Социальная политика Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной работы является определить социальную политику на современном этапе развития Российской Федерации, а также на примере зарубежных стран. Объектом исследования является социальная политика в России и в мире.
Предметом исследования являются направления социальной политики в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ………..…...6
Понятие социальной политики, её предмета и функций…………...…..6
Модели социальной политики……………………..………………...….11
Основные направления социальной политики.……………………...….17
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………..22
2.1 Социальная политика Российского государства…………………...…..…22
2.2 Приоритетные национальные проекты в Российской Федерации…........30
2.3 Социальные проблемы современной России……………………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 438.50 Кб (Скачать)

       Социальное  страхование в Российской Федерации.

       Социальное  страхование – форма социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. [3]

       Социальное  страхование направлено на решение  двух основных групп задач: обеспечение  восстановления и сохранения трудоспособности работников; реализацию мер, гарантирующих  материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших её.

       Особенностью  страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов: пенсионного, медицинского и социального  страхования. 

       

       Рисунок 1 – Доля расходов на выплату пособий  и социальную помощь в % к ВВП за 2000-2008 гг. 

       Из  рисунка 1 видно, что доля расходов на выплату социальных пособий и  социальную помощь до середины 2003 года оставалась практически стабильной. С 2003 года наблюдается тенденция  к снижению социальных выплат до 0,8% в 2004 году и с этого же года наблюдается заметное увеличение доли ежегодных социальных выплат.

       Фонд  социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г. [17]

Деятельность  Фонда:

  • выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»),
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение,
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами,
  • оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет,
  • оплата родовых сертификатов,
  • оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами,
  • и др.

Рисунок 2 – Структура расходов на выплату  пособий по обязательному социальному  страхованию за 2007 год (млрд. руб.) [17]  

       На  рисунке 2 представлена структура расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, из которого видно, что основная часть расходов (58%) ФСС РФ относится к пособиям по временной нетрудоспособности («больничные»), 18% - ежемесячные пособия по уходу за ребенком, 16% - пособия по беременности и родам, 7% - единовременные пособия при рождении ребенка и только 1% на прочие социальные пособия.

       Пенсионный  фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России.

       Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

       С 1 апреля 2010 года всем пенсионерам будет  повышена пенсия на 6,3%. Такое решение было принято премьер-министром России на заседании правительства. По словам Владимира Путина, это не нарушит макроэкономических параметров бюджета — в России средства на эти цели есть.

       Постановления Правительства Российской Федерации  от 18 марта 2010 г. N 167 г. Москва "Об утверждении  коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца"

       Опубликовано 31 марта 2010 г.

       Вступило  в силу: 1 апреля 2010 г. [1]

       В целях реализации пункта 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

       1. Утвердить коэффициент дополнительного  увеличения с 1 апреля 2010 г. размера  страховой части трудовой пенсии  по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,063.

       2. Пенсионному фонду Российской  Федерации проинформировать свои  территориальные органы о размере  коэффициента, утвержденного настоящим  постановлением, для увеличения пенсий, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

       3. Настоящее постановление вступило  в силу с 1 апреля 2010 г. [1]  
 

Рисунок 3 – Средняя трудовая пенсия по старости (руб.) 

       Как видно из Рисунка 3 с каждым годом происходит увеличение пенсионных отчислений и к декабрю 2010 года размер пенсий составил 8 400 рублей.

       Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховный Совет РФ № 4543-I.

       Деятельность  фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным  законом «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда. [16]

       Обязательное  социальное страхование образует систему  создаваемых государством правовых, экономических и организационных  мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан в следствии признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

       Социальная  защита работников.

       В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации.

       Обязательное  социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в Российской Федерации с января 2000 года в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которым установлены правовые, экономические и организационные основы этого вида страхования, определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

       Жилищная  политика Российской Федерации.

         Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России») — программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 5 сентября 2005 года на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов.

       На  основе заявленных Президентом задач  Правительством России был подготовлен  ряд мер по их реализации. Основную ответственность за выполнение проекта Президент возложил на Правительство. В качестве главного механизма реализации проекта выступает федеральная целевая программа «Жилище» и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации. 31 декабря 2005 года постановлением Правительства РФ была принята новая редакция Федеральной целевой программы «Жилище» с указанием того, что цели и задачи программы определяются целями и задачами приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», поскольку Программа является основным инструментом его реализации. [19]

       В 2006 — 2007 приоритетными являлись четыре направления:

  • увеличение объёмов ипотечного жилищного кредитования;
  • повышение доступности жилья;
  • увеличение объёмов строительства жилья и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;
  • выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём установленных категорий граждан.

       Конкретными планами по реализации данных направлений  стали:

  • улучшение жилищных условий 69,5 тыс. молодым семьям;
  • увеличение объёмов ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (в 2006 году объём выданных ипотечных кредитов составит 108 млрд. руб., в 2007 году - 151 млрд. рублей), а также снижение в 2006 году ставки по ипотечным кредитам до 12% годовых в рублях, а в 2007 году - до 11%;
  • увеличение общего годового объёма ввода жилья в 2006 году на 4,3 млн кв.м. за счёт мероприятий проекта и на 7,8 млн кв. м. за счёт мероприятий проекта в 2007 году; а также увеличение доли частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение износа коммунальной инфраструктуры до 55%.
  • улучшение жилищных условий 76,2 тыс. семьями, включая ветеранов и инвалидов.

       Объём ипотечного кредитования значительно  превзошёл ожидания правительства  — в 2006 г. он составил около 263,5 млрд рублей, а в 2007 г. вырос более чем  в два раза, до 556,4 млрд рублей. Однако средневзвешенная ставка по рублёвым кредитам в 2007 году также была выше ожидаемой — 12,8% при средневзвешенном сроке кредитования – 16 лет (в валюте - 11% и чуть более 15 лет соответственно). [19]  

Таблица 2 - Приоритетный национальный проект  «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» (млн. рублей)

Наименование   2007 год    2008 год Процент роста  
к 2007 году
Национальный  проект «Доступное и комфортное жильё - гражданам России» - всего 19900,0 26300,0 132,2
Обеспечение жильём молодых семей 1500,0 3000,0 200,0
Обеспечение служебным жильём военнослужащих 7000,0 0  
Государственные жилищные сертификаты для граждан  увольняемых и уволенных с  военной службы 3000,0 10000,0 333,3
Взнос в уставный капитал ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 3700,0 4500,0 121,6
Субсидирование  процентных ставок по заимствованиям на коммунальную инфраструктуру 1700,0 3800,0 223,5
Жильё  ветеранам и инвалидам (Фонд компенсаций) 3000,0 5000,0 166,7
Кроме того:      
Предоставление  государственных гарантий РФ по заимствованиям ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» 14000,0 16000,0 114,3
 
Продолжение Таблицы 2
   
Предоставление  государственных гарантий РФ по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения  земельных участков инженерной инфраструктурой  и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства 12500,0 17500,0 140,0

Информация о работе Социальная политика Российской Федерации