Собственность как экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Среди многообразных желаний и устремлений человека, представляющих отражение его экономической природы, достойное место занимает интерес к обладанию материальным богатством. Этот веками выработанный, вошедший в плоть и кровь людей интерес находит свое проявление в зарождении и существовании особого ощущения – чувства хозяина, собственника.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Собственность и социально-экономические отношения..............6
1.1. История возникновения собственности и развития ее форм................6
1.2. Собственность как экономическая категория..........................................7
1.3. Теория прав собственности........................................................................10
Глава 2. Формы собственности и их классификация...................................20
2.1 Классификация..............................................................................................20
2.2. Формы собственности..................................................................................21
Глава 3. Приватизация и развитие собственности в России.......................27
3.1. Приватизация в России в конце ХХ века.................................................27
3.2. Государственные корпорации и эффективное управление
государственной собственностью...................................................................33
3.3. Развитие малого бизнеса в России...........................................................39
Заключение..........................................................................................................45
Список литературы.................................

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 85.44 Кб (Скачать)

      3.3 Развитие малого  бизнеса в России

      За  прошедшие годы в печати, специализированной, в том числе научной, литературе и просто в кругах специалистов, деловых людей прочно вошли в  обиход такое понятие, как "малый бизнес".

      Малыми  предприятиями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” являются внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

  1. для юридических лиц - суммарная доля участия субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц или иностранных граждан в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять;
  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (вступает в силу с 1 января 2010 года):
    1. от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
    2. до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
  3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

      Развитие  малого бизнеса в России является одним из важнейших направлений  решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне. В Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу  до 2012 года подчёркивается, что «для ускорения темпов экономического роста, борьбы с бедностью и развития инноваций, нужно стимулировать создание малых предприятий, повышать их конкурентоспособность, увеличивать занятость работников в данном секторе экономики». В свою очередь обеспечение высоких темпов экономического роста может создать необходимые условия для изменений в социальной сфере: в росте реальных доходов населения, уменьшении безработицы, повышении уровня жизни населения.

      Таким образом, развитие малого предпринимательства  имеет большое значение для уменьшения безработицы, увеличения реальных доходов  населения, формирования доходной базы бюджета, повышения конкурентоспособности  и, как следствие, ускорения экономического роста.

      Вместе  с тем вклад малого предпринимательства  в валовой внутренний продукт  России (далее - ВВП России) не превышает 10-12%, средняя загрузка мощностей  малого бизнеса составляет 30%. Доля занятости в малом предпринимательстве  составляет 13%.

      В современной мировой экономике  насчитывается 50 миллионов фирм -разнообразных предпринимательских структур, из которых 78% относятся к малому предпринимательству. Свыше 20 миллионов фирм функционирует в США. В странах Европейского Союза насчитывается 23 миллиона малых предприятий, которые обеспечивают 70% занятости в частном секторе, дают 57% общего оборота и 53% добавленной стоимости. В Японии насчитывается свыше 7 миллионов малых предприятий. Малое предпринимательство производит 70% ВВП Японии и 73% ВВП Италии.

      В России развитие малого предпринимательства  определено в качестве приоритетной задачи экономической политики –  обеспечения развития малого предпринимательства  и повышение конкурентоспособности  продукции, базовые направления  которой отражаются в ежегодном  Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

      В зарубежных странах малое предпринимательство  является главной сферой занятости  населения. Для сравнения приведем обобщение основных показателей, характеризующих  состояние малого предпринимательства  по следующим странам: Великобритания, Германия, Италия, Франция, США, Япония и Россия. 

      Таблица 3 Сравнение показателей, характеризующих состояние малого бизнеса, в различных странах в 2007 году

Страна Кол-во МП, тыс. Кол-во МП на 1000 жителей Занято в МП,

млн. чел.

Доля МП к  общей численности занятых, % Доля МП в  ВВП, %
Великобритания 2 630 46 13,6 49 50-53
Германия 2 290 37 18,5 46 50-52
Италия 3 920 68 16,8 73 57-60
Франция 1 980 35 15,2 54 55-62
США 19 300 74,2 70,2 54 50-52
Япония 6 450 49,6 39,5 78 52-55
Россия 950 7,9 12,1 16 15-18
 

      На  основе представленных данных совершенно очевидно, что по количеству малых  предприятий лидирующую позицию  занимают США (19 300 тыс.), Япония (6 450 тыс.), Италия (3 920 тыс.), Великобритания (2 630 тыс.), Германия (2 290 тыс.), Франция (1 980 тыс.). На последнем месте находится Россия (950 тыс.), занимающая наименьшие позиции  как в доле малых и средних  предприятий в общей численности  занятых – 16%, так и по доле в  ВВП (15-18%).

      Малый бизнес имеет ряд преимуществ. Именно он формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат. Увеличение количества малых предприятий, повышение их эффективности – не самоцель, а реальный шаг на пути формирования рыночной среды, обеспечения условий для экономического роста и на этой основе повышения благосостояния россиян.

      Количество  малых предприятий в Самарской  области по состоянию на 01.10.2007 составило 29,5 тыс. единиц – это 78,2% от общего числа  действующих организаций области. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года их число сократилось на 1,2% или на 369 единиц. Однако, учитывая рост стоимостных показателей это свидетельствует о переходе малых предприятий к более эффективной деятельности. В Самарской области на 1000 жителей приходится 9,2 малых предприятий, в Приволжском федеральном округе и России данный показатель составляет, соответственно, 6,2 и 7,9.

      Численность постоянно занятых на малых предприятиях составила 211,5 тыс. человек – 17% от среднесписочной  численности работников предприятий  и организаций всех видов экономической  деятельности области, с учетом предпринимателей без образования юридического лица в малом бизнесе их доля составляет почти 24% от всех занятых в экономике.

      Оборот  малых организаций составляет 34,9% в обороте всех организаций области. По объему оборота малых предприятий  на душу населения Самарская область  занимает пятое место среди регионов России и первое – среди регионов ПФО.

      Государственная поддержка малого предпринимательства  в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации”, издаваемые в соответствии с ним иными  федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями  Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативно-правовыми  актами субъектов Российской Федерации. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

      - формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого предпринимательства;

      - создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

      - установление упрощенного порядка  регистрации субъектов малого  предпринимательства, лицензирования  их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

      - поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных, информационных  связей с зарубежными государствами;

      - организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

      Между тем, хотя малые предприятия действительно  нуждаются в государственной  поддержке, именно они могут реально  противостоять крупнейшим монополиям, захватившим товарный рынок. За рубежом  давно пришли к выводу, что малый  бизнес служит одним из краеугольных камней жизнестойкой экономики. Именно форма малых предприятий создает наиболее благоприятные возможности для предпринимательской деятельности, особенно на ее начальной стадии. Присутствие на рынке значительного количества малых предприятий обусловливает наличие конкуренции. Для малого предприятия всегда найдется ниша на рынке. Ведь она, как правило, имеет гибкое, быстро переналаживаемое производство. Стимулируя конкуренцию, малый бизнес способствует повышению эффективности производства и производительности общественного труда, а, следовательно, реальному подъему экономики. Малые предприятия выполняют важнейшие социальные функции, задействуя трудовые ресурсы, высвободившиеся из государственного сектора экономики вследствие снижения объемов производства. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Подводя итоги, можно сказать следующее: собственность – понятие многостороннее и разнообразное. Оно очень широко рассматривается в юриспруденции, но только как отношение вещественное.

      В экономической теории собственность  относится к числу ключевых понятий. Здесь отношения собственности  носят социально-экономический характер. Собственность определяет экономическую  власть одних и экономическую  зависимость других. Присвоение доходов  определяется тем, кому принадлежат  средства производства.

      Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональную характеристику: владение, пользование и распоряжение. Разделение права собственности на несколько правомочий служит базой для образования необходимых и достаточных прав для наиболее эффективных экономических решений. Одни комбинации прав фиксируют состояние имущества, другие переводят имущество в экономически функциональное состояние. Определенная селекция и наращивание прав собственности способствует превращению юридических лиц в экономические лица, ведет к возникновению новых экономических персон, т.е. лиц как носителей социально-экономических отношений.

      Рассматривая  формы собственности, выяснилось, что  они разнообразны, но можно выделить две основные – частная и государственная. Также стало ясно, что нельзя отдавать приоритет в экономической политике какой-то конкретной форме, потому что  в определенной экономической нише одна форма собственности действует  эффективнее остальных, в другой же ее эффективность может быть нулевой. В некоторых отраслях могут свободно уживаться мелкие и крупные частные  фирмы, кооперативы и государственные  предприятия.

      Разбирая  приватизацию в России, стало понятно, что проводилась она ускоренными  темпами с учетом интересов не всего общества, а лишь небольшой его части и масштабы ее были очень велики. В большей степени решались не экономические, а политические задачи.

      Современная Россия стоит на пути интеграции в  мировую экономику, поэтому для  нее характерны общемировые тенденции  в развитии собственности, такие  как: организация крупных транснациональных  корпораций в топливно-энергетической отрасли, военно-промышленном комплексе  и другими, создание государственных корпораций для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций и поддержка развития малого предпринимательства.

      Экономическая наука всегда уделяла особое внимание проблеме собственности. И, тем не менее, эта проблема остается недостаточно разработанной. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

Нормативно-правовая база

1. Гражданский кодекс Российской Федерации

Учебная и научная литература

2. Андреев В.К. О праве частной собственности в России. Критический очерк. – Волтерс Клувер, 2007.

Информация о работе Собственность как экономическая теория