Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование социальной политики на современном этапе развития России и поиск направлений совершенствования проводимой в стране социальной политики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• описание основных понятий и проблем социальной политики;
• ознакомление с динамикой развития социальной политики;
• определение направлений и перспектив развития социальной политики в РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции...............................6
1.2. Политика социальных гарантий..............................................................11
1.3. Политика социальной защиты…………………………………………16
2.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
2.1. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в России………………………………………………………………….20
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике на 2005 - 2010 года..................................26
2.3. Социальные проблемы современной России.......................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………....45
Социальная
стабильность развития общества обеспечивается
проведением эффективной
1. Признание
необходимости динамичного
2. Четкое
определение приоритетов в
З. Согласование стратегических и оперативных задач социальной политики.
4. Обеспечение
управляемости социальными
5. Обеспечение
единства социальной политики
на различных уровнях
6. Распределение
сфер ответственности между
Для
достижения приемлемого уровня социальной
стабильности необходимо преодоление
наиболее сильных угроз в социальной
сфере: низкий уровень жизни значительной
части населения, массовая безработица,
отрицательный уровень
Только на основе решения вышеперечисленных проблем и целого ряда менее значимых возможен переход Российской Федерации к следующему этапу – состоянию устойчивого развития социальной сферы, то есть к такому состоянию социальной сферы, при котором происходит постоянное улучшение качественных характеристик социальной сферы, отсутствуют угрозы социальной стабильности развития общества и существует потенциал для дальнейшего прогресса.
Устойчивое
развитие социальной сферы становится
принципиальной особенностью перспективной
стратегии социально-
Нельзя
не сказать о взаимосвязи моделей
социальной политики государства и
моделей экономической
Более того, направления развития экономического и социального блоков должны быть сопряжены. Сегодня это одно из узких мест в социально-экономической политике. Экономическая политика (налоговая, кредитная, бюджетная, внешнеэкономическая, ценовая и т.д.) не способствует решению таких важнейших социальных задач, как:
– рост занятости населения, особенно социально незащищенных слоев;
– увеличение оплаты труда;
– улучшение условий труда.
В связи с этим программа реформирования социальной сферы должна включать комплекс экономических мер, который обеспечит достижение важнейших социальных приоритетов.
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике в 2005 - 2010 гг.
Социальная политика направлена на реализацию конкретных социальных функций государства. Расходы государства на ее обеспечение могут осуществляться за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных фондов, связанных иностранных кредитов, личных сбережений граждан и т.д.
Государство оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются. Становление России как социально-ориентированного государства предлагает развитие новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы.
Проанализировать структуру расходов федерального бюджета на социальную политику в 2005-2007 гг. можно, используя предоставленные данные (таблица 2).
Таблица 2
Структура расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике в 2005-2007 гг.6
Название | 2005 год | 2006 год | 2007 | |||
млн. руб. | в % к общему объему расходов | млн. руб. | в % к общему объему расходов | млн. руб. | в % к общему объему расходов | |
Всего | 3047929,3 | 100 | 4270114,7 | 100 | 5463479,9 | 100 |
Социальна политика | 167360,9329 | 5,5 | 205253,3 | 4,8 | 215565,8 | 3,9 |
Пенсионное обеспечение | 118944,6843 | 3,9 | 145430,5 | 3,4 | 164886 | 3 |
Соц. обслуживание населения | 2248,0809 | 0,1 | 3102,6 | 0,1 | 3651 | 0,1 |
Соц. обеспечение населения | 39278,6 | 1,3 | 51101,2 | 1,2 | 40890,2 | 0,7 |
Борьба с беспризорностью, опека попечительство | 303,8 | 0,01 | 166,3 | 0,004 | 238,5 | 0,004 |
Прикладные научные исследования в области соц. политики | 75,108 | 0,002 | 124,3 | 0,003 | 136,7 | 0,003 |
Другие вопросы в области соц. политики | 6510,6597 | 0,2 | 5328,5 | 0,1 | 5763,4 | 0,1 |
Можно отметить, что в период с 2005 по 2007 г. наблюдается увеличение расходов на социальную политику на 48204,8671 млн. руб. Отрицательным моментом является снижение доли расходов государства фактически на каждую статью социальной политики.
Анализ структуры расходов федерального бюджета на социальную политику в 2008-2010 гг. можно провести, используя данные, предоставленные в таблице 3.
Таблица 3
Структура расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике в 2008-2010 гг.7
Название | 2008 год | 2009 год | 2010 | |||
млн. руб. | в % к общему объему расходов | млн. руб. | в % к общему объему расходов | млн. руб. | в % к общему объему расходов | |
Социальна политика | 6500253,5 | 100 | 7177955,9 | 100 | 7598817,2 | 100 |
Пенсионное обеспечение | 275086,8 | 4,2 | 339984,4 | 4,7 | 375027,1 | 4,9 |
Соц. обслуживание населения | 218715,9 | 3,4 | 275309,7 | 3,8 | 299258,6 | 3,9 |
Соц. обеспечение населения | 3996,5 | 0,06 | 4318,2 | 0,1 | 4723,6 | 0,1 |
Борьба с беспризорностью, опека попечительство | 50523,6 | 0,78 | 58461,5 | 0,8 | 69170 | 0,9 |
Прикладные научные исследования в области соц. политики | 241,7 | 0,004 | 245,1 | 0,0034 | 253,5 | 0,0033 |
Другие вопросы в области соц. политики | 142,8 | 0,002 | 143,7 | 0,002 | 142,3 | 0,0019 |
1466,2 | 0,023 | 1506,2 | 0,021 | 1479 | 0,0195 |
Можно отметить, что положительной тенденцией является рост расходов по всем статьям раздела «Социальная политика» в 2008-2010гг., как в денежном выражении, так и в относительных показателях.
Однако для лучшего понимания ситуации можно рассмотреть динамику расходов социальной политики на примере деятельности Пенсионного фонда РФ (рис. 1).
Рис. 1. Динамика трансфертных платежей, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации
В
состав трансфертов, перечисляемых
бюджету Пенсионного фонда
Ассигнования федерального бюджета на выплату базовой части пенсии трудовой пенсии составили:
· на 2008 год - 707,7 млрд. рублей (126,4% к уровню 2007 года);
· на 2009 год - 876,6 млрд. рублей (123,9% к уровню 2007 года);
· на 2010 год - 1033,0 млрд. рублей (118,0% к уровню 2007 года).
При этом на протяжении этих четырех лет происходило доведение размера социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера.
Для достижения этой цели в 2008 году наблюдалась индексация базовой части трудовой пенсии с 1 апреля на 7% и повышение ее размера с 1 августа - на 14,6%, в 2009 году соответственно с 1 апреля - 6,8% и с 1 октября - на 18,2%, в 2010 году - индексация с 1 апреля на 6,5%.
В результате повышения пенсий, размер социальной пенсии с 1 октября 2009 года превысил прожиточный минимум пенсионера на 3,5%, в 2010 году - на 1,3%.9
В
указанных ассигнованиях учтены
дополнительные расходы по 8,0 млрд.
рублей ежегодно в связи с повышением
базовой части трудовой пенсии гражданам,
проработавшим в районах