Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является систематизация теоретического и практического материала о шведской модели рынка труда, определение основных направлений развития шведской модели рынка труда в 21 веке.
Задачи курсовой работы:
•рассмотрение теоретических основ создания, функционирования и реализации шведской модели рынка труда;
•практический анализ Швеции как основы шведской модели рынка труда;
•определение степени развития «шведской модели» рынка труда в 21 веке.
•вывод по всем вышеперечисленным пунктам.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы шведской модели рынка труда. 5
1.Характеристика понятия «шведская модель».
1. 2. Основные цели формирования шведской модели рынка труда. 6
3.Государственное регулирование шведской модели рынка труда
4.Развитие трех шведских моделей рынка труда.
Глава 2. Практическое исследование экономики Швеции как основы шведской модели рынка труда. 17
1. Экономика Швеции как регулятор шведской модели рынка труда.
2. Основные экономические положения, регулирующие рынок труда Швеции в 21 веке.
3. Направления развития шведской модели рынка труда в 21 веке.
Глава 3. Стратегия региональной конкурентоспособности рынка труда Швеции, рекомендательный характер.
Заключение
Список литературы
Но
хотя недавно принятый закон целесообразен
и рационален, он подвергается критике
со стороны оппонентов за то, что
новая система трудоустройства
иностранцев оставляет без
Новый
закон о трудоустройстве
Недавние данные, полученные Иммиграционным советом страны, говорят о том, что иностранцы наиболее активно добиваются разрешения на работу в области информационных технологий. Среди этих соискателей четверть иммигрантов имеет индийское происхождение: из 762 заявлений на получение разрешения на работу в стране 212 принадлежат выходцам из Индии.
На втором месте по количеству желающих работать в Швеции – китайцы (83 заявления).
Среди
работников из Индии и Китая наибольшей
популярностью, после сферы
Прежнее трудовое законодательство Швеции также разрешало трудоустройство квалифицированных работников, выходцев из неевропейских стран, но новые правила намного упростили процесс трудоустройства образованных иммигрантов.
Тем не менее, критики нового закона говорят, что в нем есть большая брешь: он не решает проблему существующей в стране нелегальной занятости иностранцев.
К тому же беженцы, получившие отказ в предоставлении убежища в Швеции, даже если они уже имеют работу в Швеции, не имеют права подавать прошение о получении разрешения на работу, в соответствии с правилами нового закона, до тех пор, пока не вернутся в родную страну.
Из
762 рассматриваемых заявлений
Заработная плата в Швеции заметно увеличилась, так как средний уровень ежемесячной зарплаты этого года составляет 25 800 крон ($3920), то есть заработная плата подросла еще на 900 крон.
Для сравнения: в 2007 году работники государственных предприятий в среднем зарабатывали 23 900 крон в месяц, это на 500 крон больше, чем в 2006 году.
В то же время оклад работников частного сектора по сравнению с прошлым годом увеличился на 1000 крон, и средний уровень зарплаты служащих частных предприятий составляет 26 700 крон в месяц.
Оплата
женского труда в среднем составляет
84% от зарплаты мужчин, этот показатель
остался прежним по новым данным,
предоставленным статистической службой
Швеции8.
2.3. Направления
развития шведской модели рынка труда
в 21 веке
Недавнее исследование, проведенное Lisbon Council, показало, что экономика Швеции лучшая по эффективности в Европе, и другие страны могут поучиться у Швеции стратегии по созданию рабочих мест и стимуляции роста.
Исследование, опубликованное в сотрудничестве с немецкой страховой компанией Allianz, затронуло девять самых больших стран ЕС и также дало оценку группе ЕС-15 в целом.
Швеция стала абсолютным победителем в категориях, касающихся производительности труда в стране, рост занятости, квалификации рабочих сил, государственное финансирование и инвестиции, ориентированные на рост экономики.
В других категориях, таких как финансовая мощь общества, занятость и экономический рост, Швеция получила самую высокую оценку.
Швеция
была «впереди всех» в финансировании
исследований и развития, говорится в
отчете. Страна инвестировала более чем
4% ВВП в исследования и развитие в 2005, что
более чем в два раза превышает средний
показатель по Европе.
«Швеция – звезда этого исследования», - написал Lisbon Council в специальной главе с названием «История успеха Швеции».
В статье было сделано предположение о том, что успех мог быть связан с изменением направления экономической политики Швеции в начале 90-х годов прошлого века. С тех пор правительство сократило количество рабочих мест в общественном секторе, осуществило реформу в области увеличения благосостояния, уменьшило корпоративный налог и приняло меры по содействию занятости9.
Так же, можно привести краткие акцепты достижения Швеции на рынке труда.
Здравоохранение. Развитие здравоохранения является одной из приоритетных задач внутренней политики Швеции. К числу основных целей при этом относится обеспечение общедоступного медицинского обслуживания всех категорий населения страны.
Занятость. Ситуация на рынке труда, по данным ЦСБ Швеции в 2007г. существенно улучшилась. Количество работающих в возрасте от 15 до 74 лет в 2007г. в среднем составило 4 451 000 человек, что на 111 000 человек, больше по сравнению с 2006гг.
Государственный бюджет. Государственный бюджет за 2007г. по данным министерства финансов Швеции имел доходную часть в 863,7 млрд. шведских крон (около 127,8 млрд. долл.).
Экономика. С 1 янв. 2007г. было предусмотрено специальное снижение налогов для лиц с низкой и средней зарплатой, что, по мнению правительства, должно было сделать выгодным работу, а не пособия10.
Согласно индексу развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), опубликованному накануне Международным союзом электросвязи (МСЭ), наиболее подкованной в этом отношении державой является Швеция. Об этом сообщает Центр Новостей ООН. Правда, остальные страны Северной Европы не сильно отстали от своего соседа: Дания, Нидерланды, Исландия и Норвегия заняли третье, четвёртое, пятое и шестое места соответственно. Серебро же досталось Республике Корея, которая нарушила эту североевропейскую гегемонию.
Вообще же индекс развития ИКТ, рассчитанный для 154 стран в период с 2002 по 2007 год, включает в себя 11 показателей, которые касаются доступа к ИКТ, их использования, а также практического знания этих технологий. Например, для того, чтобы определить индекс той или иной страны, необходимо было учесть число людей, имеющих дома компьютер, количество пользователей интернета и уровни грамотности населения.
Правительство Швеции выделяет на ближайшие три года 23 миллиарда крон (около 2,3 миллиарда евро), которые будут направлены прежде всего на поддержку безработных, развития профессионального образования и инфраструктуры, сообщил на пресс-конференции в Стокгольме премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт.
«Швеция ощущает на себе последствия глобального кризиса. Швеция является страной, зависимой от экспорта, в нашей ситуации многое зависит от положения на наших экспортных рынках», - сказал шведский премьер, представляя программу поддержки.
В представленном правительством пакете указывается, в частности, что уже в 2009 году на поддержку безработных и развития профессионального образования государство намерено выделить 8,3 миллиарда крон (около 830 миллионов евро), в 2010-м - 8,8 миллиарда крон (около 880 миллионов евро) и в 2011 году - 5,8 миллиарда крон (580 миллионов евро)11.
В прошлом году европейские страны продемонстрировали значительный прогресс в достижении целей Лиссабонской стратегии реформ к 2010 году. Такой вывод содержится в совместном докладе немецкой страховой компании Allianz и исследовательской организации The Lisbon Council. Самые высокие темпы прогресса отмечены в Швеции, Бельгии и Нидерландах. Однако авторы доклада отмечают, что скачок в развитии связан с реформами прошлого и успехи необходимо закрепить за счет новых инициатив.
По мнению авторов доклада, в 2006 году 15 «старым» членам Евросоюза удалось заметно продвинуться на пути к достижению целей Лиссабонской стратегии. Если в 2005 году вероятность того, что к 2010 году заявленные амбиции ЕС будут удовлетворены, составляла 73%, то в минувшем году уже 90%. Во многом это связано с высокими темпами экономического роста, от которого зависит успех в других областях. В 2006 году рост экономик региона достиг 2,8% и впервые с 2000 года приблизился к 3-процентной отметке, установленной в Лиссабонской стратегии. «Европа наконец-то пошла на поправку после нескольких лет разочаровывающей динамики», — считает старший экономист Allianz, Майкл Хайсе.
Несмотря на то, что страны, входящие в ЕС-15, не смогли достигнуть уровня занятости в 70%, установленного в Лиссабонской стратегии, им все же удалось добиться «значительного прогресса». С 2000 года было создано 10 млн. рабочих мест, а доля работающего населения выросла с 63% до 65,2%. При этом выросло число европейцев с высшим образованием — с 25% от всего занятого населения в 2000 году до 29% в 2006 году.
В докладе также отмечается, что по темпам роста производительности труда Швеция, Бельгия, Великобритания, Германия обогнали США. Большинству европейских стран пока не удается довести расходы на научные исследования и разработки (НИОКР) до установленных Лиссабонской стратегией 3% ВВП (статистика по этому показателю доступна с опозданием в несколько лет). Среднеевропейский уровень инвестиций в НИОКР авторы доклада оценивают в 1,9% ВВП. Исключение здесь составляет Швеция, вкладывающая в инновации почти 4% ВВП.
В итоге Швеция заняла первое место и в общем рейтинге успешности членов ЕС в области реализации Лиссабонской стратегии — страна «перевыполняет» ее на 40%. Авторы доклада объясняют успехи Швеции радикальными экономическими реформами, проведенными еще в начале 1990-х. Отчасти это справедливо и для всех стран ЕС-15: достигнутые результаты связаны с реформами в прошлом. Однако чтобы продвинуться дальше, необходимо принимать новые меры. «Европе нужны реформы рынка труда, инициативы, направленные на поддержку малого бизнеса и венчурного капитала», — согласился в разговоре с корреспондентом РБК daily эксперт Economist Intelligence Unit Чарльз Дженкинс. В целом же он считает доклад слишком оптимистичным и оценивает, что максимум, на который Европе удалось приблизиться к достижению амбициозных целей, не превышает 80%.
Таким
образом, рассмотрев практическую сторону
рынка труда в Швеции, можем
приступить к рекомендательной главе.
Глава 3. СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЫНКА ТРУДА ШВЕЦИИ, РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Инструменты реализации стратегии региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости на 2007-2013 гг.
Согласно постановлению 2003:595 о региональном развитии разрабатываются программы регионального развития, которые должны стать стратегиями устойчивого регионального развития на основе целостного взгляда на долгосрочное развитие. Программы регионального развития нацелены на координацию различных инициатив. Работа по созданию таких программ началась в 2004 г. Их реализация показывает, что половина выделенных финансовых средств поступает из государственного сектора через политику на рынке труда, регионального развития, в области экономики, культуры и транспорта. Правительство уверено, что программы регионального роста завоевали твердую региональную поддержку, сосредоточившись на создании условий устойчивого роста для промышленности.
В целях содействия региональной конкурентоспособности, предпринимательству и занятости в Швеции была создана программа национального структурного фонда для ЕСФ и восемь программ региональных структурных фондов для ЕФРР. Реализация инициатив этих двух фондов ЕС будет координироваться путем тесного сотрудничества между властями, отвечающими за управление этими фондами и осуществляющими выплаты, а также в рамках партнерских отношений структурных фондов на региональном уровне12.
В течение программного периода 2007-2013 гг. вся Швеция будет получать средства в рамках структурного фонда на цели региональной конкурентоспособности и занятости. Согласно решению Европейского совета от декабря 2005 г. Швеция получит примерно 13 млрд. крон на повышение региональной конкурентоспособности и занятости (примерно 7,4 млрд. крон из ЕФРР и около 5,5 млрд. крон из ЕСФ) и около 2 млрд. крон на территориальное сотрудничество.
Политика на рынке труда является ключевой стороной экономической политики и основана на национальных приоритетах. Это совпадает со стратегией ЕС в области занятости и деятельностью ЕСФ и учитывалось при создании программы национального структурного фонда на период 2007-2013 гг., которая будет охватывать всю Швецию.
Восемь программ региональных структурных фондов будут финансироваться из ЕФРР и государственного бюджета. В будущем предполагается также частное совместное финансирование, которое, однако, не сможет заменить государственное совместное финансирование. Эти программы создаются большим числом участников на региональном и местном уровнях и основаны на существующем сотрудничестве в сфере программ регионального роста и программ структурных фондов.
Информация о работе Шведская модель рынка труда. Основные направления развития в 21 веке