Социальная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является определить социальную политику на современном этапе развития Российской Федерации, а также на примере зарубежных стран. Объектом исследования является социальная политика в России и в мире.
Предметом исследования являются направления социальной политики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………..…...6
Понятие социальной политики, её предмета и функций…………...…..6
Модели социальной политики……………………..………………...….11
Основные направления социальной политики.……………………...….17
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………..22
2.1 Социальная политика Российского государства…………………...…..…22
2.2 Приоритетные национальные проекты в Российской Федерации…........30
2.3 Социальные проблемы современной России……………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 438.50 Кб (Скачать)
 
 

2.2   Приоритетные национальные проекты в Российской Федерации 

       Приоритетные  национальные проекты — программа по росту «человеческого капитала» в России, объявленная президентом В. Путиным и реализующаяся с 2006. Из выступления В.Путина: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России». [20]

       Национальные проекты (НП) стали для Дмитрия Медведева своеобразным трамплином для прыжка в президентское кресло. Во многом благодаря им он завоевал симпатии избирателей, а Владимир Путин таким образом устроил экзаменовку для преемника.

       Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов. Ключевыми словами его речи можно считать следующие: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России — это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит — в будущее России».

       В качестве приоритетных направлений  «инвестиций в человека» глава  государства выделил:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • жильё;
  • сельское хозяйство.

       Первый  вице-премьер Дмитрий Медведев 27 ноября 2005 заявил, что этот список может в будущем быть дополнен наукой и культурой.

       В 2006 году ряд политиков и СМИ называли меры по улучшению демографической ситуации «новым национальным проектом».

       Национальный проект «Здоровье».

       Национальный  проект в сфере здравоохранения  предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).

  • Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам
  • Вакцинация
  • Обследование новорожденных
  • Проф. переподготовка

       В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах.

       Муниципальные и государственные учреждения здравоохранения, имеющие лицензии по специальности  «Акушерство и гинекология» и  оказывающие медицинскую помощь женщинам в период беременности (женские  консультации, акушерско-гинекологические кабинеты поликлиник), получают по 3 000 руб. (в 2006 году – 2 000 руб.) за каждую пациентку, а учреждения здравоохранения, оказывающие медицинскую помощь в период родов (родильные дома, родильные отделения, перинатальные центры), – по 6 000 руб. за каждую женщину (в 2006 году – 5 000 руб.).

       Родовые сертификаты были введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.

       Родовой сертификат выдается женщинам с 30 недель (при многоплодной беременности –  с 28 недель) учреждениями здравоохранения, осуществляющими наблюдение женщины  в период беременности.

       В случае преждевременных родов сертификат может быть выдан в более ранние сроки при получении из роддома информации о состоявшихся родах. [20]

       Национальный проект «Образование»

       Национальный  проект в сфере образования предусматривает  создание двух новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд. руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд. руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих.

  • Конкурсы инновационных вузов
  • Учебные пособия
  • Премии школам
  • Премии лучшим учителям
  • Премии лучшим ученикам
  • Транспорт школам сельским
  • Национальные университеты
  • Профобразование в экспериментальных воинских частях
  • Премии преподавателей ВУЗов

       Премии  для поддержки талантливой молодежи присуждаются гражданам Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет включительно – победителям и призерам международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе (далее – конкурсные мероприятия), победителям и призерам всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий.

       Присуждение премий для поддержки талантливой  молодежи производится в соответствии с Указом Президента Российской Федерации  от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи», приказом Министерства образования и науки России от 9 июня 2006 года № 145 «Об утверждении Правил присуждения премий для поддержки талантливой молодежи и порядка выплаты указанных премий», а также приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 121 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2007 году».

       На  стимулирование инновационных программ в 2006—2007 из бюджета было выделено 26 млрд. руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд. руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд. руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд. руб., подключено 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд. руб. Всего из бюджета 2006 на проект «Образование» выделено 31 млрд. руб.

       Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

       Национальный проект «Жильё».

    •   увеличение к 2010 г. объемов жилищного строительства в 2 раза, а в 2007 г. — на треть (до 56 млн кв. м); увеличение доли населения, способного приобрести жилье, с 9 % до 30 %;
    •   увеличение к 2007 г. объема ипотечных кредитов более чем на треть (до 151 млрд руб.) и снижение ставки по ипотечным кредитам с 15 % до 11 % в 2007 г. и до 8 % в 2008—2009 гг.;
    •   выделение жилищных субсидий ряду категорий граждан;
    •   модернизацию ЖКХ, увеличение к 2007 г. частных инвестиций в коммунальном секторе до 20 % и снижение износа коммунальной инфраструктуры с 60 % до 55 %.

       Приоритетный  национальный проект предусматривает оказание бюджетной поддержки в приобретении жилья молодым семьям, нуждающимся в жилье или улучшении жилищных условий. Им предоставляются бюджетные субсидии на приобретение жилья. Государство может оплатить часть покупки (строительства) жилого помещения или погасить первый взнос при получении ипотечного кредита. [19]

       По  словам руководителя Федерального агентства  по строительству и ЖКХ Сергея Круглика, реализация национального проекта позволит обеспечить жильем в 2006–2007 годах около 69,5 тыс. молодых семей. Всего же с 2006 по 2010 годы свои жилищные условия смогут улучшить 181,7 тыс. молодых семей. [20]  
 
 
 
 

Рисунок 4 - Динамика ввода в действие жилых домов в 2007-2008 гг., млн.м2 

       Как видно на Рисунке 4 ситуация в жилищном строительстве в 2008 году по сравнению с соответствующим периодом 2007 изменилась довольно мало. Тем не менее, в 2008 году наблюдается хоть небольшой, но заметный рост строительства.

       Кроме того, будет ускорено обеспечение  жильем других льготных категорий граждан. К ним относятся:

  • Военнослужащие, увольняемые с военной службы; уволенные с военной службы и приравненные к ним лица.
  • Переселяемые с комплекса Байконур.
  • Переселяемые с территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
  • Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф.
  • Вынужденные переселенцы.

       Численность нуждающихся в улучшении жилищных условий по этим категориям на начало 2005 года составляла более 700 тыс. семей. Для того чтобы обеспечить их квартирами, государство предоставляет субсидии (в виде государственных жилищных сертификатов), размер которых уточняется исходя из рыночной стоимости жилья в том регионе, где они собираются покупать квартиру. На реализацию подпрограммы до 2010 года будет выделено более 133 млрд. руб. Это позволит к концу 2010 года обеспечить жильем 132 тыс. семей.

       На  обеспечение жильем ветеранов и  инвалидов в 2006–2007 годах будет  направлено 8,4 млрд. руб., что позволит обеспечить жильем 30,1 тыс. человек, а на предоставление субсидий категориям граждан, перед которыми имеются государственные обязательства, за два года будет выделено 42,3 млрд. руб., что позволит обеспечить жильем 46,1 тыс. семей.

       Основным  инструментом развития ипотечного жилищного кредитования в России стало ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» (АИЖК). С его созданием банки получили возможность расширять объемы кредитования даже в условиях ограниченного доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, снижать процентные ставки по кредитам и увеличивать срок кредитования.

       Агентство по ипотечному жилищному кредитованию уже сегодня активно рефинансирует  кредиты региональных операторов. В настоящее время единая система рефинансирования ипотечного жилищного кредитования действует в 87 регионах России. На территории шести субъектов (Иркутская, Смоленская, Ивановская, Тульская, Мурманская и Сахалинская области) АИЖК работает через систему сервисных агентов.

       В 2006 году ОАО АИЖК предоставлены государственные  гарантии по ипотечным облигациям на сумму 14 млрд. руб. На увеличение капитала агентства в 2006 году выделено 3,7 млрд. руб., в 2007 году планируется выделить еще 4,5 млрд. руб. и предоставить государственные гарантии на сумму 16 млрд. руб. [19]

Информация о работе Социальная политика Российской Федерации