Социальная политика государства, ее особенности и роль на современном этапе развития экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование социальной политики на современном этапе развития России и поиск направлений совершенствования проводимой в стране социальной политики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• описание основных понятий и проблем социальной политики;
• ознакомление с динамикой развития социальной политики;
• определение направлений и перспектив развития социальной политики в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..4
1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Понятие социальной политики, ее цели и функции...............................6
1.2. Политика социальных гарантий..............................................................11
1.3. Политика социальной защиты…………………………………………16
2.АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
2.1. Основные этапы и направления реформирования социальной политики в России………………………………………………………………….20
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета на проведение мероприятий по социальной политике на 2005 - 2010 года..................................26
2.3. Социальные проблемы современной России.......................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..………..….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………....45

Работа содержит 1 файл

Копия Социальная политика государства редакт.docx

— 101.14 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что ранее, в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р, Правительство Российской Федерации  планировало довести размер социальной пенсии до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера в 2008 году. В тоже время, предусматриваемых проектировками федерального бюджета на 2007 и 2008 годы финансовых средств для реализации этой задачи было недостаточно.

     В связи с этим была целесообразно предусмотрена индексация базовой части трудовой пенсии в 2008-2010 годах в размерах, обеспечивающих доведение размера социальной пенсии до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера в 2008 году.

     Ассигнования  на выплату ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) были определены с учетом численности лиц, имеющих право на ее получение и зарегистрированных в Федеральном регистре в количестве 16,1 млн. человек, с учетом тенденции снижения численности указанной категории лиц из-за высокого коэффициента смертности (в 2007 году - 16,3 млн. человек).

     Индексация  ЕДВ составила в 2008 году с 1 апреля на 7,0%, в 2009 году с 1 апреля - на 6,8% и в 2010 году - на 6,5%.

     В целях обеспечения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета  на покрытие дефицита Фонда в 2008 году направились средства в сумме 184,6 млрд. рублей, в 2009 году - 149,1 млрд. рублей, в 2010 году - 251,6 млрд. рублей.

     Для дополнительной ясности развития социальной политики России необходимо рассмотреть  такую ее отрасль как страхование, которая играет важную роль в распределении  расходов социальной политики.

     В составе трансфертов, перечисляемых  бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации наблюдались ассигнования на:

·       выплаты пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, и гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в 2008 году - 18,2 млрд. рублей, в 2009 году - 17,9 млрд. рублей, в 2010 году - 10,4 млрд. рублей;

·       обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в 2008 году - 9,0 млрд. рублей (140% к уровню 2007 года), в 2009 году - 9,7 млрд. рублей (107,7% к предыдущему году), в 2010 году - 10,4 млрд. рублей (107,8% к предыдущему году).

     Следует заметить, что при составлении  данного плана Правительство Российской Федерации считало, что запланированные объемы средств на указанные расходы позволят в полной мере обеспечить предоставление инвалидам технических средств реабилитации в соответствии с расширенным Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р.10

     Однако, по данным Фонда социального страхования  Российской Федерации и Минздравсоцразвития  России, в ассигнованиях на указанные  цели на 2008-2010 годы не учитывалась задолженность по неисполненным заявкам инвалидов на обеспечение их техническими средствами реабилитации за 2005-2006 годы на общую сумму более 4 млрд. рублей.

     Следует обратить внимание на неурегулированность  данной проблемы и необходимость  выделения из федерального бюджета  средств на обеспечение инвалидов  техническими средствами реабилитации сверх сумм, установленных Федеральным  законом от 19 декабря 2006 года № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год», и следовало бы в 2007 году ассигновать дополнительные средства на указанные цели в размере не менее 1,5 млрд. рублей.

     Таким образом, было необходимо увеличить ассигнования федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в 2008 году, предусмотрев отдельную целевую статью расходов на погашение указанной задолженности.

     Также следует отдельно рассмотреть такую  статью расходов как образование.

     В 2008-2010 годах финансирование образования  происходило под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование»

     Распределяемые  средства позволили реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (рис. 2)

                                               

     Рис. 2. Динамика расходов федерального бюджета на финансирование образования в 2007-2010 годах11.

     На  развитие образования в представленных четырех годах повлияли демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возросла в 2010 году на 8,3% по сравнению с 2006 годом, а численность учащихся в школе снизилась на 6% (с 14,8 млн. человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличилась на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизится на 1,8%.

     Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов  развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых  тенденций) - 6% ВВП, по сравнению с  выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году.

     Недостаточное государственное финансирование образования  приводит к устойчивой тенденции  увеличения платности образования  в России за счет расходов населения.

     Основное  место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% - в 2008 году, 77,8% - в 2009 году, 74,9% - в 2010 году (таблица 4).

                                                                        Таблица 4

Структура расходов федерального бюджета в  сфере образования в период 2008-2010 гг., в % к общему объему расходов по разделу.

Статья  расходов 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Дошкольное  образование 1,0 1,0 1,0
Общее образование 1,0 1,2 4,6
Начальное профессиональное образование 3,9 3,9 3,4
Среднее профессиональное образование 9,6 9,9 9,9
Переподготовка  и повышение квалификации 1,3 1,4 1,4
Высшее  профессиональное образование 77,7 77,8 74,9
Молодежная  политика и оздоровление детей 0,1 0,1 0,1
Прикладные  научные исследования 0,5 0,5 0,5
Другие  вопросы в области образования 4,9 4,2 4,2
Итого по разделу 100,0 100,0 100,0

2.3. Социальные проблемы  современной России

     И хотя по представленной выше статистике видно, что социальная политика страны улучшается, но  состояние социальной сферы государства все еще нельзя назвать удовлетворительным и не в ближайшее время произойдут перемены, ведущие к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.

     К результатам социальной политики в  России можно отнести выделение  некоторого процента бюджетных средств  на социальные нужды, на пособия, выплаты  малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда (МРОТ) и средней заработной платой в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно (данные по МРОТ представлены в таблице 5).

                                                                                             Таблица 5

     Динамика  изменений МРОТ в 2005-2009 гг.12

Дата МРОТ (в руб.)
с 1 января 2005 года по 31 августа 2005 года 720
с 1 сентября 2005 года по 30 апреля 2006 года 800
с 1 мая 2006 года 1100
с 1 сентября 2007 года 2300
с 1 января 2009 года 4330

      Минимальный размер оплаты труда не изменялся  с 1 января 2010 года, мы видим, что прожить  на указанную сумму на данный период, практически не возможно.

     Правительство и Государственная дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во многих регионах задерживают на несколько месяцев, а зарплату на период до полугода. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны. Но пенсии все-таки увеличиваются, это можно увидеть по данным, предоставленным на рисунке 3.

            

     Рис.3. Средний размер назначенных пенсий (значение показателя за год)13

     По  данным можно заметить, что пенсии увеличиваются гораздо большими темпами, чем МРОТ, это говорит  о том, что государство заботится  о пенсионерах, и хочется добавить, что Правительство РФ планирует в 2011 году увеличить пенсию до 8412 рублей. Но повальная остановка предприятий ведёт к увеличению армии безработных, большинство из которых идут в "теневую экономику". Отсюда и несобираемость налогов с населения и мелких предпринимателей. А из налогов в частности формируется бюджет. А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг, таким образом, замыкается.

     Но  по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит никаких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

     Социальные  программы России включают в себя единовременные и постоянные пособия  по разным вопросам социальной жизни  не защищенных слоёв общества.

     К числу мер общего характера относятся  социальные выплаты семьям, связанные  с рождением и воспитанием  ребёнка, потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся  в высших и средних учебных  заведениях и другие виды выплат.

     Государственные социальные пособия семьям, имеющим  детей, не велики, они составляют около одного размера оплаты труда. Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и, следовательно, и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также пособия распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

Информация о работе Социальная политика государства, ее особенности и роль на современном этапе развития экономики России