Собственность как экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Среди многообразных желаний и устремлений человека, представляющих отражение его экономической природы, достойное место занимает интерес к обладанию материальным богатством. Этот веками выработанный, вошедший в плоть и кровь людей интерес находит свое проявление в зарождении и существовании особого ощущения – чувства хозяина, собственника.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Собственность и социально-экономические отношения..............6
1.1. История возникновения собственности и развития ее форм................6
1.2. Собственность как экономическая категория..........................................7
1.3. Теория прав собственности........................................................................10
Глава 2. Формы собственности и их классификация...................................20
2.1 Классификация..............................................................................................20
2.2. Формы собственности..................................................................................21
Глава 3. Приватизация и развитие собственности в России.......................27
3.1. Приватизация в России в конце ХХ века.................................................27
3.2. Государственные корпорации и эффективное управление
государственной собственностью...................................................................33
3.3. Развитие малого бизнеса в России...........................................................39
Заключение..........................................................................................................45
Список литературы.................................

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 85.44 Кб (Скачать)
 
      
  1. Форсирование  развития фондового рынка. К изменениям в структуре собственности не сводятся результаты приватизации по российской модели. Поскольку основная масса средних и крупных предприятий  директивно приватизировалась в  виде превращения государственных  предприятий в открытые акционерные  общества, сам процесс приватизации явился сильным фактором развития фондового  рынка. Следует отметить, что акции  приватизированных предприятий  и образуемый ими фондовый рынок  существенно отличаются от их классических аналогов. Особенность состоит в  том, что если классические (обычные) акции являются порождением реального  инвестиционного процесса и обмена акций на реальные активы, то акции, вошедшие в фондовый рынок, берут свое происхождение из обмена на фиктивные активы в виде ваучеров и за ними не было реального инвестиционного процесса. Указанные обстоятельства существенно влияют на формирование фондового рынка и движение акционерного капитала. Курсовое поведение акций предприятий, акционированных в порядке приватизации, не отражало реальные инвестиционные процессы или экономическую эффективность представляемых ими предприятий. На курсовое поведение акций названного типа влияли иные, не вполне обычные для фондового рынка факторы: стремление к перераспределению экономической власти через формирование контрольных пакетов акций. Подтверждением тому служили факты роста курса акций (в реальном измерении) при спаде производства на предприятиях. Стремительное развитие рынка фиктивного капитала сопровождалось столь же стремительным сужением и деиндустриализацией реального сектора, спад в котором к 1997 г. превысил 50% от уровня 1990 г.

      В последнее время России наметились тенденции обратных преобразований собственности из частной в государственную, кооперативную, муниципальную. Примерами могут служить многочисленные факты возвращения приватизированного жилья в муниципальную собственность; объединение паев акционированных сельскохозяйственных предприятий; приобретение муниципальными органами власти контрольного пакета акций приватизированных предприятий с целью подъема производства и др. 

      3.2 Государственные  корпорации и эффективное управление государственной собственностью 

      Актуальность  проблемы государственной собственности  в постсоветской России обусловлена  двумя причинами. С одной стороны значительная часть объектов бывшей "общенародной" собственности в настоящее время формально осталась закрепленной за государством, но в отсутствии эффективной системы управления реально не получила определенного статуса и нуждается в управляющих воздействиях, направленных на спецификацию прав собственности и достижение общегосударственных целей.

      С другой стороны неудачи экономических  реформ в России обычно связываются  с низкой управляемостью народного  хозяйства. Стремление "усилить" роль государства в экономике  часто понимается как усиление государственного регулирования, расширение масштабов  прямого участия государства  и аккумулируемых им ресурсов в процессах  производства, распределения, обмена и  потребления. При этом особая роль отводится  институту государственной собственности, объекты которой считаются наиболее управляемыми в силу использования  методов непосредственного административного  воздействия.

      Организация управления государственной собственностью представляет собой сложный механизм, сочетающий применение государством как  частно-правовых, так и публично-правовых форм и средств, в том числе, определение государственной политики в области государственной собственности, образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их компетенцией), учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними), распределение объектов государственной собственности между субъектами, осуществление непосредственного управления в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, банкротство и пр.)

      Центральное значение в этом механизме приобретает  учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное управление государственной  собственностью, определение их видов  и установление их правового статуса. Таким образом, важнейшим средством  реализации целей включения государственного имущества в хозяйственный оборот является создание оптимальной модели управления им. Представляется, что  именно этим объясняется создание законодателем  новой организационно-правовой формы  юридического лица - государственной корпорации.

      Государственная корпорация – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса путем издания специального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (введена Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 08.07.1999 года №140-ФЗ).

  • Государственная корпорация создается на основании федерального закона.
  • Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
  • Государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а РФ не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом не предусмотрено иное.
  • Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.
  • Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
  • Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса РФ.

      Обоснованность  включения государственной корпорации в систему юридических лиц  не вызывает сомнений, поскольку данная организационно-правовая форма обладает рядом очевидных достоинств. С  одной стороны, государственная  корпорация аккумулирует в создаваемых  ею фондах определенное имущество, переданное ей государством для использования  в конкретных целях, а с другой – выступает специально созданным  государством органом управления денежными  ресурсами, имеющими строго целевую, социальную направленность. Ко всему прочему, государственной корпорации разрешено увеличивать объем финансовых средств путем эффективного размещения свободных активов фондов, осуществляя экономическую деятельность.

      Результативность контроля в управлении государственной собственностью с точки зрения стоящих перед ним целей и задач продолжает оставаться крайне низкой. В качестве факторов, определяющих такое состояние системы контроля, можно выделить следующие:

  • общая низкая эффективность использования и распоряжения собственностью, обусловленная несовершенством системы управления государственной собственностью в целом;
  • нерешенность многих принципиальных проблем функционирования собственно системы контроля управления государственной собственностью.

      Практически в любой экономике встречаются  элементы всех форм собственности. Вместе с тем их соотношение постоянно  меняется в зависимости от характера  экономического и социального развития. Согласно теории прав собственности, в  замкнутом, однородном, технологически статичном обществе издержки организации  экономики на принципах, характерных  для системы государственной  собственности, могут быть достаточно невелики, но стремительно нарастают  по мере расширения масштабов экономической  деятельности, ускорения технических  изменений, усложнения информационной среды. В результате она приходит к выводу, что чем сложнее общество, тем важнее для его процветания  и просто выживания становится институт частной собственности.

      В широком смысле основным объектом собственности  современного государства является его материальное пространство вместе с заключенными в нем природными ресурсами. Однако в отношении многих из этих объектов невозможно обеспечить исключительность, и фактически они  функционируют в режиме свободного доступа при некотором контроле и регулировании со стороны государства, как правило, неэффективном.

      Государство является крупнейшим собственником  и другого недвижимого и движимого  имущества. Ряд объектов недвижимого  имущества позволяет считать  государство собственником-предпринимателем.

      Так, российскому государству принадлежат  около 20000 унитарных государственных  предприятий и около 65000 муниципальных. Оно является участником (акционером) в 2137 АО, представляющих базовые отрасли народного хозяйства, где его доля превышает 25% уставного капитала (в том числе 90 382 АО – 100% акций, 646 АО – более 50% акций, 1401 АО – от 25 до 50% акций).

      Основным  элементом механизма управления предприятием с государственным  участием является институт государственных  представителей. Этими представителями  могут быть государственные служащие или иные граждане РФ по договору на представление интересов государства  в АО. Альтернативой институту  государственных представителей, в  настоящее время могут стать  представление интересов государства  в АО на договорной основе (для физических лиц - институт поверенных в делах  государства) и передача пакетов  акций в доверительное (трастовое) управление.

      Попытки использования других вариантов  распоряжения государственным имуществом в основном выразились в залоге государственных  пакетов акций для получения  кредитов коммерческих банков. Особенности  организации залоговых аукционов (например, заявки участников принимал банк, который также участвовал в  аукционе) и их результаты позволяют предположить, что государственные органы явились в данных случаях выразителями интересов не общества в целом, а его отдельных членов. Фактически залог акций завершился их продажей, ни по одному из обязательств, обеспеченных залогом акций, кредит не был возвращен государством. Предполагаемое повышение эффективности деятельности предприятий, акции которых послужили предметом залога, в результате появления частного инвестора не состоялось.

      В настоящее время сделаны некоторые  шаги по организации представления  интересов государства в АО на договорной основе, передачи пакетов  акций в доверительное (трастовое) управление. Однако дальнейшее продвижение  в этом направлении затормозилось  ввиду противоречий, возникших между  федеральными органами управления и  региональными властями.

      Кроме того, "укрепление" того или иного  предприятия (холдинга) с государственным  участием иногда происходит за счет вклада в его уставный капитал государственных  пакетов акций других предприятий (включение в уставной капитал "Связьинвеста" перед продажей его блокирующего пакета акций контрольных пакетов  акций АО "Ростелеком", "Центральный  телеграф", ряда других предприятий, аналогично - по ряду угольных и нефтяных компаний).

      Проблема  государственной собственности  является одной из самых сложных  и актуальных в условиях переходной экономики. Ее особая острота обусловлена  проблемами государственного бюджета  и дефицитом финансовых ресурсов. В этой связи повышение эффективности  управления объектами государственной  собственности может стать одним  из способов снижения дефицита бюджета  и повышения платежеспособности страны.

      Стимулом  повышения эффективности управления государственной собственностью может быть конкуренция со стороны других государств, угроза формирования экономической, а через нее и политической зависимости, утрата репутации, увеличение эмиграционных потоков.

      Хотя  в управлении государственной собственностью главная роль принадлежит совершенствованию  формальных правил, однако именно здесь  могут иметь большое значение неформальные институты, оказывающих  прямое и косвенное регулирующее воздействие на объекты государственной  собственности. В первую очередь  речь идет о возрождении частично утраченной традиции бережного отношения граждан к социально значимым объектам государственной собственности – национальным паркам, памятникам природы, истории и культуры, спортивным и другим сооружениям, где невозможно или нецелесообразно постоянно поддерживать режим исключительного доступа. Пример же подобного должно подавать само государство, и тогда в общественном сознании государственная собственность будет равнозначна национальной или народной собственности. Важное значение имеет также распространение идеологии, препятствующей оппортунистическому поведению, и создание институтов общественного контроля.

      В настоящее время в России действуют  такие государственные корпорации, как Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ФЗ от 30.10.2007г. №238-ФЗ), Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (ФЗ от 23.12.2003г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»), Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (ФЗ от 17.05.2007г. №82-ФЗ «О банке развития»), Государственная корпорация «Ростехнологии» (ФЗ от 23.11.2007г. №270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (ФЗ от 01.12.2007г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом») и пр. 

Информация о работе Собственность как экономическая теория