Шведская модель рынка труда. Основные направления развития в 21 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация теоретического и практического материала о шведской модели рынка труда, определение основных направлений развития шведской модели рынка труда в 21 веке.


Задачи курсовой работы:

•рассмотрение теоретических основ создания, функционирования и реализации шведской модели рынка труда;
•практический анализ Швеции как основы шведской модели рынка труда;
•определение степени развития «шведской модели» рынка труда в 21 веке.
•вывод по всем вышеперечисленным пунктам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы шведской модели рынка труда. 5
1.Характеристика понятия «шведская модель».

1. 2. Основные цели формирования шведской модели рынка труда. 6
3.Государственное регулирование шведской модели рынка труда
4.Развитие трех шведских моделей рынка труда.
Глава 2. Практическое исследование экономики Швеции как основы шведской модели рынка труда. 17
1. Экономика Швеции как регулятор шведской модели рынка труда.
2. Основные экономические положения, регулирующие рынок труда Швеции в 21 веке.
3. Направления развития шведской модели рынка труда в 21 веке.


Глава 3. Стратегия региональной конкурентоспособности рынка труда Швеции, рекомендательный характер.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

     Впрочем, мощная идеологическая основа не мешает шведам в практической политике. Когда  дела в конце 1980−х — начале 1990−х пошли туго, именно социал-демократы сумели найти в себе силы сделать шаг вправо. Их дело продолжила коалиция буржуазных партий, пришедшая к власти в 2006 году под лозунгом новой рабочей партии. Главный смысл многочисленных реформ — должно быть выгодно работать, а не получать пособия. В новую, более радикальную фазу перешла борьба за повышение эффективности государственного сектора. Основной метод — создание конкурентной среды и аутсорсинг.

     Дошли руки у шведских политиков и до реформирования иммиграционной политики, которую ранее по соображениям политкорректности предпочитали не обсуждать всерьез.

     Большое количество изменений, происходящих в  последнее время в рамках шведской модели, отнюдь не случайность. Новое  тысячелетие принесло новые вызовы, на которые шведы пытаются найти достойный ответ. Один из актуальных вопросов на ближайшие сто лет: удастся ли уже не столь гомогенной в этническом и религиозном отношении шведской цивилизации сохранить характерные для нее черты в XXI веке? Полагаю, что изменения неизбежны. Однако степень этих изменений зависит от слишком многих факторов, и, прежде всего от тенденций глобального развития, чтобы сегодня можно было осмелиться на столь долгосрочные прогнозы. Более предсказуемой выглядит ближайшая перспектива. Преодолев вместе с остальным миром нынешний экономический кризис, в том числе за счет роста государственных расходов, «шведскому шмелю» придется продолжить курс «лечебной терапии», чтобы успешно конкурировать с более мобильными «пчелами»2. 

      1.3.  Государственное регулирование «шведской модели» рынка труда

Политика центрального правительства на рынке труда  всегда играла существенную роль в  экономике Швеции. Программы борьбы с безработицей начали развиваться  еще в начале первой мировой войны (хотя Швеция непосредственно в войне не участвовала, ее экономика сильно пострадала от военных действий). Однако серьезное развитие политики на рынке труда получила лишь в конце 50-х и в 60-х годах. С тех пор политика на рынке труда периодически претерпевала изменения. Однако, несмотря на это, основополагающие направления этой политики, сформировавшиеся в начале 60-х годов, актуальны до сих пор. Основная задача политики на рынке труда состоит в том, чтобы использовать всевозможные методы для улучшения соответствия между спросом и предложением в различных секторах рынка труда. В частности, это достигается быстрым заполнением возникающих вакансий, подготовкой людей, облегчающей им поиски работы, стимулированием создания рабочих мест и предотвращением потери отдельными людьми возможностей трудоустройства.

      Основой для достижения этой цели является стратегия рабочей компетентности. Это означает, что человеку, не имеющему работы и неспособному ее найти, сначала будет предложено обучение, затем - дополнительное обучение на рабочем месте или временная работа. При этом предоставление различных форм денежных пособий возможно лишь в том случае, если все подобные методы исчерпаны.

      Общая ответственность за проведение политики на рынке труда возложена на парламент  и правительство Швеции. В рамках правительства за эту политику отвечает министерство труда. Ему подчиняется Государственная администрация рынка труда, которая по поручению правительства руководит политикой на рынке труда.

      Государственная администрация состоит из Главного управления рынка труда (АМС) и областных комитетов по труду, расположенных во всех областях страны. Эти областные комитеты по труду курируют государственные службы занятости и институты рынка труда.

      Если  раньше монополию на организацию  служб занятости имело государство, то с 1 июля 1993 года разрешены также частные агентства по трудоустройству. Однако, за исключением некоторых случаев, закон по-прежнему требует, чтобы работодатели регистрировали все возникающие вакансии в государственной службе занятости.

     Меры  поддержки инвалидов:

      Эти меры направлены на то, чтобы облегчить  инвалидам трудоустройство и  компенсировать работодателю те дополнительные расходы, которые связаны с приемом  на работу лиц с ограниченной работоспособностью.

     Пособия по безработице:

      Денежные  пособия по безработице в Швеции выплачиваются в соответствии с двумя различными системами. В основу наиболее распространенной системы положен принцип добровольного членства в одной из 40 существующих касс, занимающихся вопросами страхования по безработице. Эти кассы обычно работают в контакте с какой-либо профсоюзной организацией. Всего членами касс являются 3,8 миллиона человек, что составляет 88% всего трудоспособного населения.

      Для получения пособия надо быть членом кассы в течение 12 месяцев и  иметь 5-месячный трудовой стаж. Кроме того, человек должен не иметь работы, искать ее и быть зарегистрирован на бирже труда. Еще одно требование состоит в том, что претендент на получение пособия должен быть готов к принятию предложения работы или участия в программе переквалификации.

      Для тех безработных, которые не соответствуют  требованиям системы добровольного  страхования, выплачивается денежное пособие рынка труда (KAS). Претендент на получение этого пособия также должен не иметь работы, быть зарегистрированным в службе занятости и готовым к принятию предложения работы или участия в программе переквалификации. Претендующие на получения этого пособия должны иметь трудовой стаж не менее 5 месяцев или иметь законченное образование. Это правительственное пособие выплачивается в течение 150 дней людям в возрасте до 54 лет. Безработные, достигшие 55 лет, могут получать это пособие 300 дней, а 60 лет - 450 дней3.

      1.4.     Развитие трех шведских моделей рынка труда

     Экономическую и социальную систему Швеции, которую  иногда называют «шведской моделью», часто считают либо идеалом, либо аномалией. Но шведская система претерпела множество изменений. Вообще говоря, с конца 19-го века в Швеции существовали три разные модели.

     Первая  модель просуществовала приблизительно с 1870-ых по 1960-е годы. Во время этого «либерального» периода, правительство главным образом занималось созданием стабильного прорыночного законодательства, системы образования и здравоохранения, а также инфраструктуры. В конце 1960-х годов государственные расходы (как процент ВВП) и распределение заработка были очень похожи на аналогичные показатели США. За этот период, продолжавшийся почти целый век, Швеция превратилась из одной из беднейших стран Запада в третью в мире страну по уровню ВВП на душу населения. Другими словами, Швеция стала богатой страной до того, как была создана ее щедрая система государства всеобщего благосостояния.

     Вторая  эпоха продолжалась с 1960 по 1985 годы. В этот период режим свободной  торговли либерального периода не только сохранился, но даже углубился в результате различных раундов либерализации глобальной торговли, однако его отличительной чертой было создание щедрого государства всеобщего благосостояния. К концу 1980-х годов общий уровень государственных расходов достиг 60% - 65% ВВП по сравнению с 30% в 1960-е годы. Более того, максимальная налоговая ставка достигла 65% - 75% для большинства людей, работающих полный рабочий день, по сравнению с 40% в 1960-х годах (включая все прямые налоги).

     Экономические стимулы для работы, сбережений и начала собственного бизнеса также понизились благодаря сокращению различий в заработной плате и значительного уменьшения прибылей компаний в основном в результате появления сильных и централизованных профсоюзов. Более того, были введены новые законы, регулирующие рынок труда, самым важным из которых был жесткий закон о гарантии занятости, принятый в начале 1970-х годов. Сохранилось и регулирование финансовых рынков, введенное во время Второй Мировой Войны. Именно эту экономическую и социальную систему обычно и называют «шведской моделью».

     Хотя  экономические показатели в этот период не были ужасными, не были они  и впечатляющими. С 1970 по 1995 годы уровень  ВВП на душу населения Швеции отставал от среднего уровня богатых стран  Организации экономического сотрудничества и развития приблизительно на 18%. В результате Швеция сместилась с третьего на семнадцатое место по уровню ВВП на душу населения среди стран Организации экономического сотрудничества и развития. Это можно частично объяснить механизмом «подхватывания», когда технологически более отсталые страны импортируют технологии из более развитых стран. Но это не объясняет, почему 14 стран не только догнали Швецию за этот период, но и обогнали ее по показателю ВВП на душу населения.

     Упразднение контроля над рынками капитала и иностранной валютой в конце 1980-х годов, а также вступление Швеции в ЕС в начале 1990-х стали сигналом начала новой эпохи – рождения третьей шведской модели. В 1991 году максимальные налоговые ставки были сокращены на 10%-20% для большей части населения. Эти реформы пользовались широкой политической поддержкой и были инициированы во время правления социал-демократов. Впоследствии, главным образом во время правоцентристского правительства было прекращено регулирование нескольких рынков: телекоммуникаций, электроэнергии, дорожного транспорта, такси и в некоторой степени железных дорог.

     Процесс прекращения регулирования и  приватизации, хотя и при продолжающемся финансировании за счет доходов от налогов (фактически, ваучерной системы), начался и в «сфере услуг», в частности в области ухода за детьми, образования и ухода за престарелыми. Одной из целей было повысить конкуренцию и свободу выбора.

     Частично  в ответ на эти реформы темпы  экономического роста начали расти  с середины 1990-х годов, и на сегодняшний день Швеция на треть сократила разницу в уровне ВВП на душу населения, существовавшую с 1970-х годов (по сравнению с другими развитыми странами). Однако для Швеции все еще характерен высокий уровень зависимости от социального обеспечения, где около 23% населения работоспособного возраста живут на различные виды государственных пособий, включая временные и постоянные пособия по инвалидности.

     Новое правоцентристское правительство, избранное осенью 2006 года, пообещало  продолжить либерализацию экономики. Правительство объявило о планах приватизации государственных предприятий, улучшения условий для маленьких фирм и продолжения расширения индивидуальной свободы выбора в сфере услуг. Оно также отменило налог на богатство (после того, как предыдущее социал-демократическое правительство отменило налог на наследство).

     Более того, правительство немного уменьшило  налоги на заработную плату и слегка сократило некоторые щедрые пособия. Один из аргументов в пользу последнего заключается в улучшении состояния государственного бюджета, а другой – в том, чтобы сделать работу более привлекательной в экономическом смысле, чем получение государственных пособий.

     Действительно, во многих отношениях сегодняшняя Швеция опять движется по направлению к  либеральному экономическому режиму, существовавшему до взрыва государственного интервенционизма в 1960-х годах. Но здесь необходимы два пояснения. Во-первых, все политические партии согласны, что элементы государства всеобщего благосостояния должны и дальше финансироваться из государственного бюджета, хотя, возможно, при более широком применении принципов страхования в системе социального страхования. Так что даже если государственные пособия и могут стать менее щедрыми, общий уровень государственных расходов едва ли можно будет существенно сократить по сравнению с сегодняшним уровнем в 53% ВВП.

     Во-вторых, по общему мнению, правительство должно взять на себя большую ответственность  в экологических вопросах, хотя политика в этой области все больше полагается на рыночные инструменты (как, например, цена нанесения ущерба окружающей среде), нежели на количественные предписания.

Очевидно, что некоторые из этих политических мер могут конфликтовать с  традиционным эгалитаризмом в Швеции, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Следовательно, большой вопрос, стоящий за нынешней волной либерализации, заключается в том, являются ли эти тенденции реформ политически приемлемыми. Следующие всеобщие выборы в 2010 году помогут дать ответ на этот вопрос4. Таким образом, систематизируем особенности шведской модели рынка труда:

1)

2)

3)

4) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава   2.  Практическое исследование экономики Швеции как основы шведской модели рынка труда 

    2.1.     Экономика Швеции как регулятор шведской модели рынка труда 

     Страна  стала постепенно восстанавливаться  после экономического кризиса начала 90-х, ВВП начал расти, в среднем  на 1,4% в год. В 1994-1995 гг. рост ВВП составил уже 3,9%, а с 1996 по 2003 гг. – 2,6%. С 2004 по 2007 гг. рост ВВП  Швеции составлял, в среднем, 3,5% ежегодно. Этот рост, главным образом,  был обусловлен быстрым расширением объемов экспорта, почти 50 % которого приходится на продукцию высокоразвитого технического сектора. Разразившийся в 2008 год глобальный кризис снизил рост ВВП до 0,4% и сделал крупнейшую экономику Северной Европы, вероятно, самой пострадавшей из стран Скандинавии. 
           Швеция, как и большинство развитых стран Европы, не избежала рецессии, которая началась в 2008 году - в 3 квартале ВВП снизился на 0,1%, отрицательный прирост экономики во 2 квартале составил также 0,1%, что является классическим определением технической рецессии. Четвертый квартал 2008 года продолжил эту тенденцию — снижение ВВП составило 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Это стало самым большим падением с 1994 года, с тех пор, когда департамент статистики начал публиковать эти данные. До сих пор ВВП Швеции не падал ни разу.

Информация о работе Шведская модель рынка труда. Основные направления развития в 21 веке