Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:58, курсовая работа
Наиболее масштабной проблемой социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Социальная политика государства как часть государственного управления..5
1.1Происхождение и сущность социальной политики государства………………5
1.2Функции, принципы и задачи социальной политики…………………………..8
1.3Основные направления социальной политики………………………………….11
2.Социальная политика в зарубежных странах…………………………………….18
2.1Социальные проблемы зарубежных стран……………………………………….18
2.2Развитие социальной политики в зарубежных странах………………………...23
3.Социальная политика в России……………………………………………………..33
3.1.Приоритеты социальной политики России……………………………………...33
3.2Социальные проблемы современной России…………………………………….38
3.3Эффективные решения социальных проблем в России на сегодняшний день………………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………..47
Выплаты взрослым членам семьи.
Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени[9].
Также дело обстоит и с выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты.
В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.
Стипендии.
Стипендия
для студентов ВУЗов равна
МРОТ. Жизнь студента на стипендию
не возможна без дополнительного
заработка или поддержки
Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно[12].
Пенсии.
Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.
Безработица.
Пособия по безработице это особая форма выплат. Эти пособия в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма “присваивания звания” безработного и выплаты этого пособия. Средства фонда занятости ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице велико, около МРОТ, и его получение связано с большими сложностями.
Социальная
жизнь общества за последний период
пошла по двум направлениям. С одной
стороны появилась свобода
Существуют
проблемы и в области трудоустройства.
Молодые специалисты не могут
устроится на работу по специальности,
а квалифицированные
Среди
частных проблем
Все эти
и другие явления социальной жизни
страны негативно влияют на экономическое
и политическое положение государства.
Многим социальным преобразованиям
необходимо продолжение или переход
к какому-то новому подходу к проблемам
жизни населения России.
3.3.Эффективные
решения социальных
проблем в России
на сегодняшний
день.
Современная социальная ситуация в
России крайне противоречива и имеет много
аспектов.
В социальной сфере России накопился
широкий круг острых проблем, важнейшими
из которых являются: значительная дифференциация
населения по доходам; низкий уровень
заработной платы работников бюджетной
сферы, что приводит к снижению квалификации
занятых в воспроизводстве человеческого
потенциала; неравномерность в доступе
к финансовым ресурсам регионов, которая
требует активной государственной политики
выравнивания возможностей регионов;
высокий износ основных фондов и инфраструктуры
социальной сферы при недостаточных инвестициях
и т.д.
Решение сложившейся ситуации зависит не только от состояния экономики и мер, направленных на её улучшение, но и от государственной политики в социальной области. Необходимо принятие адекватных мер, прежде всего, в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.
Социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем.[18]
В Основных направлениях социальной политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу предполагается в ближайшее время обеспечить выход России на качественно новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной - восстановить и упрочить ее позицию, как одной из стран - лидеров мирового развития.
Для повышения
благосостояния населения, сокращения
бедности, обеспечения населения
качественными социальными
Важнейшей
мерой государственной
На протяжении
кризиса, начиная с октября 2009 года
по нынешнее время, уровень безработицы
в России вырос с 5,6% до 8,2%. За этот период
общая численность уволенных достигла
950 тыс., человек. Многие работоспособные
граждане выберут для себя не работу на
предприятии с невысокой заработной платой,
а пребывание дома на пособие по безработице
или на альтернативных заработках. Тем
самым будет затягиваться процесс восстановления
экономики, которому потребуются квалифицированные
кадры. Каждый, кто стал безработным должен
осознавать, что это не более чем временная
ситуация. И что это его шанс изменить
жизнь к лучшему – поменять профессию,
обучится новым навыкам или поднять свою
квалификацию за счёт обучения, наконец,
провести время с семьёй. И набравшись
сил покорять новые вершины.[20]
Заключение.
В ходе работы над курсовой была рассмотрена социальная политика государства, из этого исследования можно сделать следующие выводы:
1. Суть социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. Она реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.
2. В социальной политике зарубежных стран рыночные механизмы, возбуждающие дух предпринимательства, соревнования, деловой активности, напряжения трудовой энергии людей, являются главным источником роста национального богатства и, следовательно, увеличения личных доходов работников, массы и доли этого богатства, выделяемого на поддержку фундаментальной науки и культуры, на воспитание и образование детей, на содержание инвалидов и т.п.
Чем богаче нация, тем более значительные потоки средств она может направлять на социальное развитие. Убедительные примеры - Германия и Швеция, которые от разрухи и нищеты, заменив тоталитарные механизмы рыночными, сумели достичь блестящих результатов в темпах экономического роста, повышения и качества жизни населения.
3.Не смотря на оживление в экономике и небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях еще рано. Существует множество социальных проблем в России. Такими проблемами являются доходы населения, безработица, бедность, жилье и многое другое. Все эти проблемы необходимо решать наиболее эффективными способами. Необходимо принимать меры связанные с развитием системы социальной защиты населения, обеспечение социальной безопасности, увеличение доходов и пособий населения, уменьшение безработицы и числа бедных.
Результаты осуществляемой на сегодняшний день социальной политики, очень противоречивы.
Итак, говоря о
социальной политике государства, подразумевается
прежде всего действия правительства,
направленные на распределение и
перераспределение доходов
Список литературы.
1 Асжина М.А.,Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. - М.: Норма, 1996.
2 Захаров В.И., Удалов Ф. П. Контуры социальной политики России//ЭКО. - 2000 -№10.
3 Московская А. В., Московская С. В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости//Вопросы экономики. -1999 - №11.
4 www.fos.ru
5 Булатов А.С. Экономика. – М.: Экономисть,2005.
6 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Питер - 1992.
7 Бабич А. Финансы для социальной защиты // Государственная служба. – 2001 - № 4.
8 Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. С. Вечканова. СПб., Издательство "Лань", 2000 г.
9 Тишин Е. А. Актуальные проблемы социального развития //Экономист. -1997 - №4.
10 Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. - М.: Мысль, 1991.
11 Бурджалов Ф.Э., Гришин И.В., Сванидзе З.Я., Соболева И.Б. Типы социальной политики: концепции, практика//Общество и экономика.-1997-№5.
12 Каргалова М.В. Христианские истоки европейской социальной модели//Исторический вестник.-2000-№9-10.
13 Агапова И.И. История экономических учений. Курс лекций. – М.: Юристъ, 2000.
14 Булатов А.С. Экономика. – М.: ЮРИСТЪ, 1999.
15 www.economportal.ru
16 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: ИНФРА-М, 1999.
17 Журавлёва Г.П. Экономика. – М.: ЮРИСТЬ,2001.