размеров вынужденной неполной занятости и дифференциации региональных, городских и сельских рынков труда;

     - деформация системы трудовых отношений, обусловленная значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики, медленная перестройка трудового менталитета, сдерживающая переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами;

     - сложным остается трудоустройство ряда социально-демографических групп, т. к. сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения;

     - прогнозируемое высвобождение работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики может усугубить ситуацию на региональных рынках труда и обусловит необходимость повышения трудовой мобильности граждан.

     Немаловажную  роль играют и такие проблемы, как:

     - отсутствие у выпускников вузов требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта;

     - проблема дискриминации женщин при приеме на работу;

     - проблема дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей со стороны ищущих работу;

     - проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии;

     - инфантилизм молодежи в поиске работы;

     - проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

     В ходе анализа этих проблем можно предложить определенные конструктивные решения:

     1.Отсутствие  опыта и стажа работы:

     Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

     Решение этой проблемы возможно реализацией такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.

     Альтернативой практике квотирования может стать  система условий, при которых  работодателям было бы выгодно брать  на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для  работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские  комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.

     Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.

     Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в школах через уроки ОБЖ, посредством создания соответствующей странички в Internet.

     На  федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых  специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.

     2. Проблема дискриминации женщин  при приеме на работу:

     Проблема  заключается в том, что при  приеме на работу работодатели предпочитаю  брать на работу скорее мужчин, чем  женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

     Изменить  ситуацию крайне трудно. Прежде всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку.

     Также возможно использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.

     Еще одним решением проблемы может стать  в перспективе предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения использование этих услуг для работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным.

     Необходима  также реализация программ, позволяющих  уменьшить долю женщин в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности.

     3. Проблема дисбаланса спроса и  предложения на рынке труда:

     Проблема  заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие  специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда  в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть  лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться  невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

     В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

     Другим  механизмом адаптации к требованиям  рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.

     Кроме того, возможно  налаживание  механизма, при  котором  вузы  будут заключать  с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

     Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию. Такая работа уже начата в крае.

     4. Проблема адаптации на рынке  труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии:

     Проблема "вуз-армия-рынок" состоит в  том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.

     В качестве возможных путей решения  можно разработать на муниципальном уровне через департамент занятости населения специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии.

     Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых  людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный  уровень с соответствующими законодательными инициативами.

     5. Инфантилизм молодежи в поиске работы:

     Молодые люди зачастую не имеют активной позиции  в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

     Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо раннее привлечение подростков к труду.

     Другим  важным моментом является необходимость  наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.

     Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о  принципах и технологиях поиска.

     Необходимо  проводить специальные курсы  для родителей с тем, чтобы  способствовать включению данного  механизма на уровне семьи.

     Подобные  программы (для молодых людей  и родителей) разработаны в городе Чите.

     6. Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы:

     В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.

     В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступ ному информированию населения о существующих на рынке  вакансиях. Также необходимо информирование о существующих возможностях получить такого рода информацию.

     В конечном итоге широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить  частично снять каждую из названных  проблем.

     Позитивные изменения, произошедшие в последнее время в структурах департамента занятости, конструктивные усилия служб занятости далеко не всегда доносятся до населения.

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы