Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 10:58, курсовая работа
Наиболее масштабной проблемой социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1.Социальная политика государства как часть государственного управления..5
1.1Происхождение и сущность социальной политики государства………………5
1.2Функции, принципы и задачи социальной политики…………………………..8
1.3Основные направления социальной политики………………………………….11
2.Социальная политика в зарубежных странах…………………………………….18
2.1Социальные проблемы зарубежных стран……………………………………….18
2.2Развитие социальной политики в зарубежных странах………………………...23
3.Социальная политика в России……………………………………………………..33
3.1.Приоритеты социальной политики России……………………………………...33
3.2Социальные проблемы современной России…………………………………….38
3.3Эффективные решения социальных проблем в России на сегодняшний день………………………………………………………………………………………..43
Заключение……………………………………………………………………………….45
Список литературы……………………………………………………………………..47
Опыт показал, что более эффективное использование людских ресурсов в сочетании с новыми технологиями – это фактор, позволяющий повысить удовлетворение потребностей общества. Для завоевания благоприятных позиций на мировом рынке требуется политика, четко ориентированная на повышение уровня жизни как стимула к усилению конкурентоспособности и эффективности использования человеческого ресурса.
По-новому ставится вопрос об оценке социальных затрат на цели поддержки незащищенных групп населения, в том числе экономически активного. Возникают проекты привлечения «неэффективных» социальных групп к процессу производства. Социальная политика в развитых государствах выступает частью государственного регулирования отношений общественных групп и обеспечения прав и гарантий человека. Социальная защищенность в современном понимании касается населения в целом и учитывает его возрастные и иные особенности. В современных условиях политика нацелена на повышение качества человеческого ресурса в целом. Речь, идет о создании условий для активной жизнедеятельности граждан, реализации их трудового и интеллектуального потенциала в разных, даже самых неожиданных, измерениях.
Информационно-коммуникационные технологии - не роскошь, а инструмент повышения конкурентоспособности граждан, в том числе с ограниченными физическими, материальными и иными возможностями. Вектор перемен направлен на стимулирование личной ответственности граждан за свое материальное обеспечение, получение образовательной и профессиональной подготовки, обеспечение дохода в пенсионном возрасте. Отражением этой тенденции стал принятый в 1996 г. американский Закон о личной ответственности и возможностях трудоустройства. Он изменил порядок предоставления помощи из бюджетных средств. Главной новацией этого документа было смещение акцента на повышение личной ответственности граждан за обеспечение себя и своей семьи в настоящем и будущем. В частности, в законе появилось требование обеспечить занятость тех трудоспособных граждан, которые получают социальные пособия.
В 2003 г. уровень занятости женщин с детьми до 18 лет достиг в США 80 % . Для разведенных или овдовевших женщин, имеющих детей в возрасте от 6 до 17 лет, он составил 84%; (средний уровень занятости женщин 62 %). Трудовые доходы одиноких матерей с детьми, относящихся к нижней доходной квинтили, возросли в среднем с 1740 долларов в 1996 г. до 2960 долларов в 2000 году. У одиноких матерей с детьми следующей доходной квинтили трудовые доходы выросли еще значительнее - с 5060 долларов до 11 140 долларов[14] .Помимо содействия в трудоустройстве (70-80 %; получили оплачиваемую работу) одинокие матери в США продолжают пользоваться бесплатной медицинской помощью и детскими учреждениями. Им оплачивается обучение, а также предоставляется транспорт для доставки к месту работы. Во многих штатах при переходе на оплачиваемую занятость (влекущем за собой прекращение выплат денежных государственных пособий) их бывшим реципиентам предоставляются единовременные денежные выплаты.
В начале XXI в. в ведущих странах мира и ряде развивающихся государств бурно развивалась теория социальной ответственности государства. Одновременно происходило упрочение нормативно-правовой базы социальной политики и совершенствование механизмов ее реализации.
На международном уровне признана роль социальных функций государства, которая была закреплена в уставах ООН и Совета Европы, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, а также в других международных документах. В Швеции, Бельгии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Франции, США, Канаде, Японии государство давно и систематически занималось формированием систем социального обеспечения, медицинской помощи и подготовки квалифицированных кадров. Соответствующие программы финансировались не только из бюджета. Государство стимулировало участие в них деловых кругов, общественных организаций, частных лиц, пытаясь повысить развитие национального трудового, интеллектуального потенциала и оказания помощи нуждающимся. Гибкая социальная политика стала основным инструментом защиты населения от объективных рисков и способом возвращения в производство уязвимых, но трудоспособных лиц. В этом смысле стратегия власти касалась:
- определения приоритетов и основных социальных нормативов на всех уровнях;
- совершенствования механизмов реализации политики перераспределения средств между различными группами получателей пособий;
- обеспечения правовой базы государственных гарантий в сфере труда и социальной защиты;
- стимулирования участия бизнеса и общественных объединений.
Совокупные государственные расходы на социальные цели в развитых государствах достигли рекордных показателей. ВВП Франции 36,8 % ; 21,6 % - США, 35,2 % - Германии. Начиная с 1997 г. из американского бюджета каждый год на социальные цели выделяется свыше 1 трлн. долларов. Ежегодные социальные расходы федерального бюджета в 1990-2004 годах возросли в 2,4 раза и составили в 2004-м около 1,5 трлн. долларов.
Таблица1. Социальные расходы федерального бюджета США(данные 2004 года).
Статьи социального бюджета | Расходы |
Страхование по старости, инвалидности, на случай потери кормильца (ОФП) | 496,2 млрд. долларов |
Поддержание доходов | 339,5 млрд. долларов |
Медицинское
страхование лиц
65 лет и старше |
270,5 млрд. долларов |
Здравоохранение | 243,5 млрд. долларов |
Образование,
переподготовка, занятость, социальные услуги |
87,2 млрд. долларов |
Выплаты и услуги ветеранам | 60,5 млрд. долларов |
Следует отметить широкое пользование механизма налоговых льгот в сфере медицинского страхования работников по месту работы, стимулирования личных сбережений на цели образования, программ профессиональной подготовки на частных предприятиях. Опережающие темпы роста расходов государства на цели образования (в сравнении с ростом ВВП и общего объема государственных расходов) свидетельствуют об осознании властью ключевой роли образования в постиндустриальном обществе[15].
По показателю
государственных и частных
Рис.1. Государственные и частные расходы
Государственные расходы на образование относительно ВВП составляют: уровень Камеруна - 3,8 %; Аргентины - 4,0 %; Турции - 3,7 %. По этому показателю Россия уступает не только Дании (8,5 %), Швеции (7,7 %), Норвегии (7,6 %), США (5,7 %), но и таким странам, как Боливия (6,3 %), Португалия (5,8 %), Латвия (5,8 %), Венгрия (5,5 %)[16]. Поскольку частное финансирование образования в России остается незначительным, низкий уровень соответствующих государственных расходов – тормоз социального и экономического развития страны.
Для большинства населения ведущих стран мира занятость служит главным источником получения стабильных доходов, возможностей обязательного и дополнительного социального страхования, выплат по болезни, оплачиваемых отпусков. Развитие социально-трудовых отношений происходит под воздействием таких системообразующих принципов жизнедеятельности, как личная ответственность, опора на собственные силы. Каждый из этих взаимодополняющих принципов является условием функционирования механизма мотивационной среды, нацеленности на образовательную и профессиональную самоподготовку, трудоустройство, предпринимательство, достижение успеха. Полная занятость обеспечивает работнику доход выше официальной черты бедности. В США среди занятого населения уровень бедности не превышает 2,6 %; (среди работающих лиц пенсионного возраста - 1,4 %), и величина трудовых доходов напрямую зависит от образования, квалификации и профессионализма.
Государственное регулирование трудовых отношений включает в себя такие аспекты, как взаимодействие государства с работодателями и работниками, трудовая иммиграция, регулирование минимальной оплаты труда, его нормативов, условий и продолжительности, помощь в трудоустройстве молодежи, защита прав женщин, лиц пенсионного возраста, государственное страхование на случай безработицы. Политика государства в развитых странах выступает важнейшим фактором повышения трудовой мотивации, социальной защищенности работников и работодателей, упрочения социальной стабильности. При этом оплата труда остается важнейшим фактором повышения уровня образования, профессионализма, квалифицированного кадрового обеспечения. Возрастающее значение государственной политики в сфере труда обусловлено рядом факторов экономического, научно-технологического, социального характера. Среди них – замедление роста числа высокооплачиваемых рабочих мест с полным рабочим временем, распространение новых форм частичной, временной занятости, которые способствуют неустойчивости доходов и риску оказаться за чертой бедности - и в период трудовой активности, и после выхода на пенсию.
В связи
с изменением структуры спроса на
рынке труда и тенденцией роста
личной ответственности граждан
перед обществом и близкими важное
значение приобретает государственная
политика повышения
Комплексный подход к оказанию поддержки лицам, имеющим длительный перерыв в работе и не востребованных рынком труда, предполагает дифференцированные меры в отношении молодежи, женщин, пожилых работников, инвалидов. Учет половозрастных и иных факторов осуществляется одновременно с адресными мерами социальной помощи в отношении особо нуждающихся. В развитых странах государство выступает гарантом соблюдения законодательно норм условий и оплаты труда, разрешения трудовых конфликтов, поддержки безработных. Ускорение изменений на рынке труда требует наряду с традиционными мерами контроля над исполнением правил найма и увольнения работников, совершенствования процессов воздействия на системы подготовки найма, страхования рабочей силы. Кроме того, принимаются меры для повышения общего уровня образования до уровня колледжа, развитие навыков использования ИКТ, поощрение частных предпринимателей к развитию социальных программ в сфере профессиональной подготовки.
Проблемы безработицы связаны не только с фазами экономического цикла, но и со структурными изменениями. Снижение уровней стабильности и гарантий занятости, рост нестандартных видов труда, расширение трудовой миграции требуют новых подходов в сфере образования, профессиональной подготовки и социального обеспечения трудящихся.
Высокая трудовая активность женщин в последние десятилетия объясняется тремя причинами. Первая - рост предложения на рынке труда со стороны женщин, выходящих на работу вне дома после того как выполнена функция воспитания детей. Вторая - поиски дополнительных источников доходов для семьи, а также со стороны растущего числа разведенных женщин. Третья - сказываются особенности спроса на рынке труда, связанные со структурными изменениями в экономике и, в частности, с увеличением доли сферы услуг, которая является традиционным центром притяжения женской занятости. В США трудовая активность женщин в начале ХХ столетия быстро возрастала. Уровень занятости женщин составлял 18 %, в конце ХХ в. 60 %.
В результате женщины стали основным источником прироста занятости: в период с конца 1940-х до конца 1990-х годов на них приходилось не менее 60 % прироста числа занятых[17]. К середине текущего десятилетия особенно высокая доля женщин, участвующих в общественном производстве, отмечена среди матерей с детьми до 18 лет (около 80 %). Для овдовевших и разведенных женщин, имеющих детей в возрасте 6-17 лет, уровень занятости составляет 84 %. Помимо стремления к заработку в целях пополнения семейного бюджета, замужние женщины пытаются избежать трудностей, связанных с возвращением на рынок труда после длительного перерыва и потерей в связи с этим квалификации, отсутствием профессионального роста, с общим отставанием от меняющихся требований, предъявляемых работникам.
Количественный рост участия женщин в экономике не всегда сопровождается изменением качественных показателей этого процесса. Несмотря на значительный рост образовательного уровня и оплаты труда женщин, повышение их экономической роли в обществе, в семье, в самообеспечении, заработная плата женщин, работающих полный рабочий день, в среднем составляет в США около 68 %; заработков мужчин. В начале текущего десятилетия женщины составляли 60%; общей численности получателей пенсионных пособий в рамках федеральной программы.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о целесообразности формирования системы мониторинга и оценки социальной политики, встроенной в систему принятия государственных решений. В странах ЕС существует практика социального мониторинга принятых законодательных решений. В США проводится ежегодная оценка результатов оказания социальной помощи. Важно было бы применить подобный опыт и в России.
Возрастание
роли социальной политики связано с
развитием социально-
3.Социальная политика в России