Социальная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является определить социальную политику на современном этапе развития Российской Федерации, а также на примере зарубежных стран. Объектом исследования является социальная политика в России и в мире.
Предметом исследования являются направления социальной политики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………..…...6
Понятие социальной политики, её предмета и функций…………...…..6
Модели социальной политики……………………..………………...….11
Основные направления социальной политики.……………………...….17
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………..22
2.1 Социальная политика Российского государства…………………...…..…22
2.2 Приоритетные национальные проекты в Российской Федерации…........30
2.3 Социальные проблемы современной России……………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

       Обязательное  образование является бесплатным. Система  здравоохранения также бесплатная. Однако недостаток средств и недостаточно развитая система платных медицинских услуг приводят к необходимости реформ в этой сфере. В ближайшие годы в Великобритании предполагается разработать проект развития системы платных медицинских услуг, что предусматривает широкие возможности для пациентов в выборе врачей и больниц.

       Американская модель государства благосостояния. Данная модель социальной политики базируется на индивидуалистических принципах при отсутствии сильного социального законодательства и относительно слабой роли профдвижения в общественно-политической жизни страны. Начало развитию современной системы социального обеспечения в США было положено принятием в 1935 г. президентом Ф. Рузвельтом фундаментального Закона о социальном страховании.

       В США основным адресатом социальной помощи является семья. Основной критерий получения материальной поддержки – бедность, то есть доход ниже официально установленного прожиточного минимума на члена семьи. Основным видом помощи малоимущим семьям в США является пособие на детей. Особенностью социальной политики США является преобладание “натуральных” видов помощи нуждающимся над денежными. Это могут быть, например, талоны на питание, которые включают покупку только пищевых продуктов. Страхование является строго персонифицированным. [8]

       Социальная  модель в рамках Европейского Союза. На сегодняшний день правомерно говорить о создании и развитии новой модели социальной политики – общеевропейской, в соответствии с которой развертываются интеграционные процессы в социальной сфере в рамках государств-членов ЕС. Вырабатываемая модель сближает концепции социальной политики в различных странах.  Доминирующей является мысль, что государственный контроль препятствует не только экономическому, но и социальному развитию. Это приводит к пересмотру роли государства в социальной сфере в тех странах, где оно было традиционно сильным, например, в скандинавской модели. Происходит процесс переориентации социальных программ с универсального уровня на индивидуальный, что значительно дешевле и эффективнее, так как адресная помощь предоставляется только действительно в ней нуждающимся.

       В основу общеевропейской социальной политики положен принцип совмещения экономической эффективности и  социальной солидарности. Упор делается на сбалансированное развитие социальной политики Европы, транспарентность и  соблюдение интересов всех стран-членов ЕС. Регулярные встречи министров по социальной политике позволяют обмениваться опытом и вырабатывать общую концепцию. Еврокомиссия оказывает содействие в подготовке отчетов и проведении исследований. Все правительства европейских государств сходятся в том, что социальная политика это, прежде всего ответственность каждой из стран, входящих в ЕС.  

Таблица 1 - Характеристика различных моделей социальной политики

  Скандинавская модель (Шведская) Континентальная модель Американо-британская модель Модель в  рамках ЕС
Уровень затрат на соц. обеспечение  
высокий
 
средний
 
низкий
 
высокий
Занятость высокая средняя средняя высокая
Главный источник финансирования  
государство
 
государство
 
частные фонды
 
государство
Упор  на добровольное страхование  
+
 
-
 
+
 
-
Упор  на обязательное страхование  
-
 
+
 
-
 
-
 

1.3 Основные  направления социальной политики 

       Выработано  несколько направлений реализации социальной политики. К ним относят: социальное страхование; социальную защиту работников, жилищную политику, молодежную политику и др.

       Социальное  страхование - наиболее важная часть  политики государства в социальной сфере. В процессе производства работники  могут потерять (по ряду объективных  причин, например, из-за травмы) возможность  продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

       Необходимо  правильно понимать смысл, значение социального страхования - как основного  механизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно на этой основе социальное страхование может стать реальной базой достижения социальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимости восстановления страхового характера данного вида социальной защиты. В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования:

       1. В первой модели страховые  начала не развиты. Размер выдаваемых  социальных пособий и выплачиваемых  пенсий зависит от ряда второстепенных  внешних факторов, от служебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями. Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и может существовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета. Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицит государственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство не сможет выполнить своих обязательств.

       2. Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи делают  взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактически осуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак не связано с ростом обязательств.

       3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения между выдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхования обычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образования запасных фондов, перестрахования рисков и т.д.. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей, как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

       Система социального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). В-третьих, система социального страхования предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делятся это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членам общества.

       Практика  определила несколько форм социального  страхования. Во многих цивилизованных странах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, в связи с родами и  уходом за ребенком, по инвалидности, в  случае потери работы, пенсионное страхование.

       Важнейшим направлением политики пенсионного  страхования является осуществление  концепции “динамической пенсии”: приведение пенсий в соответствии с  уровнем заработной платы работающего  населения. Тем самым удастся  воспрепятствовать обесценению (вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путем регулярных отчислений.

       В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной  системы институтов страхования  на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного рода переплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты на финансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важной причиной интенсификации государственной политики защиты работополучателей. Необходимо, чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий или работодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислении издержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесен к предприятиям.

       Социальная  защита работников, как важнейшее  направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а это означает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кроме государственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительное количество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующих особого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров, которые заключают между собой работники и предприниматели. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не просто о купле - продаже товаров, а о социальном статусе личности.

       Жилищная  политика. Политика обеспечения необходимых  жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

       В традиционном варианте это направление  социальной политики проводится путем  выделения из бюджета средств  для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например, территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жилья и сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

       Молодежная  политика. Для начала обозначим что  входит в понятие молодежная политика. Во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают молодое поколение с момента рождения и до 25 лет (детские сады, поддержка семьи, образование, социальное обеспечение, занятость, жилье). Во-вторых, под “молодежной политикой” подразумевается деятельность специализированных центральных правительственных учреждений, комитетов, комиссий по делам молодежи.

       Государственная молодежная политика - это система  социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан.

       Цель  молодежной политики заключается в  создании благоприятных экономических  и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни  молодежной популяции (не в ущерб  жизнедеятельности других групп  и слоев общества). [3]  

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

2.1    Социальная политика Российского государства

       В Российской Федерации уже несколько  лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг. Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры.

Информация о работе Социальная политика Российской Федерации