Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование социальной политики на современном этапе развития России и поиск направлений совершенствования проводимой в стране социальной политики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• описание основных понятий и проблем социальной политики;
• ознакомление с динамикой развития социальной политики;
• определение направлений и перспектив развития социальной политики в РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции...............................6
1.2. Политика социальных гарантий..............................................................11
1.3. Политика социальной защиты…………………………………………16
2.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
2.1. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в России………………………………………………………………….20
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике на 2005 - 2010 года..................................26
2.3. Социальные проблемы современной России.......................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………....45
При рождении ребёнка выплачивается довольно значительное пособие, что является существенной поддержкой семье с новорождённым ребёнком. С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Этот нормативный акт устанавливает право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось). Данные о размерах материнского капитала представлены на рисунке 4.
Рис.4. Динамика изменений материнского капитала в 2007-2011 гг.14
Мы видим, что с момента появления материнского капитала он увеличился на 93 378,80 рублей.
Также существует не большое пособие для женщин, ожидающих ребёнка, материально поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование новорождённого с матерью.
Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях.. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений, в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.
Также
дело обстоит и с выплатами
женщинам не работающим до декретного
отпуска или в связи с
В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.
Пособия
по безработице это особая форма
выплат. Эти пособия в России появились
не так давно. Нет отлаженного
механизма “присваивания
Динамика изменений пособия по безработице в 2005-2010 гг.15
Год | Размер пособия (в руб.) | |
Минимальный размер | Максимальный размер | |
2005 | 720 | 2880 |
2006 | 720 | 2880 |
2007 | 720 | 2880 |
2008 | 781 | 3124 |
2009 | 850 | 4900 |
2010 | 850 | 4900 |
По представленным данным видно, что изменения в размерах пособия производятся Правительством крайне редко, и это при том, что цены и инфляция постоянно растут.
Стипендия
для студентов ВУЗов равна
МРОТ. Жизнь студента на стипендию
не возможна без дополнительного
заработка или поддержки
Особой формой поощрения студентов и аспирантов ВУЗов является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты крайне сложно.
Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.
В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований.
Социальная
жизнь общества за последний период
пошла по двум направлениям. С одной
стороны появилась свобода
Существуют
проблемы и в области трудоустройства.
Молодые специалисты не могут
устроится на работу по специальности,
а квалифицированные
Среди
частных проблем
Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни населения России.
Но Правительство Росси решает эти проблемы, это можно наблюдать на мероприятиях, которое оно проводит. Например, социальные программы регионов Пенсионного фонда.
В 2009 году Фонду было разрешено предоставлять субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в размере до 1200,0 млн рублей.
На эти цели в бюджеты 83 субъектов Российской Федерации было перечислено 1177,62 млн руб., из них 76 субъектам Российской Федерации на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения перечислено 720,66 млн руб., на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам – 456,96 млн руб в бюджеты всех субъектов Российской Федерации.
С участием средств Фонда в прошедшем году в 64 субъектах Российской Федерации проводился капитальных ремонт различных объектов в 196 учреждениях социального обслуживания населения, в 16 субъектах осуществлено строительство 21 нового объекта – спальных корпусов, бань, прачечных, пищеблоков, котельных и др. Для оснащения ремонтируемых и строящихся объектов приобретено технологическое оборудование и предметы длительного пользования для 38 учреждений в 19 субъектах Российской Федерации.
Проведение этих мероприятий позволило улучшить условия проживания около 20 тысячам престарелых и инвалидов, увеличить вместимость учреждений социального обслуживания на 650 мест.
За
счет предоставленных Фондом средств
органами социальной защиты населения
субъектов Российской Федерации
в 2009 году оказана адресная социальная
помощь более 357 тысяч неработающим
пенсионерам. Нуждающимся неработающим
пенсионерам оказывалась
Также Фонд принимал участие в оказание материальной помощи неработающим пенсионерам, близким родственникам погибших при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а также пострадавшим при катастрофе поезда «Невский экспресс» и родственникам погибших. В первом случае помощь оказана 44 пенсионерам, во втором – 15.
В 2010 году Фонд продолжит работу по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию их социальных программ. На эти цели предусмотрено до 1,0 млрд. рублей.
В
общем можно сделать выводы, что
социальная политика Российской Федерации
имеет положительные изменения,
увеличиваются все пособия, но при
этом не стоит забывать, что увеличивается
инфляция и цены постоянно растут.
Поэтому Правительству следует
разрабатывать более
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопреки
широко распространенному мнению, ставшему
чуть ли не аксиомой, что рынок и
социальное развитие несовместимы, взаимоисключающи,
можно доказать следующую теорему:
успешное решение проблем выхода
из глубочайшего социально - экономического
кризиса, повышения уровня и качества
жизни невозможно без умелого
использования эффективных
Можно привести три аргумента в доказательство этой теоремы.
Первый.
Рыночные механизмы, возбуждающие дух
предпринимательства, соревнования, деловой
активности, напряжения трудовой энергии
людей, являются главным источником
роста национального богатства
и, следовательно, увеличения личных доходов
работников, массы и доли этого
богатства, выделяемого на поддержку
фундаментальной науки и
Второй. Социальная сфера, отрасли услуг и духовного воспроизводства - не только потребители национального богатства, но и его производители. В перспективе значимость сферы услуг, в качестве источника общественного богатства будет нарастать, прежде всего за счет рыночных услуг. Развивая науку и образование, культуру и здравоохранение мы способствуем увеличению национального богатства - единственного источника роста уровня и качества жизни.
Третий.
Социальная сфера становится все
более эффективным полем
На
этом фоне мирового прогресса, сложившиеся
в России, в связи с переходом
к рынку, тенденции представляются
уродливыми и противоестественными.
А именно: обнищание десятков миллионов
работающих, пенсионеров и членов
их семей, уменьшение вложений в социальную
сферу, сокращение рождаемости и
средней продолжительности
Россия
исторически обладает крупнейшим в
мире духовным потенциалом. Однако, наше
культурное и интеллектуальное наследие,
накопленное трудом и талантом десятков
поколений, используется из рук вон
плохо, расхищается, скудеет. Но если мы
сумеем изменить приоритеты социально
- экономической стратегии государства
и частного капитала, сделать сферу науки,
культуры, образования и здравоохранения
полем выгодного применения государственного
и частного капитала, перспектива возрождения
России и решения сложнейшего комплекса
проблем социального характера будет
успешно решена.