Социальная политика государства, ее особенности и роль на современном этапе развития экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование социальной политики на современном этапе развития России и поиск направлений совершенствования проводимой в стране социальной политики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• описание основных понятий и проблем социальной политики;
• ознакомление с динамикой развития социальной политики;
• определение направлений и перспектив развития социальной политики в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции...............................6
1.2. Политика социальных гарантий..............................................................11
1.3. Политика социальной защиты…………………………………………16
2.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
2.1. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в России………………………………………………………………….20
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике на 2005 - 2010 года..................................26
2.3. Социальные проблемы современной России.......................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………....45

Работа содержит 1 файл

Копия Социальная политика государства редакт.docx

— 101.14 Кб (Скачать)

     При рождении ребёнка выплачивается  довольно значительное пособие, что  является существенной поддержкой семье  с новорождённым ребёнком. С 1 января 2007 года вступили в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Этот нормативный акт устанавливает право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось). Данные о размерах материнского капитала представлены на рисунке 4.

     

     Рис.4. Динамика изменений материнского капитала в 2007-2011 гг.14

     Мы  видим, что с момента появления  материнского капитала он увеличился на 93 378,80 рублей.

     Также существует не большое пособие для  женщин, ожидающих ребёнка, материально  поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование  новорождённого с матерью.

     Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему  лицу по некоторым случаям ухода  за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины МРОТ, что  очень мало. Население редко прибегает  к уходу с работы для ухода  за данными группами людей, неспособных  самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях.. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений, в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

     Также дело обстоит и с выплатами  женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией  организации. Эти пособия выплачиваются  из федерального бюджета органами соцзащиты.

     В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты  женам военнослужащих, студентам  и аспирантам ВУЗов. Также и они  не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

     Пособия по безработице это особая форма  выплат. Эти пособия в России появились  не так давно. Нет отлаженного  механизма “присваивания звания”  безработного и выплаты этого  пособия. Средства фонда занятости  ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое  количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице  велико, около МРОТ, и его получение  связано с большими сложностями. Размер пособия ежегодно утверждается Правительством РФ. Данные о размерах пособия по безработице представлены в таблице 6.

                                                                 Таблица 6

     Динамика  изменений пособия по безработице  в 2005-2010 гг.15

Год Размер  пособия (в руб.)
Минимальный размер Максимальный  размер
2005 720 2880
2006 720 2880
2007 720 2880
2008 781 3124
2009 850 4900
2010 850 4900

     По  представленным данным видно, что изменения  в размерах пособия производятся Правительством крайне редко, и это  при том, что цены и инфляция постоянно  растут.

     Стипендия для студентов ВУЗов равна  МРОТ. Жизнь студента на стипендию  не возможна без дополнительного  заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует  средней оплате труда.

     Особой  формой поощрения студентов и  аспирантов ВУЗов является Президентская  стипендия. Она достаточна велика. Для  студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем не менее, при существующем уровне цен прожить на данные выплаты  крайне сложно.

     Функционирование  пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются  из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система  пенсионного обеспечения не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились в процентном отношении, что не в  полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической  сфере. Большинство банков не имеет  прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека.

     В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных  преобразований.

     Социальная  жизнь общества за последний период пошла по двум направлениям. С одной  стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с  другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу  жителей страны.

     Существуют  проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут  устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты  уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию  остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты  и дотации не исправляют положения.

     Среди частных проблем совершенствования  социальной политики основными являются следующие:

  • стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
  • погашение задолженности работникам по заработной плате;
  • расширение источников финансирования социальных услуг;
  • внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
  • введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

     Все эти и другие явления социальной жизни страны негативно влияют на экономическое и политическое положение  государства. Многим социальным преобразованиям  необходимо продолжение или переход  к какому-то новому подходу к проблемам  жизни населения России.

     Но  Правительство Росси решает эти  проблемы, это можно наблюдать  на мероприятиях, которое оно проводит. Например, социальные программы регионов Пенсионного фонда.

     В 2009 году Фонду было разрешено предоставлять  субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, в размере до 1200,0 млн рублей.

     На  эти цели в бюджеты 83 субъектов  Российской Федерации было перечислено 1177,62 млн руб., из них 76 субъектам  Российской Федерации на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения  перечислено 720,66 млн руб., на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам – 456,96 млн руб в  бюджеты всех субъектов Российской Федерации.

     С участием средств Фонда в прошедшем  году в 64 субъектах Российской Федерации  проводился капитальных ремонт различных  объектов в 196 учреждениях социального  обслуживания населения, в 16 субъектах  осуществлено строительство 21 нового объекта – спальных корпусов, бань, прачечных, пищеблоков, котельных и  др. Для оснащения ремонтируемых  и строящихся объектов приобретено  технологическое оборудование и  предметы длительного пользования  для 38 учреждений в 19 субъектах Российской Федерации.

     Проведение  этих мероприятий позволило улучшить условия проживания около 20 тысячам  престарелых и инвалидов, увеличить  вместимость учреждений социального  обслуживания на 650 мест.

     За  счет предоставленных Фондом средств  органами социальной защиты населения  субъектов Российской Федерации  в 2009 году оказана адресная социальная помощь более 357 тысяч неработающим пенсионерам. Нуждающимся неработающим пенсионерам оказывалась единовременная материальная помощь, частично возмещались расходы пенсионеров на газификации жилья, оказывалась материальная помощь в связи с празднованием Дня Победы и проведением Дня пожилого человека и Дня инвалида.

     Также Фонд принимал участие в оказание материальной помощи неработающим пенсионерам, близким родственникам погибших при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, а также пострадавшим при катастрофе поезда «Невский экспресс» и родственникам  погибших. В первом случае помощь оказана 44 пенсионерам, во втором – 15.

     В 2010 году Фонд продолжит работу по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию их социальных программ. На эти цели  предусмотрено  до 1,0 млрд. рублей.

     В общем можно сделать выводы, что  социальная политика Российской Федерации  имеет положительные изменения, увеличиваются все пособия, но при  этом не стоит забывать, что увеличивается  инфляция и цены постоянно растут. Поэтому Правительству следует  разрабатывать более эффективные  меры по улучшения уровня жизни населения. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Вопреки широко распространенному мнению, ставшему чуть ли не аксиомой, что рынок и  социальное развитие несовместимы, взаимоисключающи, можно доказать следующую теорему: успешное решение проблем выхода из глубочайшего социально - экономического кризиса, повышения уровня и качества жизни невозможно без умелого  использования эффективных рыночных механизмов.

     Можно привести три аргумента в доказательство этой теоремы.

     Первый. Рыночные механизмы, возбуждающие дух  предпринимательства, соревнования, деловой  активности, напряжения трудовой энергии  людей, являются главным источником роста национального богатства  и, следовательно, увеличения личных доходов  работников, массы и доли этого  богатства, выделяемого на поддержку  фундаментальной науки и культуры, на воспитание и образование детей, на содержание инвалидов и т.п. Чем  богаче нация, тем более значительные потоки средств она может направлять на социальное развитие. Убедительные примеры - Германия и Япония, которые  от послевоенной разрухи и нищеты, заменив тоталитарные механизмы  рыночными, сумели достичь блестящих  результатов в темпах экономического роста, повышения и качества жизни  населения.

     Второй. Социальная сфера, отрасли услуг  и духовного воспроизводства - не только потребители национального  богатства, но и его производители. В перспективе значимость сферы  услуг, в качестве источника общественного  богатства будет нарастать, прежде всего за счет рыночных услуг. Развивая науку и образование, культуру и  здравоохранение мы способствуем увеличению национального богатства - единственного  источника роста уровня и качества жизни.

     Третий. Социальная сфера становится все  более эффективным полем приложения капитала. Спрос на услуги здравоохранения, образования, культуры, искусства в  развитых странах растет опережающими темпами, увеличивается доля вложенного в эти сферы капитала, приносящего  высокие прибыли. Десятки миллиардов долларов прибыльного вкладываются в медицину, здравоохранение, услуги отдыха, туризм, который вскоре завоюет первенство на мировом рынке, потеснив нефть.

     На  этом фоне мирового прогресса, сложившиеся  в России, в связи с переходом  к рынку, тенденции представляются уродливыми и противоестественными. А именно: обнищание десятков миллионов  работающих, пенсионеров и членов их семей, уменьшение вложений в социальную сферу, сокращение рождаемости и  средней продолжительности жизни, ухудшения ее качества для большинства  населения.

     Россия  исторически обладает крупнейшим в  мире духовным потенциалом. Однако, наше культурное и интеллектуальное наследие, накопленное трудом и талантом десятков поколений, используется из рук вон  плохо, расхищается, скудеет. Но если мы сумеем изменить приоритеты социально - экономической стратегии государства и частного капитала, сделать сферу науки, культуры, образования и здравоохранения полем выгодного применения государственного и частного капитала, перспектива возрождения России и решения сложнейшего комплекса проблем социального характера будет успешно решена. 
 

Информация о работе Социальная политика государства, ее особенности и роль на современном этапе развития экономики России