Социальная политика государства, ее особенности и роль на современном этапе развития экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование социальной политики на современном этапе развития России и поиск направлений совершенствования проводимой в стране социальной политики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• описание основных понятий и проблем социальной политики;
• ознакомление с динамикой развития социальной политики;
• определение направлений и перспектив развития социальной политики в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции...............................6
1.2. Политика социальных гарантий..............................................................11
1.3. Политика социальной защиты…………………………………………16
2.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
2.1. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в России………………………………………………………………….20
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике на 2005 - 2010 года..................................26
2.3. Социальные проблемы современной России.......................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………....45

Работа содержит 1 файл

Копия Социальная политика государства редакт.docx

— 101.14 Кб (Скачать)

     Социальная  стабильность развития общества обеспечивается проведением эффективной социальной политики государства, базирующейся на основных принципах:

1. Признание  необходимости динамичного развития  социальной сферы как одного  из важнейших условий устойчивого  развития общества.

2. Четкое  определение приоритетов в области  социальной политики, поддерживаемых  на государственном уровне.

З. Согласование стратегических и оперативных задач  социальной политики.

4. Обеспечение  управляемости социальными процессами  на основе сохранения единства  социального пространства и обеспечения  федеральных минимальных гарантий  в области социальной защиты  населения.

5. Обеспечение  единства социальной политики  на различных уровнях управлении.

6. Распределение  сфер ответственности между различными  уровнями управления социальными  процессами.

     Для достижения приемлемого уровня социальной стабильности необходимо преодоление  наиболее сильных угроз в социальной сфере: низкий уровень жизни значительной части населения, массовая безработица, отрицательный уровень естественного  прироста населения страны.

     Только  на основе решения вышеперечисленных  проблем и целого ряда менее значимых возможен переход Российской Федерации  к следующему этапу – состоянию  устойчивого развития социальной сферы, то есть к такому состоянию социальной сферы, при котором происходит постоянное улучшение качественных характеристик  социальной сферы, отсутствуют угрозы социальной стабильности развития общества и существует потенциал для дальнейшего прогресса.

     Устойчивое  развитие социальной сферы становится принципиальной особенностью перспективной  стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, формируемой  на данном этапе. Это нашло отражение в принятии нескольких программных документов, посвященных реформированию социального сектора. Прежде всего, это – Программа Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост" (на 1997-2000 годы) и "Программа социальных реформ в Российской Федерации" (на 1996-2000 годы). В указанных документах определены все стратегические цели социальной политики в России на тот период времени.

     Нельзя  не сказать о взаимосвязи моделей  социальной политики государства и  моделей экономической политики. Переход от одной модели социальной политики к другой, их эффективное  функционирование, безусловно, во многом зависят от состояния экономики  страны. Чем выше уровень развития экономики – тем выше уровень  жизни населения, тем, с одной  стороны, – ниже бюджетные потребности  в оказании социальной поддержки, и  с другой стороны – больше ресурсная  база (возможности бюджета), то есть государство в большей степени  может оказывать помощь своим  гражданам.

     Более того, направления развития экономического и социального блоков должны быть сопряжены. Сегодня это одно из узких  мест в социально-экономической  политике. Экономическая политика (налоговая, кредитная, бюджетная, внешнеэкономическая, ценовая и т.д.) не способствует решению  таких важнейших социальных задач, как:

– рост занятости населения, особенно социально  незащищенных слоев;

– увеличение оплаты труда;

– улучшение  условий труда.

     В связи с этим программа реформирования социальной сферы должна включать комплекс экономических мер, который обеспечит  достижение важнейших социальных приоритетов.

     2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике в 2005 - 2010 гг.

     Социальная  политика направлена на реализацию конкретных социальных функций государства. Расходы  государства на ее обеспечение могут осуществляться за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных фондов, связанных иностранных кредитов, личных сбережений граждан и т.д.

     Государство оказывает адресную социальную помощь путем выплаты пособий тем  категориям населения, которые в  этом реально нуждаются. Становление  России как социально-ориентированного государства предлагает развитие новых, адекватных современным условиям институтов социальной сферы.

     Проанализировать структуру расходов федерального бюджета на социальную политику в 2005-2007 гг. можно, используя предоставленные данные (таблица 2).

     Таблица 2

     Структура расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике в 2005-2007 гг.6

Название 2005 год 2006 год 2007
млн. руб. в % к общему объему расходов млн. руб. в % к общему объему расходов млн. руб. в % к общему объему расходов
Всего 3047929,3 100 4270114,7 100 5463479,9 100
Социальна политика 167360,9329 5,5 205253,3 4,8 215565,8 3,9
Пенсионное  обеспечение 118944,6843 3,9 145430,5 3,4 164886 3
Соц. обслуживание населения 2248,0809 0,1 3102,6 0,1 3651 0,1
Соц. обеспечение населения 39278,6 1,3 51101,2 1,2 40890,2 0,7
Борьба  с беспризорностью, опека попечительство 303,8 0,01 166,3 0,004 238,5 0,004
Прикладные  научные исследования в области  соц. политики 75,108 0,002 124,3 0,003 136,7 0,003
Другие  вопросы в области соц. политики 6510,6597 0,2 5328,5 0,1 5763,4 0,1

     Можно отметить, что в период с 2005 по 2007 г. наблюдается увеличение расходов на социальную политику на 48204,8671 млн. руб. Отрицательным моментом является снижение доли расходов государства фактически на каждую статью социальной политики.

     Анализ  структуры расходов федерального бюджета  на социальную политику в 2008-2010 гг. можно провести, используя данные, предоставленные в таблице 3.

     Таблица 3

Структура расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике в 2008-2010 гг.7

Название 2008 год 2009 год 2010
млн. руб. в % к общему объему расходов млн. руб. в % к общему объему расходов млн. руб. в % к общему объему расходов
Социальна политика 6500253,5 100 7177955,9 100 7598817,2 100
Пенсионное  обеспечение 275086,8 4,2 339984,4 4,7 375027,1 4,9
Соц. обслуживание населения 218715,9 3,4 275309,7 3,8 299258,6 3,9
Соц. обеспечение населения 3996,5 0,06 4318,2 0,1 4723,6 0,1
Борьба  с беспризорностью, опека попечительство 50523,6 0,78 58461,5 0,8 69170 0,9
Прикладные  научные исследования в области  соц. политики 241,7 0,004 245,1 0,0034 253,5 0,0033
Другие  вопросы в области соц. политики 142,8 0,002 143,7 0,002 142,3 0,0019
  1466,2 0,023 1506,2 0,021 1479 0,0195

     Можно отметить, что положительной тенденцией является рост расходов по всем статьям раздела «Социальная политика»  в 2008-2010гг., как в денежном выражении, так и в относительных показателях.

     Однако  для лучшего понимания ситуации можно рассмотреть динамику расходов социальной политики  на примере  деятельности Пенсионного фонда  РФ (рис. 1).

                                                       

     Рис. 1. Динамика трансфертных платежей, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации

     В состав трансфертов, перечисляемых  бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации входят расходы на выплату  базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, ежемесячных денежных выплат отдельным  категориям граждан, дополнительного  материального обеспечения граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией, меры социальной поддержки Героев и Кавалеров ордена Славы и ордена Трудовой Славы, оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно в соответствии с Федеральным законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»8, на покрытие дефицита бюджета Фонда. А также 2010 год впервые включает ассигнования на выплату материнского (семейного) капитала.

Ассигнования  федерального бюджета на выплату  базовой части пенсии трудовой пенсии составили:

·       на 2008 год - 707,7 млрд. рублей (126,4% к уровню 2007 года);

·       на 2009 год - 876,6 млрд. рублей (123,9% к уровню 2007 года);

·       на 2010 год - 1033,0 млрд. рублей (118,0% к уровню 2007 года).

При этом на протяжении этих четырех лет происходило  доведение размера социальной пенсии до прожиточного минимума пенсионера.

     Для достижения этой цели в 2008 году наблюдалась индексация базовой части трудовой пенсии с 1 апреля на 7% и повышение ее размера с 1 августа - на 14,6%, в 2009 году соответственно с 1 апреля - 6,8% и с 1 октября - на 18,2%, в 2010 году - индексация с 1 апреля на 6,5%.

     В результате повышения пенсий, размер социальной пенсии с 1 октября 2009 года превысил прожиточный минимум пенсионера на 3,5%, в 2010 году - на 1,3%.9

     В указанных ассигнованиях учтены дополнительные расходы по 8,0 млрд. рублей ежегодно в связи с повышением базовой части трудовой пенсии гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера 15 календарных лет на 50%, и  гражданам, проработавшим в приравненным к ним местностях 20 календарных  лет - на 30%, независимо от места их жительства.

Информация о работе Социальная политика государства, ее особенности и роль на современном этапе развития экономики России