Социальная политика государства, ее особенности и роль на современном этапе развития экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование социальной политики на современном этапе развития России и поиск направлений совершенствования проводимой в стране социальной политики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• описание основных понятий и проблем социальной политики;
• ознакомление с динамикой развития социальной политики;
• определение направлений и перспектив развития социальной политики в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции...............................6
1.2. Политика социальных гарантий..............................................................11
1.3. Политика социальной защиты…………………………………………16
2.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
2.1. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в России………………………………………………………………….20
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике на 2005 - 2010 года..................................26
2.3. Социальные проблемы современной России.......................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………....45

Работа содержит 1 файл

Копия Социальная политика государства редакт.docx

— 101.14 Кб (Скачать)

     В дальнейшем рамки этого определения значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

     Широкое применение международным сообществом категории "социальная защита" во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

     У нас термин "социальная защита" стал употребляться относительно недавно, с началом рыночной трансформации: потребность в его использовании возникла, когда появилась настоятельная необходимость помощи гражданам, не способным материально себя обеспечить.

     При этом зачастую используют производный термин от "социальной защиты", а именно - "социальная защищенность". Их различие состоит в соотнесении действия и состояния:

     для "социальной защиты" ключевым служит характер намерений (государства, общественных структур и личности) по реализации социальной политики или мер по самозащите;

     для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в определении состояния, в котором находится защищаемая личность или социальная группа (инвалиды, безработные, пенсионеры и т.д.).

     Сложилось три методологических подхода к  трактовке данной категории: политэкономический, методологический и инструменталистский.

     Так, по мнению Б.Ракитского, социальная защищенность в широком смысле представляет собой такой общественный порядок, в рамках которого объекты могут отстаивать свои интересы.4

     К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы  социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием

     Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев  на производстве, от безработицы); социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.

     Обобщив трактовки категории "социальная защита", можно дать следующее  определение данного понятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных связей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), общественных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жизни (в том числе и трудовой).

     К факторам, нарушающим нормальный ход трудовой жизни и снижающим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоровья и утраты трудоспособности (болезни, несчастные случаи, старость), недостаточная профессиональная квалификация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы. Для отдельного работника данные риски носят вероятностно-случайный характер, а для совокупного - объективно-массовый.

     Социальная  защита работников включает в себя следующие направления:

     - создание условий для занятости  населения трудовой деятельностью,  позволяющей работникам зарабатывать средства для жизни в объемах, достаточных для достойного существования;

     - обеспечение безопасных условий  труда для работников и доступа  граждан к национальным системам здравоохранения, реабилитации и профессионального образования;

     - обеспечение работников и членов  их семей прожиточным минимумом  материальных средств в случаях  безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, утраты кормильца.

     Социальная  защита - это защита социальных прав человека. Посредством данной функции реализуется принцип равных прав и равных возможностей   всех   граждан,   а также лиц   без   гражданства. Предусматриваются специальные юридические и политические меры по защите прав для трудоспособного населения в области труда и занятости; по защите интересов граждан, которые сами не могут реализовать свои права (социальная защита детей, престарелых, инвалидов).

     Таким образом, социальная политика - комплекс организационных, экономических и  других   мероприятий по улучшению  материального благосостояния, духовному и физическому развитию населения, оказанию поддержки инвалидам и малообеспеченным гражданам. 

 

     

2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

2.1. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в России

     В современной истории развития социальной политики Российской Федерации можно  выделить как минимум два этапа, представляющих функционирование различных  моделей социального развития:

     1. Первый этап (первая половина 90-х  годов XX века) характеризовался патерналистской моделью социального развития, для которой характерно жесткое определение государством поведения человека в социальной сфере и охват социальной защитой практически всего населения. Данная модель была заимствована из практики регулирования социальной сферы Советского Союза.

     Среди основных недостатков патерналистской  модели следует назвать перекрестную реализацию социальных программ, вызывающую дублирование социальной помощи и неоправданно высокие (конечно, с точки зрения финансовых возможностей) расходы на социальную сферу.

     На  этом этапе социальная политика в  России, как и во многих других странах  с переходной экономикой, была ориентирована  преимущественно на наращивание  удельного веса социальных расходов в совокупных расходах государства. В то же время усилия, направленные на повышение эффективности социальных программ, отступали на второй план.

     За 1992-1994 гг. суммарные социальные расходы  консолидированного бюджета и внебюджетных фондов увеличились более чем  на 5% ВВП. Если учесть, что в целом  государственные расходы в процентах  к ВВП оставались в течение 1992-1994 гг. приблизительно на одном уровне, то становится понятным, почему доля расходов на социальные нужды в общем объеме государственных расходов в течение  этих трех лет возросла на треть  – с 27,5% до 36,4%. Значительный рост социальных расходов в процентах к ВВП  происходил преимущественно за счет ресурсов внебюджетных фондов и территориальных бюджетов. Этот рост затронул практически все основные категории социальных расходов (динамика изменений указана в таблице 1).

     Таблица 1

Изменения социальных расходов (1992-1994гг.)5

Категории расходов 1992(% от ВВП данного года) 1994(% от ВВП данного года)
Культура 0,61 0,73
Образование 3,58 4,36
Здравоохранение 2,45 4,09
Пенсионное  обеспечение 4,83 5,92
Политика  в области занятости 0,06 0,38

     Возрастание расходов на социальные цели в процентах  к ВВП сопровождалось заметным ростом численности работников отраслей социальной сферы как в абсолютном выражении, так и в процентах от общего числа занятых в экономике.

     Однако  повышение доли социальных расходов не смогло предотвратить снижение уровня жизни не только всего населения, но даже работников отраслей социальной сферы. Оно привело лишь к дальнейшему  быстрому нарастанию проблемы бюджетного дефицита. Таким образом, патерналистская модель показала свою неэффективность в регулировании современных социальных процессов в обществе.

     2. Второй этап современной истории  развития российской социальной  политики составляет переход  от патерналистской модели к  адресной социальной системе.  Именно переход, так как Россия еще далека до достижения этой цели. Основными характеристиками этой модели являются:

– четкое определение приоритетов социальной политики;

– дифференциация социальной политики государства в  отношении различных слоев населения;

– корректное выделение категорий получателей социальной помощи;

– доведение  до получателей социальной помощи финансовых ресурсов в полном объеме;

– определение  и разграничение полномочий в  реализации социальной политики между  всеми уровнями бюджетной системы.

     Важнейшей задачей в сфере социальной политики становится существенное повышение  ее эффективности, концентрация усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработка новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих сокращение неоправданных бюджетных  расходов, и более рациональное использование  финансовых и материальных ресурсов в социальной сфере.

     Примеры неэффективного расходования средств  существуют практически в каждой отрасли социальной сферы и связаны  прежде всего с преобладанием  безадресных форм социальных выплат. Согласно оценкам Международной  организации труда, эффективность  программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих семьям, живущим за чертой бедности, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный  показатель в большинстве развитых стран и в некоторых странах  Восточной Европы колеблется в пределах 30-50%.

     Один  из важнейших аспектов изменения  модели социальной политики связан с  переходом от преимущественно социальной поддержки к социальному страхованию  с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых  взносов. Это является одной из важных форм перехода от системы социального  патернализма к адресной социальной системе. Формирование адресной социальной поддержки предполагает введение целевого характера в системе распределения и использования социальных трансфертов, в том числе и как основы межбюджетных отношений.

     Отсюда  вытекает еще одна из основных черт системного изменения модели социальной политики – ее "муниципализация", в том смысле, что социальная политика должна сместиться по иерархии управления вниз – к людям, что позволит повысить эффективность расходования бюджетных  средств путем предоставления возможности  в большей степени определять социальную политику на муниципальном  уровне. При этом должно сохраняться  единое социальное пространство на территории Российской Федерации путем установления федеральных минимальных гарантий в социальной области (минимальных  социальных стандартов).

     Изменения в модели социальной политики Российской Федерации способствуют постепенной  трансформации государственного патернализма в умеренно либеральную социальную систему, что находит отражение  в официальной позиции Правительства  Российской Федерации и закрепляется в государственных социальных программах.

     В рамках реализации адресной модели социальной системы Российской Федерации можно  выделить следующие этапы:

– антикризисное  управление социальными процессами в обществе;

– достижение социальной стабильности;

– устойчивое развитие социальной сферы.

     Сложившаяся на сегодняшний день ситуация в социальной сфере наиболее красноречиво характеризует  этап антикризисного управления социальными  процессами. Управление социальными  процессами в значительной степени  осуществляется по принципу "пожарной команды", когда основные усилия прилагаются к решению самых  неотложных проблем, представляющих угрозу существованию единого социального  пространства на территории Российской Федерации.

     Задачей социальной политики в 2000-2002 гг. являлось достижение социальной стабильности развития общества. Социальная стабильность – это такое состояние социальных процессов в стране, которое позволяет обеспечивать поступательное развитие экономики, сохранять политическую стабильность в обществе. Социальная стабильность обеспечивает сохранение баланса социальных и экономических интересов различных групп населения. Достижение социальной стабильности в обществе предполагает удержание социальных конфликтов на контролируемом и регулируемом уровне во избежание деструктивных процессов, представляющих угрозу, как для социального, так и для экономического развития страны.

Информация о работе Социальная политика государства, ее особенности и роль на современном этапе развития экономики России