Собственность как экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Среди многообразных желаний и устремлений человека, представляющих отражение его экономической природы, достойное место занимает интерес к обладанию материальным богатством. Этот веками выработанный, вошедший в плоть и кровь людей интерес находит свое проявление в зарождении и существовании особого ощущения – чувства хозяина, собственника.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
Глава 1. Собственность и социально-экономические отношения..............6
1.1. История возникновения собственности и развития ее форм................6
1.2. Собственность как экономическая категория..........................................7
1.3. Теория прав собственности........................................................................10
Глава 2. Формы собственности и их классификация...................................20
2.1 Классификация..............................................................................................20
2.2. Формы собственности..................................................................................21
Глава 3. Приватизация и развитие собственности в России.......................27
3.1. Приватизация в России в конце ХХ века.................................................27
3.2. Государственные корпорации и эффективное управление
государственной собственностью...................................................................33
3.3. Развитие малого бизнеса в России...........................................................39
Заключение..........................................................................................................45
Список литературы.................................

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 85.44 Кб (Скачать)

      В странах с федеративным устройством  государственная собственность  делится на федеральную и субфедеральную, т.е. собственность регионов – субъектов  федерации. Четко провести грань  между государственной и общенародной собственность трудно. Объектами общенародной собственности, по логике, должны быть блага, общедоступные всем гражданам на равных правах, такие, как свободные земли, водные и речные просторы, открытые парки и пляжи, лесные массивы. Если возможности использования их всеми людьми ограничены, то применяется принцип очередности. А такие места, как зоопарки, заповедники, находящиеся в ведении государственных органов управления, относятся уже к государственной собственности, так же, как и государственные предприятия, учреждения, основные виды природных ресурсов, оборонные объекты.

      В структуре форм и отношений собственности  следует различать натурально-вещественный и стоимостный аспекты. При неделимости  натурально-вещественного состава  объекта собственности делению  может подлежать только денежная стоимость. Поэтому вполне возможны ситуации (и они часто наблюдаются), когда собственник вправе претендовать на денежную стоимость объекта, но не на сам объект.

      Не  существует и не может существовать абсолютного разделения форм собственности, неизбежны смешанные формы собственности, в том числе переходные от одной  формы к другой. К примеру, если собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – общей, на землю – государственной  и все эти факторы производства соединены на одном предприятии, то собственность предприятия заведомо становится смешанной. Следует признать взаимопроникновение и общее существование разных форм собственности в пределах одного объекта. Одни и те же средства производства могут быть одновременно в определенном ракурсе объектами разных форм собственности. И заведомо могут различаться владелец, распорядитель, пользователь объекта.

      На  территории страны, в составе ее национального богатства может  находиться собственность иностранных  граждан, организаций, государств в виде объектов, целиком или частично принадлежащих иностранным субъектам. Такое собственническое проникновение, к которому в нашей стране проявляется крайне настороженное отношение как со стороны отдельных групп населения, так и в правительственных кругах, есть неизбежное следствие развития внешнеэкономических связей и включения страны в мирохозяйственную систему. Так что в число форм собственности правомерно включить иностранную собственность в изолированном виде или в виде части смешанной собственности (совместные предприятия). Объектом такой собственности могут прежде всего быть средства производства, здания, имущество, инвестиционный капитал, кредитованные средства, залоговое имущество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3. ПРИВАТИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ 

      3.1 Приватизация в  России в конце ХХ века 

      С конца 80-х годов в социалистических странах обозначился переход  к коренному преобразованию отношений, присущих прежнему типу экономики. Сложившуюся в СССР и в других социалистических странах экономическую систему отличал целый ряд устойчивых признаков от всех прежних и параллельно существующих в мире систем. Экономическая система, основанная на общественной собственности, позволяла концентрировать материальные и людские ресурсы общества на важнейших направлениях и обеспечивать мощные прорывы на решающих участках хозяйственной деятельности. Однако исторически эта система была обречена на поражение. Нормальное функционирование усложняющегося хозяйства пришло в противоречие с централизованным директивным управлением. Возникла необходимость в изменении отношений собственности как основы всей системы экономических отношений.

      Возрождение различных форм частной собственности  путем разгосударствления предприятий  началось с конца 80-х годов. Приватизация была направлена на повышение эффективности  хозяйственной деятельности через  развитие рынка и формирование слоя частных собственников-предпринимателей, стимулирование предпринимателей на повышение  эффективности работы предприятий, расширение индивидуальных свобод и  создание конкурентной среды, привлечение  иностранных инвестиций, содействие демократизации экономики. Сложный  хозяйственный комплекс с установившимися  связями был рывком брошен в рыночную стихию. В рынок страна вступила, будучи не подготовленной ни в экономическом, ни в социальном плане.

      Мировая практика накопила определенный опыт приватизации. В странах, где процесс национализации принимал относительной широкие масштабы, например, в Великобритании приватизация проходила в течение восьми лет путем: распродажи и безвозмездного распределения акций; подряда на оказание услуг; продажи государственного жилья квартиросъемщикам; отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он продолжался 10-15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая кропотливая работа. Определяются основные направления: бесплатная передача собственности, выкуп предприятий на льготных условиях, продажа акций, сдача предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.

      Выбор направлений и форм преобразований в переходной экономике России осуществлялся  в ходе острых дискуссий, которые  велись по следующим основным направлениям. В качестве приоритетных обосновывалось: разгосударствление с сохранением государственной собственности на крупных предприятиях и приватизация в сфере малого бизнеса; создание коллективных предприятий, как с неделимой, так и коллективно-долевой собственностью; бесплатное распределение государственного имущества среди населения (через специальные приватизационные счета, государственные ценные бумаги и др.); акционирование предприятий и продажа с аукциона акций и самих предприятий. Приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам.

      В России приватизация началась в октябре 1992 г. Первым ее этапом стала так  называемой доваучерная приватизация. Она проводилась в основном в форме выкупа арендованного имущества и охватывала в основном сферу социальной инфраструктуры: торговля, бытовое обслуживание, общественное питание, гостиничное хозяйство и т. д.

      На  втором этапе, так называемой ваучерной приватизации, ставилась задача – покончить с государственным монополизмом собственности. Чтобы организовать «обвальную» приватизацию за 22 месяца, каждому гражданину страны был предоставлен приватизационный чек (так называемый ваучер). С помощью чеков происходила бесплатная передача гражданам в процессе приватизации предприятий, их подразделений, имущества, акций и долей в акционерных обществах и товариществах. От 50% до 80% стоимости пакетов акций и выкупаемого имущества оплачивалось приватизационными чеками. Одной из задач этого этапа было формирование класса собственников, который по уровню доходов превратился бы в зажиточный «средний класс».

      По  официальным данным за период ваучерной приватизации (до 01 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля государственной собственности в общем объеме стоимости имущества составила 35%. Государство не получило высоких доходов от продажи государственного имущества. И это не случайно. Например, ускоренные темпы продажи акций повлияли на их низкую рыночную цену. Если балансовая стоимость имущества (установленная по материалам бухгалтерского учета) возросла в 1000 раз, то цена акции увеличилась против номинала (нарицательной стоимости) не более чем в 30 раз.

      С 1 июля 1994 г. был объявлен третий –  денежный этап приватизации. Его основным содержанием была продажа как  самих предприятий (с аукциона и  по конкурсу), так и акций акционированных  в порядке приватизации предприятий  за деньги. При этом преследовалась основная цель – способствовать появлению новых собственников, которые будут заинтересованы развивать производство и вложат в него средства, повышающие эффективность хозяйственной деятельности. На этот этап возлагались не оправдавшиеся пока надежды на появление "стратегических" инвесторов. Этому мешал ряд обстоятельств: 75% предприятий находились в собственности трудовых коллективов, которые не собирались продавать свою долю какому-то другому лицу. Большое количество акций приобрели за ваучеры мелкие собственники. Они заинтересованы только в получении высоких дивидендов и не вкладывают деньги в производство. Инвесторы не хотят вкладывать деньги в убыточные и малоприбыльные предприятия.

      Четвертым этапом приватизации стали залоговые  аукционы. Государство, для покрытия дефицита государственного бюджета, отдает в залог под кредиты коммерческих банков пакеты акций крупнейших предприятий, акционированных в порядке приватизации. Считать залоговые аукционы формой приватизации следует потому, что  государство, отдавая в залог  пакеты акций, не планирует их возвращения  и не резервирует средства на возвращение  кредитов.

      В чем состояли основные особенности  процесса приватизации в России?

  1. Директивность. Решение о приватизации принималось не трудовыми коллективами или руководителями, знавшими специфику финансового и технологического состояния предприятий, а Госкомимуществом. Регионам директивно предписывались даже количественные масштабы приватизации с разбивкой по отраслям. Трудовые коллективы государственных предприятий не имели права выбора сроков и механизма преобразования собственности.
  2. Приоритетность одной формы. В качестве приоритетного направления было превращение государственной собственности в частную. Недооценивались и даже игнорировались другие формы преобразований государственной собственности, связанные с перераспределением прав собственности. В результате российская модель была жестко нацелена на перераспределение экономической власти между социальными слоями общества.
  3. Приоритет социально-политических целей над экономическими. Российская модель приватизации не учитывала критерии экономической эффективности, осуществления приватизации в краткосрочном и среднесрочном аспектах, что неизбежно приводило к расточительности. Имущество государственных предприятий, преобразованных в открытые акционерные общества в порядке приватизации, оценивалось по остаточной стоимости на основе оптовых цен 80-х годов. Рабочие комиссии по подготовке предприятий к приватизации, состоящие из руководства и членов трудовых коллективов, были заинтересованы в сведении к минимуму стоимости выкупаемого имущества государственных предприятий и стоимости уставного капитала акционируемых предприятий. Резкий спад производства и обесценение оборотных средств предприятий привели к снижению доходов работников. Поэтому трудовые коллективы были заинтересованы в минимизации уставного капитала акционируемых в порядке приватизации государственных предприятий. А органы Госкомимущества были заинтересованы в скорейшей и массовой приватизации.
  4. Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала. Провозглашенная социально-стартовая цель превратить всех граждан в собственников и создать массовый средний класс на практике обернулась сосредоточием государственной собственности у отдельных групп и отторжением от реального государственного имущества основной массы населения.

      Реальные  результаты приватизации состояли в  массовом (в количественном отношении) перераспределении государственного имущества и закреплении права  частной собственности в ограниченные сроки. Наиболее массовым этот процесс  был в 1992-1994 гг. В результате приватизации изменилась структура собственности. В количественных оценках она  выглядела в 1995г. следующим образом. (Таблица 1) 

      Таблица 1. Доля предприятий в государственном и частном секторах экономики России.

  Госсектор, % Частный сектор, %
Легкая промышленность 41 59
Пищевая промышленность 43 57
Строительство 52 48
Промышленность стройматериалов 41 59
Автотранспорт и авторемонт 52 48
Торговля оптовая 45 55
Торговля розничная 33 67
Общепит 44 56
Бытовое обслуживание 35 65
Прочее 68 32
В среднем по России 49, 5 50, 5
 

      Пятидесяти  процентный рубеж частной собственности  по количеству предприятий был преодолен  в середине 1995 г. В дальнейшем доля частной собственности в экономике только увеличивалась и к 2006 году достигла 89%. (Таблица 2) 

      Таблица 2 Государственный сектор в экономике Российской Федерации (2006 год)

Форма собственности Число предприятий, %
Всего 100
Государственных 4,5
Муниципальных 6,5
Негосударственных (включая частную, общественных организаций и смешанную) 89

Информация о работе Собственность как экономическая теория