Социально-экономические последствия безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 06:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является выявление и анализ социально-экономических последствий безработицы. В связи с указанной целью можно выделить следующие задачи исследования:

- определение понятия безработица;

- раскрытие причин и форм ее проявления;

- описание экономических последствий безработицы;

- выявление основных социальных ее последствий;

- установление форм проявления безработицы в России и определение тенденций развития безработицы в экономике нашей страны;

- отображение картины безработицы в Забайкальском крае и перечисления основных мероприятий в сфере занятости.

Работа содержит 1 файл

текст.docx

— 70.42 Кб (Скачать)

     Первоначально отметим тенденции занятости в период с 1991 по настоящее время. Среди основных характеристик занятости в этот период можно выделить следующие.

     1) Сокращение численности занятых в народном хозяйстве на 11 млн. чел.

     2) Потери научно-технического труда в материальном производстве и в ряде непроизводственных отраслей по причине его невостребованности и недостаточной государственной поддержки занятости. Вымывание среднего научно-технического и технического персонала предприятий ввиду, с одной стороны, слишком низких заработков этого контингента рабочей силы в ведущих отраслях народного хозяйства, с другой - его большей профессиональной гибкости, позволяющей легче найти занятие в других хозяйственных структурах.

     3) Нарушение возрастных соотношений работников, проявляющееся в нарастающем дефиците «смены поколений». В то же время нередко наблюдалось «рассеивание» трудоспособной молодежи по случайным, не имеющим перспективы занятиям (ларечная и челночная торговля, не постоянные заработки и т. п.).

     4) Общее снижение профессиональных характеристик, которое выражается, во-первых, в массовой переориентации работников сложных профессий и квалификаций на относительно более простые, преимущественно сквозные, профессии средних квалификаций; во-вторых, в спаде заинтересованности в повышении квалификации и непрерывном обучении.

     В пореформенный период сформировались и приобрели устойчивый характер две основные черты безработицы: ее высокий уровень, превысивший к 1997 г. 10-процентный «порог допустимости»; неуклонная ее трансформация в застойное явление. Крайне заметной остается безработица, число скрытых безработных по народному хозяйству в целом составило в 1998-1999 гг. примерно 12 млн. чел. (к 2003 г., по оценке Минтруда РФ, снизилась в 3 раза). Усилилось воздействие фрикционных факторов (несоответствие между квалификационными характеристиками работников и требованиями рабочего места) на рост масштабов и продолжительности безработицы.

     Как известно, еще в предреформенный  период и первые годы пореформенного в России наиболее остро ощущались дефицит квалифицированных кадров и наводнение рынка труда рабочими низкой и средней квалификации. Высокосложные рабочие места заполнялись с большим трудом. В последующие несколько лет в связи с остановкой предприятий фрикционная безработица захватила высококвалифицированных рабочих и технических специалистов. Эти кадры в значительной степени были утеряны, и когда в 2001-2003 гг. наметилось оживление промышленности, последствия структурной и фрикционной безработицы, стали ощущаться в возрастающем дефиците высококвалифицированных кадров.

     Несмотря  на некоторое улучшение ситуации в 2001-2003 гг., отмеченные негативные явления в области занятости продолжают сохраняться, препятствуя более эффективному использованию трудового потенциала.

     Оценивая  влияние вышеуказанных тенденций  занятости на перспективы перехода России на траекторию устойчивого развития, следует, очевидно, иметь в виду, что большая часть этих негативных тенденций не исчезает в прогнозируемый период сама по себе; вероятнее всего, они еще долгое Время будут отрицательно сказываться на основных макроэкономических показателях развития, а их устранение потребует многих средств (включая материальные ресурсы).

     Отметим основные показатели, определяющие перспективы занятости в прогнозируемый период.

     Динамика  трудовых ресурсов России. Состояние  ресурсов труда в РФ будет определяться главным образом, неблагоприятным  развитием демографической ситуации в стране. К 2016 г. численность населения составит 134,3 млн. чел (сократится по сравнению с 2003 г. на 8,8 млн. чел.). Численность трудоспособного населения (86,7 млн. чел. в 2000 г.) на период до 2011 г. сохранится примерно на том же уровне (86,2 млн. чел.) Однако к 2015 г., по оценке Минтруда РФ, возможно значительное его сокращение - до 78,8 млн. чел. Предвидится дальнейшее сокращение численности экономически активного населения. 3а 1990-2000 гг. она снизилась на 3,9 млн. чел. (с 75,7 до 71,8 млн. чел.). Одной из главных причин явилась бесперспективность поиска работы, в периферийных районах и связанный с этим уход части трудоспособного населения в домашнее хозяйство и неформальный сектор, особенно женского контингента рабочей силы. На сокращении численности экономически активного населения скажется также современное неблагополучное состояние здоровья населения и массовое недопотребление им основных продуктов питания.

     В перспективе до 2015 г. ситуация с трудовыми  ресурсами может стать лимитирующим фактором развития. Особую важность в  связи с этим приобретает проблема усиления механического прироста населения, в частности за счет русскоязычного населения стран СНГ. К 2015 г., по имеющимся оценкам, при среднегодовых темпах роста ВВП на 6-7% в экономику должно быть вовлечено 3-4 млн. лиц трудоспособного возраста. Расчеты показывают, однако, что этот потенциал уже в значительной степени исчерпан. Повышение эффективности миграционной политики становится в связи с этим одной из важнейших народнохозяйственных задач.

     Показатели  инициативной хозяйственной деятельности населения. По официальным прогнозам, количество малых предприятий в  России возрастет в ближайшие  годы до 1,5-2,0 млн. В расчетах на период до 2015 г. использовано минимальное значение - 1,5 млн. малых предприятий с общей численностью занятых 12 млн. чел.

     Можно ожидать дальнейшего роста самозанятости населения. Особую роль в этом призваны сыграть власти и негосударственные структуры местного самоуправления - частный сектор, общественные организации различного рода, агентства и центры по поддержке малого предпринимательства и самозанятости, работающие под патронажем местных администраций. В настоящее время доля самозанятости в общей занятости населения России слишком низка по сравнению с развитыми странами, например, Восточной Европы.

     Исходя  во многом из общей ситуации занятости  в переходных экономиках, можно предположить, что к 2011-2015 гг. доля самозанятости в России может, как минимум, удвоиться (до 14-15%).

     Таким образом, создание новых малых предприятий, а также увеличение самозанятости населения остаются весьма значительным потенциальным резервом рабочих мест. Вместе с тем необходимо также принять во внимание, что рост числа этих предприятий является результатом инициативной хозяйственной деятельности населения, т. е. в преобладающей части обеспечивается за счет собственных накоплений предпринимателей. Гипотетически, можно ожидать большей заинтересованности финансовых структур России в развитии этого сектора и соответственно его финансовой поддержки: (примерно 40% общего инвестиционного фонда в 2001-2002 гг.) Между тем следует учитывать, что оба этих источника и реализация потенциала занятости за счет мелкотоварного сектора не вполне надежны, поскольку во многом зависят от человеческого фактора (это и реальные финансовые возможности, и мотивы субсидирования создания малых предприятий крупными предпринимателями и банковскими учреждениями, наличие необходимых материальных средств для развития самозанятости). Большую роль, конечно, сыграет и то, насколько позитивными будут изменения в государственной политике по отношению к этому сектору.

     Однако  при положительных изменениях в  этом секторе может нарушиться баланс между численностью ищущих работу и количеством рабочих мест, которое общество способно обеспечить в прогнозируемый период. Эта проблема имеет чисто академический характер. «Излишние» рабочие места в этом секторе, если таковые возникнут, будут частично заполнены мигрантами, представителями слабомобильных групп населения, для которых эти рабочие места по разным причинам наиболее приемлемы и доступны; несомненно, продолжится рост различных видов вторичной (двойной) занятости. Кроме того, в экономике всегда должно быть в наличии некоторое количество свободных мест: для временной занятости (лиц, увольняемых из армии, первичной профподготовки необученной молодежи и пр.), а также для работников, на которых в наибольшей степени сказывается влияние фрикционных факторов и которые в силу этого составляют основной контингент «текучести кадров».

     Решение проблемы занятости в период 2011-2015 гг. в случае напряженного баланса трудовых ресурсов. Как отмечалось выше, неблагоприятная демографическая ситуация в России, особенно по прогнозу Минтруда РФ, в период 2011-2013 гг. может резко сократить количественные параметры трудовых ресурсов - численности трудоспособного и экономически активного населения. Не исключена общая для всех форм хозяйствования ситуация, когда создаваемые новые рабочие места просто некем будет замещать (даже новых потоков трудоспособных мигрантов окажется недостаточно). Выход из подобной ситуации видится в следующем.

     Во-первых, переориентация структуры производства в пользу более капитало- и наукоемких производств (другими словами, усиление акцента на технологически продвинутые  и высокосложные производства позволит достичь более высоких показателей роста национального дохода при меньшей численности занятых). Во-вторых, повышение фондовооруженности труда, переориентация политики с количественного роста числа рабочих мест на их большую производительность будет способствовать повышению качества готовой продукции и как следствие росту конкурентоспособности экономики.

     Наряду  с переориентированной таким  образом структурной политикой  и общей модернизацией производства (что потребует в первую очередь  резкого, по сравнению с 2000 г. повышения нормы ввода (выбытия) основных фондов) полезным инструментом может быть использование коэффициента замещения труда и капитала. Замещение этих факторов производства в ряде случаев может выступать как параметр хозяйственного управления. Естественно, в расчет должны приниматься только те отрасли, производства и отдельные операции, где есть постоянная эластичность замещения, т. е. капитал может быть всегда в определенных пропорциях замещен трудом, и наоборот.

     В настоящее время уровень капиталоинтенсивности  в промышленности в значительной мере определяется высокой долей  добывающих отраслей (главным образом  нефтедобывающей) в совокупных ОФ промышленности. Кроме них, наиболее высоки показатели капиталоинтенсивности в химической и нефтехимической, а также в черной металлургии; в пяти укрупненных отраслях обрабатывающей промышленности эти показатели ниже среднего по промышленности. Примерно близка по показателю к среднему уровню промышленность стройматериалов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. БЕЗРАБОТИЦА И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ  В 

     ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

     Одной из основных проблем управления занятостью в Забайкальском крае была и остается проблема финансирования программ по улучшению ситуации в данной сфере. До 2001 года финансирование осуществлялось за счет целевого страхового взноса предприятий-работодателей из фонда оплаты труда. В настоящее время задачи финансирования этого вида затрат легла на плечи федерального и регионального бюджетов.

     По  оценке, численность постоянного  населения края на 01 октября 2009 года составила 1117,7 тыс. человек. Естественный прирост населения в январе-сентябре 2009 года компенсировал миграционные потери населения и составил 2097 человек.

     По  данным Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Забайкальскому краю численность экономически активного населения на 01 марта 2010 года составила 526,7 тыс. человек —это 47,2%от общей численности населения края. В государственных учреждениях службы занятости населения на конец марта 2010 года в учреждениях государственной службы занятости населения зарегистрированы 22,3 тыс. человек, из низ 20,0 тысяч человек имели статус безработного. Напряженность на рынке труда снижается.

     Потребность работодателей в работниках, заявленная в государственные учреждения службы занятости населения в марте 2010 года составила 2808 человек. Коэффициент напряженности на рынке труда (численность граждан, не занятых трудовой деятельностью, в расчете на 1 вакансию) в марте составил 8 человек ( в январе 2010 года- 18 человек, в феврале — 12). Высокая напряженность на рынке труда отмечалась: в Ононском (284 человека на одну вакансию), Кыринском (212 человек), Шелопугинском (118 человек) и других районах.

     Индекс  промышленного производства по полному  кругу организаций-производителей Забайкальского края составил 102,5% к  уровню соответствующего периода предыдущего года, в т. ч. по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых — 107,4%, обрабатывающие производства — 100%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 98,6%. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, увеличилась на 24,2%, при этом добыча металлических руд увеличилась на 34,8%.

     Величина  официально зарегистрированной безработицы, как было отмечено выше, за последние годы постепенно снижалась, но при этом ее качественная структура практически не претерпела изменений. Анализ структуры безработицы позволяет сделать вывод о том, что значительная часть безработных граждан Забайкальского края – это люди среднего возраста, имеющие среднее профессиональное или общее  образование со средней продолжительностью периода безработицы от 1 до 8 месяцев.

Информация о работе Социально-экономические последствия безработицы