Социальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Наиболее масштабной проблемой социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Социальная политика государства как часть государственного управления..5
1.1Происхождение и сущность социальной политики государства………………5
1.2Функции, принципы и задачи социальной политики…………………………..8
1.3Основные направления социальной политики………………………………….11
2.Социальная политика в зарубежных странах…………………………………….18
2.1Социальные проблемы зарубежных стран……………………………………….18
2.2Развитие социальной политики в зарубежных странах………………………...23
3.Социальная политика в России……………………………………………………..33
3.1.Приоритеты социальной политики России……………………………………...33
3.2Социальные проблемы современной России…………………………………….38
3.3Эффективные решения социальных проблем в России на сегодняшний день………………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………..47

Работа содержит 1 файл

курсовая Социальная политика государства и ее реализация в России.doc

— 273.00 Кб (Скачать)
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3

1.Социальная  политика государства  как часть государственного  управления..5

1.1Происхождение  и сущность социальной  политики государства………………5

1.2Функции,  принципы и задачи  социальной политики…………………………..8

1.3Основные  направления социальной  политики………………………………….11

2.Социальная  политика в зарубежных  странах…………………………………….18

2.1Социальные  проблемы зарубежных  стран……………………………………….18

2.2Развитие  социальной политики  в зарубежных странах………………………...23

3.Социальная политика в России……………………………………………………..33

3.1.Приоритеты  социальной политики  России……………………………………...33

3.2Социальные  проблемы современной  России…………………………………….38

3.3Эффективные  решения социальных  проблем в России  на сегодняшний  день………………………………………………………………………………………..43

Заключение……………………………………………………………………………….45

Список  литературы……………………………………………………………………..47 
Введение

Наиболее  масштабной проблемой социально  ориентированной экономики государства  в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Обычно  в основу социальной политики закладывают два важнейших принципа. Первый из них связан с научным пониманием категории «свобода» применительно к экономике. Одна из предлагаемых в этой связи трактовок такова: «Свобода без ответственности не существует». Она дает шансы нести совместную ответственность по отношению к тем гражданам, которые слабы в своих трудовых возможностях. Рыночная экономика дает каждому шанс, но в тоже время, ограничивает возможность полностью решать самостоятельно вопрос о том, как вести свою экономическую жизнь[1]. Второй принцип связан с определением государством соотношения интересов различных общественных групп. Перед экономической политикой, в том числе ее социальным аспектом, стоит задача определения оптимальных компромиссов между этими интересами. Однако учесть интересы каждого жителя невозможно, они обобщаются до уровня социальных групп, степень значимости этих обобщенных интересов зависит от меры их репрезентативности в обществе. Таким образом, с одной стороны, экономическая политика должна быть ориентирована на сознание правовых и институциональных условий для самореализации групповых интересов, с другой - сочетать их в рамках общего курса.

При разработке социальных программ и их реализации нужны: постоянный общественный контроль, уравновешенность институциональных  сил, высокая степень демократической культуры в обществе.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении  радикальных экономических преобразований проблемы социальной политики выходят  на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и  фактором.

Действительно, с одной стороны, потребность  и готовность общества пойти на радикальные  экономические преобразования достигает  максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в  рамках сложившейся экономической ситуации. С другой, радикальный слом существующих, экономических механизмов зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе  радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера  и её проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества.

Социальные  реформы последнего времени в  большинстве стран идут по пути перераспределения  социальных обязательств от государства  к гражданину. Правда, это базируется на весьма высоком и постоянно  возрастающем уровне гражданского благосостояния.

В настоящее  время вопрос о социальной политике остро стоит во многих государствах, в России в эпоху перемен и  преобразований он особенно актуален…

 

1 Социальная политика - как часть государственного  управления

1.1 Происхождение и  сущность социальной  политики государства

Социальная  политика государства может быть представлена как форма сознательного  воздействия на социальную сферу  жизнедеятельности людей с целью  ее изменения. Это наиболее обобщенное представление о социальной политике государства позволяет рассмотреть ее как часть государственного управления, объектом которого является социальная сфера жизни людей. В силу специфики социальной сферы как объекта управления социальная политика также является специфическим воздействием. Уяснив данную особенность социальной сферы, можно также понять особенность деятельности государства, которая обозначается таким понятием как «социальная политика».

Социальная  сфера жизни общества раскладывается на объективные и субъективные составляющие. К объективным необходимо отнести условия жизни индивидов, а к субъективным - потребности индивидов. При этом социальная сфера жизни людей представлена как отношения между условиями жизни людей и их потребностями. Социальная политика оказывает воздействия на условия жизни людей. Пределы этого воздействия в установлении таких отношений между двумя элементами социальной сферы, при которых у индивидов не воспроизводится чувство нуждаемости. Для того чтобы социальная сфера стала объектом управления государством, необходим такой уровень ее развития, который требовал бы вмешательства государства. Условием, при котором это вмешательство становится действительным, является такой уровень развития потребностей индивидов, который не может быть удовлетворен за счет собственного труда, как это имело место в аграрных обществах, а удовлетворяется высокоразвитым промышленным производством. Поэтому развитие производства и степень разделения труда в этом производстве является материальной основой необходимости государственной интервенции в социальную сферу жизни людей.

Развитая  потребность человека появляется с  развитым разделением труда, но не равным доступом большинства населения  к продуктам данного производства, базирующегося на разделении труда. В рамках социально-экономической школы анализа социальной политики замечено, что чем больше в социальной структуре общества представителей наемного труда, чем выше разделение труда, тем больше доля отчислений, производимых государством на социальные нужды населения страны[2]. В силу ограниченных возможностей производства удовлетворять потребности индивидов между производством и потреблением возникает противоречие, на основе которого разворачивается социальный конфликт. Ограниченный и конфликтный характер отношений между индивидами, как результат ограниченного производства, порождает такие группы людей, которые могут воспроизводится при условии помощи последним со стороны общества в лице государства. К этим группам людей относятся те социальные группы, которые либо по малолетству, либо по болезни, либо старости, либо в результате отсутствия работы не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих потребностей и потребностей своей семьи. Данные группы людей имелись во все времена, однако потребности этих групп людей не требовали всеобщей защиты со стороны государства и осуществлялись в основном на местном уровне.

Социальная  защита как легитимированная деятельность государства приобретает всеобщий характер, а потребности индивидов  становятся политической категорией только на промышленной стадии производства, когда производительная сила общества - человек - начинает носить общественный характер. Этот общественный характер производства и человека предопределяет социально-политическую деятельность государства в социальной сфере и государственное управление потребностями человека. Для того, чтобы государство было в состоянии управлять социальной сферой в рамках своей социально-политической деятельности, оно редуцирует социальную сферу в категории политики. Это означает, что государство выделяет из всей совокупности отношений социальной сферы жизни общества такие отношения, которые начинают носить всеобщий характер и тем самым должны защищаться политически. Обязанность защиты со стороны государства своих граждан вытекает из социальной сути самого государства, которая заключается в установлении политически детерминированной социальной связи между людьми. То есть социальная защита есть особая политическая форма включения индивидов в социальную жизнь с целью снятия экономических препятствий, не позволяющих без посторонней помощи их преодолеть. Этим актом государство определяет «социальную зону» своего политического влияния, своей защиты данной социальной зоны всеми средствами и способами, находящимися в его распоряжении.

Суть  социальной политики государства заключается в поддержании отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

 

1.2 Функции, принципы и задачи социальной политики.

Социальная  политика обладает рядом функций, которые определяют гуманистический характер государства, стремящегося через политически создаваемые общественные фонды поддержать состояние индивидов в том социальном статусе, который не был бы обременительным для него. К этим функциям можно отнести следующие функции:

  • компенсаторную, которая направлена на ликвидацию внешних сдерживающих условий, не дающих возможность индивиду быть деятельным участником существующих в обществе отношений;
  • элективную, которая направлена на определение обстоятельств и свойств самого индивида, позволяющих отнести его в разряд нуждающихся;
  • кумулятивная, накапливающая социальный потенциал государства, выражающийся в зависимости индивидов от социально-политической деятельности государства.

Все эти  функции тем в большей степени  представлены в социальной политике государства, чем в большей степени  социальная политика находится в  тесной зависимости от политики государства  вообще.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита  уровня жизни путем введения  разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

2) обеспечение  помощи самым бедным семьям;

3) выдача  помощи на случай безработицы;

4) обеспечение  политики социального страхования,  установление минимальной заработной  платы для работающих;

5) развитие  образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

6) проведение  активной политики, направленной  на обеспечение квалификации.

Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами[3].

Социальные  трансферты - это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом.

Целью социальных трансфертов является - гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего  спроса. Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у среднедоходных и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение  равных возможностей при реализации  права на образование и долю  в общественном благосостоянии  путем справедливого распределения  доходов и имущества.

2. Уменьшение  нежелательных, обусловленных рынком  различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение  большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной  жизни и права на долю ответственности  перед обществом.

4. Дальнейшее  совершенствование общественно-  политического инструментария и  положений, регулирующих существующее  устройство, в целях обеспечения  основных социальных прав и  расширения сети социального  обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Социальная политика