Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:58, курсовая работа
Наиболее масштабной проблемой социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Социальная политика государства как часть государственного управления..5
1.1Происхождение и сущность социальной политики государства………………5
1.2Функции, принципы и задачи социальной политики…………………………..8
1.3Основные направления социальной политики………………………………….11
2.Социальная политика в зарубежных странах…………………………………….18
2.1Социальные проблемы зарубежных стран……………………………………….18
2.2Развитие социальной политики в зарубежных странах………………………...23
3.Социальная политика в России……………………………………………………..33
3.1.Приоритеты социальной политики России……………………………………...33
3.2Социальные проблемы современной России…………………………………….38
3.3Эффективные решения социальных проблем в России на сегодняшний день………………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………..47
1.3 Основные направления социальной политики
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.
Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.
Необходимо правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:
В
первой модели страховые
Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.
Третья
модель строится, исходя из страхования
социальных рисков. Величина накопленных
средств в каждый конкретный
момент времени соответствует
взятым страхователями
Система
социального страхования
Практика определила несколько форм социального страхования, применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы, пенсионное страхование.
Важнейшим
направлением политики пенсионного
страхования является осуществление
концепции «динамической
В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случае заболевания почти для 90% граждан гарантируется путем установленной законом системы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частным образом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей закон обязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующих недель.[5]
Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.
Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. В любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.
К важным принципам социальной защиты работников нужно отнести:
1) социальная справедливость в области трудовых отношений - равные права на условия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности и трудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности, обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;
2) социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности. К защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности, что соответствует положениям. Всеобщей декларации прав человека, социальных пактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;
3) государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты;
4) всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества;
5) заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство, предприниматели, товарищества социального страхования и широкий круг профессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты;
6) минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации;
7) солидарность
всех субъектов социальной
8) личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы;
9) экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
10) многоуровневость
и разноадресность способов
11) многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать: государство, работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления;
12) многоаспектность
и разнонаправленность мер
Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законов государство определяет также ритм оплаты труда[6].
В некоторых
случаях политика заработной платы
предусматривает введение предельного
уровня последней и сохранение его
в течение определенного
Развитие
человеческого потенциала как рамка
по отношению к современной
1. Дети, проживающие в редуцированных жизненных средах: беспризорники, воспитанники детских домов, дети, проживающие в удаленных от образовательных центров территориях ("В России насчитывается от 2,5 до 4 млн. беспризорных детей". В России более 33 млн. детей, из которых 700 тысяч сирот, 600 тысяч - наркоманов, 14 миллионов - дети, рожденные вне брака или живущие в неполных семьях). Специальная категория это дети, ориентированные на рекордные жизненные стратегии и высокие цели.
2. Молодежь, при переходе из школы в профессиональную систему обучения и при переходе из системы обучения на производство, ситуация этой группы населения можно охарактеризовать как "противоречивая адаптация": усиление территориального неравенства "стартовых" условий; рост разнообразия форм территориальной мобильности; рост престижности высшего образования и одновременно локализация миграций на учебу из-за снижения доступности образования; поляризация демографического поведения; усиление асоциальных форм адаптации: рост наркомании в крупных городах и регионах с более высокими доходами населения, особенно в нефтегазовых округах Западной Сибири; рост заболеваемости СПИДом в крупных городах; криминализация молодежи, особенно в депрессивных городах и регионах; массовая безработица и алкоголизм немобильной молодежи регионов Сибири и Дальнего Востока[7].
3. Пенсионеры, ситуацию этой группы населения можно охарактеризовать как «потерю достигнутого и надежд»: утрата сбережений, особенно болезненная для северных пенсионеров, потерявших возможность мигрировать в староосвоенные регионы; усиление бедности городских пенсионеров из-за более высокой стоимости жизни, особенно в федеральных городах; рост вынужденной занятости пенсионеров в основном на низкооплачиваемых и низкоквалифицированных работах; минимизация семейных связей с пожилыми родителями в крупных городах из-за сверхзанятости работающих детей; противоположный процесс укрепления межсемейных связей в малых городах и селе, особенно южных регионов, связанный с помощью пожилым сельским родителям в личном подсобном хозяйстве для получения дополнительных доходов всеми членами семьи.
4. Взрослые,
находящиеся в ситуации смены
профессиональной занятости (ситуацию
этой группы населения можно охарактеризовать
как «работа на пределе сил»: углубление
регионального неравенства возможностей
для адаптации, результатом которого стали
двойная занятость в крупнейших городах
и интенсивное подсобное хозяйство как
массовая модель выживания в небольших
городах и сельской местности; адаптация
населения через рост самозанятости в
уличной торговле и челночном бизнесе;
наиболее сильное гендерное неравенство,
повышенная безработица женщин среднего
и предпенсионного возраста. Происходит
поляризация субъективной бедности: адаптация
к бедности жителей села и малых городов,
снизивших притязания в отношении нормальных
для них доходов, на фоне значительно более
высоких притязаний жителей федеральных
городов. Появляются негативные последствия
неадаптированности: например, рост мужской
сверхсмертности, особенно в постаревших
регионах Центра и Северо-Запада, из-за
стрессов, нестабильности и алкоголизма,
помимо повышенной травматичности на
устаревших производствах)[8].
2. Социальная политика в зарубежных странах
2.1 Социальные проблемы зарубежных стран
Рассмотрим основные модели социальной политики, существующие в зарубежных странах. Исследуя их опыт, мы знакомимся как с основными достижениями, так и с трудностями в области социальной политики. Анализ позволит не слепо копировать ту или иную модель, а разработать такую, которая бы максимально эффективно решала социальные проблемы и снизила социальную напряженность.
Правильно
проводимая социальная политика государства,
в широком смысле являясь одним
из направлений