Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Наиболее масштабной проблемой социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Социальная политика государства как часть государственного управления..5
1.1Происхождение и сущность социальной политики государства………………5
1.2Функции, принципы и задачи социальной политики…………………………..8
1.3Основные направления социальной политики………………………………….11
2.Социальная политика в зарубежных странах…………………………………….18
2.1Социальные проблемы зарубежных стран……………………………………….18
2.2Развитие социальной политики в зарубежных странах………………………...23
3.Социальная политика в России……………………………………………………..33
3.1.Приоритеты социальной политики России……………………………………...33
3.2Социальные проблемы современной России…………………………………….38
3.3Эффективные решения социальных проблем в России на сегодняшний день………………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

курсовая Социальная политика государства и ее реализация в России.doc

— 273.00 Кб (Скачать)

1.3 Основные направления социальной политики

Практика  проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений  в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

Социальное  страхование - наиболее важная часть  политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники  могут потерять  возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Необходимо  правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного  механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

 В  первой модели страховые начала  не развиты. Размер выдаваемых  социальных пособий и выплачиваемых  пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

 Отличительная  черта второй модели - страхуемые  и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

 Третья  модель строится, исходя из страхования  социальных рисков. Величина накопленных  средств в каждый конкретный  момент времени соответствует  взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать  установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодеятельную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делятся это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.[4]

Практика  определила несколько форм социального  страхования, применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и  уходом за ребенком, по инвалидности, в  случае потери работы, пенсионное страхование.

Важнейшим направлением политики пенсионного  страхования является осуществление  концепции «динамической пенсии»: приведение пенсий в соответствии с  уровнем заработной платы работающего  населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

В обязанности  государства входит обеспечение  функционально - способной системы  институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан  гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.[5]

Возможные несчастные случаи на производстве и  профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

Социальная  защита работников, как важнейшее  направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения  во всех странах составляют работающие, единственным доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. В любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

К важным принципам социальной защиты работников нужно отнести:

1) социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;

2) социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности. К защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям. Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;

3) государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;

4) всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;

5) заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;

6) минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;

7) солидарность  всех субъектов социальной защиты  на основе “социальных договоров”, касающихся распределения финансового  бремени по компенсации и минимизации  социальных и профессиональных рисков;

8) личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;

9) экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;

10) многоуровневость  и разноадресность способов социальной  защиты - от государственных гарантий  для всех трудящихся до узконаправленных мер для отдельных их категорий и профессиональных групп;

11) многосубъектность  социальной защиты - субъектами социальной  защиты должны выступать: государство, работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;

12) многоаспектность  и разнонаправленность мер социальной  защиты - предметом внимания должны  стать условия и оплата труда  работников, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание, компенсация  утраты работоспособности и реабилитационные  услуги.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда[6].

В некоторых  случаях политика заработной платы  предусматривает введение предельного  уровня последней и сохранение его  в течение определенного отрезка  времени. Возможно также использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры применяются для устранения трудностей в области платежного баланса и предотвращения инфляции.

Развитие  человеческого потенциала как рамка  по отношению к современной социальной политике должна быть, прежде всего, направлена на работу с 4 категориями населения, такими как:

1. Дети, проживающие в редуцированных  жизненных средах: беспризорники, воспитанники детских домов, дети, проживающие в удаленных от образовательных центров территориях ("В России насчитывается от 2,5 до 4 млн. беспризорных детей". В России более 33 млн. детей, из которых 700 тысяч сирот, 600 тысяч - наркоманов, 14 миллионов -  дети, рожденные вне брака или живущие в неполных семьях). Специальная категория это дети, ориентированные на рекордные жизненные стратегии и высокие цели.

2. Молодежь, при переходе из школы в профессиональную систему обучения и при переходе из системы обучения на производство, ситуация этой группы населения можно охарактеризовать как "противоречивая адаптация": усиление территориального неравенства "стартовых" условий; рост разнообразия форм территориальной мобильности; рост престижности высшего образования и одновременно локализация миграций на учебу из-за снижения доступности образования; поляризация демографического поведения; усиление асоциальных форм адаптации: рост наркомании в крупных городах и регионах с более высокими доходами населения, особенно в нефтегазовых округах Западной Сибири; рост заболеваемости СПИДом в крупных городах; криминализация молодежи, особенно в депрессивных городах и регионах; массовая безработица и алкоголизм немобильной молодежи регионов Сибири и Дальнего Востока[7].

3. Пенсионеры, ситуацию этой группы населения можно охарактеризовать как «потерю достигнутого и надежд»: утрата сбережений, особенно болезненная для северных пенсионеров, потерявших возможность мигрировать в староосвоенные регионы; усиление бедности городских пенсионеров из-за более высокой стоимости жизни, особенно в федеральных городах; рост вынужденной занятости пенсионеров в основном на низкооплачиваемых и низкоквалифицированных работах; минимизация семейных связей с пожилыми родителями в крупных городах из-за сверхзанятости работающих детей; противоположный процесс укрепления межсемейных связей в малых городах и селе, особенно южных регионов, связанный с помощью пожилым сельским родителям в личном подсобном хозяйстве для получения дополнительных доходов всеми членами семьи.

4. Взрослые, находящиеся в ситуации смены  профессиональной занятости (ситуацию этой группы населения можно охарактеризовать как «работа на пределе сил»: углубление регионального неравенства возможностей для адаптации, результатом которого стали двойная занятость в крупнейших городах и интенсивное подсобное хозяйство как массовая модель выживания в небольших городах и сельской местности; адаптация населения через рост самозанятости в уличной торговле и челночном бизнесе; наиболее сильное гендерное неравенство, повышенная безработица женщин среднего и предпенсионного возраста. Происходит поляризация субъективной бедности: адаптация к бедности жителей села и малых городов, снизивших притязания в отношении нормальных для них доходов, на фоне значительно более высоких притязаний жителей федеральных городов. Появляются негативные последствия неадаптированности: например, рост мужской сверхсмертности, особенно в постаревших регионах Центра и Северо-Запада, из-за стрессов, нестабильности и алкоголизма, помимо повышенной травматичности на устаревших производствах)[8]. 
 
 
 

2. Социальная политика в зарубежных странах

2.1 Социальные проблемы зарубежных стран

Рассмотрим  основные модели социальной политики, существующие в зарубежных странах. Исследуя их опыт, мы знакомимся как с основными достижениями, так и с трудностями в области социальной политики. Анализ позволит не слепо копировать ту или иную модель, а разработать такую, которая бы максимально эффективно решала социальные проблемы и снизила социальную напряженность.

Правильно проводимая социальная политика государства, в широком смысле являясь одним  из направлений макроэкономического регулирования, действительно обеспечивает снижение социальной напряженности, рост благосостояния населения, достижение равновесия и стабильности в обществе[9]. В узком смысле социальную политику можно определить как систему мер, направленных на осуществление социальных программ, в частности, на поддержание доходов, уровня жизни населения, обеспечение занятости, предотвращение социальных конфликтов, поддержки отраслей социальной сферы.

Информация о работе Социальная политика