Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:58, курсовая работа
Наиболее масштабной проблемой социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Социальная политика государства как часть государственного управления..5
1.1Происхождение и сущность социальной политики государства………………5
1.2Функции, принципы и задачи социальной политики…………………………..8
1.3Основные направления социальной политики………………………………….11
2.Социальная политика в зарубежных странах…………………………………….18
2.1Социальные проблемы зарубежных стран……………………………………….18
2.2Развитие социальной политики в зарубежных странах………………………...23
3.Социальная политика в России……………………………………………………..33
3.1.Приоритеты социальной политики России……………………………………...33
3.2Социальные проблемы современной России…………………………………….38
3.3Эффективные решения социальных проблем в России на сегодняшний день………………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………..47
Основными индикаторами общественного развития, находящимися под воздействием социальной политики, являются: доходы как материальные источники существования; занятость; здоровье; жилье; культура; образование; окружающая среда.
Степень участия государственного сектора в социальной сфере во многом определяет масштабы и характер проводимой социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика предполагает сведение к минимуму ее масштабов, содержания и объектов.
Существуют
различные классификации
Скандинавская модель.
В модели
социальной политики этого типа значительную
часть расходов на социальные нужды
берет на себя государство, и основным
каналом перераспределения
Континентальная модель.
В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Здесь бюджетные отчисления и страховые взносы работника и работодателя на социальные мероприятия примерно равны, и основными каналами перераспределения являются как государственные, так и частные (но находящиеся под контролем государства) социально-страховые фонды. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия.
Швеция: шведская модель.
Термин «шведская модель» появился в конце 60-х годов в связи с приобретением Швецией статуса государства, одного из самых развитых в социально-экономическом отношении. Именно в Швеции возникли и получили развитие понятия «политика полной занятости», «солидарная система зарплат». Основными целями шведской социальной политики являются полная занятость и выравнивание доходов [8]. Осуществление целей идет через преднамеренное перераспределение доходов, прежде всего через налоговую и трансфертную политику, для чего были созданы специальные государственные и негосударственные институты. Универсальность модели выражается во всеобщности и общедоступности социальной защиты, которая распространяется на все население. Оказываемая помощь обеспечивает социальную защиту населения на уровне нормального жизненного стандарта[9].
Социальное
обеспечение находится на высоком
уровне и предусматривает выплату
пособий по безработице, детские
пособия и ряд других. Пособия
по безработице позволяют
Образование в Швеции охватывает все население и обеспечивает практически полную грамотность. Бесплатным является среднее и высшее образование, а также программы переквалификации и ряд других образовательных программ. Разнообразие форм обучения взрослого населения дает возможность непрерывного образования на протяжении всей жизни. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров при общедоступности образования значительно снижают уровень безработицы и отражают политику полной занятости населения. В самом законодательстве Швеции закреплено предоставление оплачиваемого учебного отпуска. Швеция вообще тратит на образование больше ВНП, чем любая другая страна, и занимает одно из ведущих мест по уровню грамотности. Расходы на образование окупаются, так как способствуют развитию поведенческой гибкости людей, их мобильности в меняющейся ситуации на рынке труда.
Здравоохранение
в Швеции доступно для всех граждан
посредством всеобщего
На сегодняшний день социальная модель в Швеции требует серьезного пересмотра в сторону либеральных реформ. К этому обязывает членство в ЕС, которое требует согласия с его основополагающими неолиберальными принципами и стандартами социального регулирования. Возникает вопрос о слишком высоких социальных издержках в Швеции по сравнению с другими членами ЕС, где расходы на социальную защиту значительно ниже. В целом ситуацию в области социальной защиты продолжают определять принципы солидарности и социальной справедливости[10].
Германия: немецкая модель социального рыночного хозяйства.
Понятие «социальное рыночное хозяйство» было введено в 1946 г. Альфредом Мюллером-Армаком для определения парадигмы экономической политики, сочетающей принципы «рыночной свободы» и «социального выравнивания». Целью такой социальной политики является создание условий для активной самореализации каждого члена общества в экономической сфере. Для этого требуются общие институциональные условия, которые регулируют хозяйственную деятельность индивидуумов. На первый план выходит не перераспределение дохода через бюджет и бесплатные социальные услуги как в шведской модели, а создание благоприятных экономических условий для трудоактивного населения, на которое и сориентированы основные меры социальной защиты[11].
В Германии действует 4 вида социального страхования: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Социальное страхование финансируется совместно работодателями, а также наемными работниками и дифференцируется по видам деятельности. Принцип страхования означает право на получение услуг теми, кто делает взносы в соответствующие фонды. Уплата взноса дает право на соответствующую услугу независимо от действительной потребности в ней. Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые в виде пособий на детей (единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям), помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам.
В системе
здравоохранения действует
В системе образования главным является принцип «академической свободы», т. е. в образовательное учреждение может поступить любой желающий, если он удовлетворяет всем условиям допуска. Среднее и высшее образование является бесплатным.
Германия
в конце 1990-х гг. достигла определенного
пика развития своей социально-ориентированной
экономики, которая теперь, как и шведская
модель, нуждается в серьезной модернизации.
Политику социального рыночного хозяйства
Германии усложняет проблема, связанная
со структурными преобразованиями в Восточных
землях, где продолжается закрытие неконкурентоспособных
производств, идет рост безработицы и
социальной напряженности. На ближайшие
годы в Германии намечена окончательная
интеграция новых федеральных земель
в экономическую систему единой Германии,
снижение безработицы и проведение пенсионной
реформы, где наряду с государственным
социальным страхованием будет развиваться
частная система страхования.
2.2 Развитие социальной политики в зарубежных странах.
Активная социальная политика стала для зарубежных стран важнейшим инструментом обеспечения глобальных конкурентных преимуществ. Формирование и механизмы ее реализации определяются комплексом разноплановых и противоречивых факторов - экономических, демографических, политических, внешних и внутренних, долговременных и конъюнктурных. При сохранении различий в принципах, масштабах, формах деятельности государственных институтов в разных странах вектор социального развития в наиболее развитых странах определяется пониманием возросшего значения человеческих ресурсов. Государство принимает на себя более заметную роль в создании условий для их оптимального развития и использования. Современные тенденции государственной политики в социальной сфере обусловлены новыми потребностями экономического развития. Реализация функций социальной защиты населения остается базовым элементом деятельности государства, а сама эта деятельность характеризует экономические возможности, зрелость общественного развития и политические приоритеты.
Социальная политика - один из основных индикаторов перспективности общества. Наиболее важными направлениями усилий государства выступают те, которые обеспечивают прежде всего отвечающее современным экономическим потребностям развитие человеческого потенциала - физического, интеллектуального, предпринимательского, культурного, трудового. Именно человек стал считаться ключевым фактором социального и экономического прогресса. Повышение качества человеческих ресурсов стало одновременно и условием, и одной из составляющих задач в рамках обеспечения конкурентоспособности и безопасности. Это обусловило возрастание значения результатов политической деятельности как фактора воспроизводственного процесса, экономического роста, укрепления позиций на мировом рынке.
Интеллектуальный потенциал и качество человеческого ресурса - важнейшие факторы международной конкурентоспособности национальных экономических систем. Образование и состояние здоровья населения, квалификация рабочей силы, возможности использования преимуществ новейших достижений информационных и коммуникационных технологий - именно эти условия определяют успех или неуспех стран на мировом рынке. Не выдерживают конкурентную борьбу государства, неспособные внедрить адекватные современным требованиям стандарты образования и профессиональной подготовки, качества жизни, гарантии удовлетворения базовых потребностей и прав личности работающего человека.
Ключевыми индикаторами качества жизни служили доход на душу населения, прожиточный минимум в соотношении со средним доходом, доступность адекватных образовательных, медицинских, социальных услуг, а также структура потребительских расходов. Сегодня в круг главных показателей развития государства вошло такое понятие, как доступ граждан к информационным и коммуникационным технологиям, которые составляют неотъемлемую часть всех компонентов деятельности человека и выступают мотором его потребительских ориентаций. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) играют едва ли не ведущую роль в жизнедеятельности человека. Они обеспечивают распространение информации, которая открывает новые возможности для повышения дохода и получения услуг и способствует совершенствованию системы образования, здравоохранения, подготовки кадров для инновационной активности в экономике.
Технологии дали новые формы общения в глобальном пространстве. В США около 80 % взрослого населения имеют выход в интернет, в том числе свыше 60 % в домашних условиях [12]. Доступность информационных технологий - условие повышения продуктивности человеческой деятельности. Первое место в мире по внедрению и применению ИКТ занимают Соединенные Штаты Америки. В 2005 г. эта страна заняла первое место в мировом рейтинге инфокоммуникационной инфраструктуры. Этот рейтинг характеризует готовность экономики в целом к использованию преимуществ, которые могут дать информационно-коммуникационные технологии[13].
Государство не обязательно регулирует социальную сферу напрямую. В условиях зрелого демократического общества и развитой рыночной экономики его роль часто состоит в создании благоприятных условий для деятельности субъектов рынка и гражданского общества, самореализации граждан, стимулирования предпринимательского, творческого потенциала человека. В экономике знаний уровень жизни, масштабы и структура потребления являются основой воспроизводства и повышения конкурентоспособности человеческих ресурсов. В США и без того высокий ВВП, уровень потребительских расходов в 2001- м году увеличился с 69,9 % до 71,0 % в 2005 году. Доступ граждан к товарам и услугам, которые производятся внутри страны и за ее пределами, расширился. Это позволило полнее удовлетворять потребности различных групп населения.