Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:03, курсовая работа
Целью данной работы является исследование социальной политики на современном этапе развития России и поиск направлений совершенствования проводимой в стране социальной политики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• описание основных понятий и проблем социальной политики;
• ознакомление с динамикой развития социальной политики;
• определение направлений и перспектив развития социальной политики в РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции...............................6
1.2. Политика социальных гарантий..............................................................11
1.3. Политика социальной защиты…………………………………………16
2.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
2.1. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в России………………………………………………………………….20
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике на 2005 - 2010 года..................................26
2.3. Социальные проблемы современной России.......................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………....45
1.
Степень социальной поддержки
населения, в первую очередь
это касается бесплатного или
льготного предоставления
2.
Существует прямая зависимость
между уровнем многих
3.
Общество всегда стоит перед
выбором – рост личных доходов
(низкий уровень налогов и
4.
Идеология государственной
Главная цель социальной политики - стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его некоторого роста. В дальнейшем предусматривается устойчивый рост жизни населения, для чего необходимо обеспечить прирост его реальных доходов на уровне не менее 4 - 5 % в год.
Основные цели в области социальной политики:
• сокращение масштабов бедности;
• повышение доли трудовых доходов и их реального роста;
• улучшение качества жизни. Стратегия государства по улучшению качества жизни требует принятия мер по укреплению здоровья населения, расширения возможностей получения образования, улучшению условий труда и проживанию, расширению возможностей отдыха, обеспечению комфортных условий и др.
Важнейшими задачами социальной политики на современном этапе являются:
•повышение трудовой и хозяйственной активности населения -предоставления каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом, предприимчивостью обеспечить благосостояние семьи, формирование сбережений и их эффективное использование;
•регулирование доходов населения;
•целевая поддержка социально уязвимых групп населения;
•обеспечение
занятости и поддержка
•реформа организационных структур и источников финансирования социальной инфраструктуры, пенсионного обеспечения, жилищная реформа.
Социальная политика, как и любая другая система регулирующих мер, может быть успешно реализована только в том случае, если достаточно четко определена ее цель.
1.2. Политика социальных гарантий
Для обеспечения защиты населения государство должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения.
1)Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы. Определяющая характеристика данного института защиты социально-алиментарные недоговорные отношения государства с уязвимыми категориями населения (инвалидами; гражданами, не имеющими необходимого страхового стажа для получения пенсий и пособий по обязательному социальному страхованию). Выплаты в рамках этой системы осуществляются после проверки нуждаемости и призваны обеспечить минимальный доход, размеры которого сопоставимы с уровнем, определяющим черту бедности.
2)Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники – страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного социального страхования. Определяющие характеристики социально-страховых отношений: замещение утраченной заработной платы (предполагается наличие страхового стажа), солидарность и самоответственность страхователей и застрахованных.
3)Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники – страховые взносы самих работников (иногда в их пользу – работодателей), организованные на принципах и с помощью механизмов личного страхования. Определяющие характеристики - наличие страхового договора, самоответственность граждан.
4)Корпоративные системы социальной защиты работников, организуемые работодателями (медицинская и оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных и культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники – средства предприятий. Среди названных институтов социальной защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию и качеству услуг) является обязательное социальное страхование (пенсионное и медицинское, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей). В развитых странах эти виды социального страхования поглощают, как правило, 60-70% всех затрат на цели социальной защиты и составляют примерно 15-25% ВВП. В России же на долю государственных внебюджетных социальных фондов приходится около 45% затрат на цели социальной защиты и 7,3% ВВП.2 Мировой опыт подтверждает, что система социального страхования - один из основных институтов социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности (или отсутствия таковой от рождения), потери кормильца безработицы. Размеры получаемых средств регулируются законами и зависят от продолжительности страхового (трудового) стажа величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов), степени утраты трудоспособности. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счет других лиц), финансовыми источниками выплат и услуг по программам социального страхования являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных. Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на социальное страхование и социальную помощь. Страхование, помощь и попечительство представляют собой в каждом отдельном случае некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной
чертой принципа страхования является
финансирование предоставляемой помощи
за счет взносов и тесная взаимозависимость
между взносами и объемом социальных
услуг. Размер выплат в этом случае
ориентируется на объем индивидуальных
взносов, т.е. на предварительный вклад
застрахованного. Тем самым принцип
страхования в наибольшей степени
соответствует рыночным принципам
справедливости, вознаграждения согласно
личному вкладу и личной ответственности.
Это ограничивает возможности системы
в регулировании доходов, хотя и
снижает последствия
Для развитых стран общепринятым является обязательное страхование, обеспечивающее выплаты на случай безработицы, нетрудоспособности, наступления старосты. Но и на этих направлениях государство берет на себя не все, а только те участки, на которых частное страхование не срабатывает. Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Но страхование не может перекрыть все варианты социальных бедствий. В общем, страхование должно дополняться социальной помощью. Между социальной помощью и общественным страхованием есть сходства: то и другое предполагает перераспределение доходов; то и другое связано со сложившимися в обществе представлениями о справедливости; то и другое имеют поля пересечения.
Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию. Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подхода:
- помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;
-
помощь ориентирована на
-
размер помощи может быть
- величина помощи зависит от потребностей получателя.
Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства. Все три принципа организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.
Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два:
-
социальные гарантии должны
-
социальные пособия не должны
отвлекать людей от труда и
культивировать иждивенческие
Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.
Хочется отметить, что в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (в первые 3 месяца - в размере 75 % их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; в следующие 4 месяца - в размере 60 процентов; в дальнейшем - в размере 45 %, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;), по истечении года в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.3
В сегодняшних условиях такая
система порождает антистимулы:
Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне.
Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.
1.3. Политика социальной защиты
Понятие "социальная защита" впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы.
Данный термин органически вписался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.