Шведская модель рынка труда. Основные направления развития в 21 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2010 в 11:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является систематизация теоретического и практического материала о шведской модели рынка труда, определение основных направлений развития шведской модели рынка труда в 21 веке.


Задачи курсовой работы:

•рассмотрение теоретических основ создания, функционирования и реализации шведской модели рынка труда;
•практический анализ Швеции как основы шведской модели рынка труда;
•определение степени развития «шведской модели» рынка труда в 21 веке.
•вывод по всем вышеперечисленным пунктам.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы шведской модели рынка труда. 5
1.Характеристика понятия «шведская модель».

1. 2. Основные цели формирования шведской модели рынка труда. 6
3.Государственное регулирование шведской модели рынка труда
4.Развитие трех шведских моделей рынка труда.
Глава 2. Практическое исследование экономики Швеции как основы шведской модели рынка труда. 17
1. Экономика Швеции как регулятор шведской модели рынка труда.
2. Основные экономические положения, регулирующие рынок труда Швеции в 21 веке.
3. Направления развития шведской модели рынка труда в 21 веке.


Глава 3. Стратегия региональной конкурентоспособности рынка труда Швеции, рекомендательный характер.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

   Первый  квартал 2009 года ознаменовался очередным  рекордом — падение ВВП составило 6,5% по сравнению с первым кварталом 2008 года. Для Швеции такое снижение ВВП – новый рекорд со времён Второй мировой войны. Столь резкое падение ВВП Швеции сравнимо с ситуацией в Германии, которая также имеет зависимость от экспорта.

   Отчет за второй квартал 2009 года принес некоторое  утешение - по окончательным данным ВВП Швеции повысился в квартальном исчислении (впервые с марта 2008 г.) на 0,2%, в годовом исчислении снижение ВВП составило 6,0%, что указывает на некоторое замедление спада в экономике. Экспорт уменьшился на 16,9%, а импорт на 20,3%. Промышленное производство сократилось на 8,2 процента.

   Факт  очень глубокого спада уже  отразился на оценках состояния  экономики в этом году и в ближайшие  два года. В соответствии с прогнозом  министерства финансов, самая крупная  экономика Северного региона в 2009 году сократится на 4,2%.

   «Мы относимся к странам, которые очень сильно зависят от экспорта, поэтому кризис ударил нас так же сильно как Германию и Финляндию… Падение рынка труда уже оказалось более глубоким, чем мы прогнозировали», - завил министр финансов Андерс Борг, добавив, что шведская экономика упадет до уровня более чем пятидесятилетней давности по причине снижения спроса на шведские товары и роста безработицы в стране.  Согласно правительственному прогнозу, в 2010 году рост ожидается на уровне 0,2%, в 2011 и 2012 - 2,4% и 4,0%, соответственно. Данные по ВВП за 3 квартал будут опубликованы 27 ноября.

   На  этом фоне начала сильно расти безработица, к июню нынешнего года достигнув 9,8%. Сентябрьские данные, опубликованные Statistics Sweden, показывают, что уровень безработицы составляет 8,3% (это на 117 тысяч человек больше, чем в сентябре 2008 года). С начала этого года уровень безработицы в Швеции  не опускается ниже 8%, ее структура на протяжении всего этого времени остается прежней - безработица среди мужчин, в среднем, выше, чем у женщин, рост отмечается по всем категориям, наибольшая безработица в группе лиц 15-24 лет. Несмотря на снижение от июльских максимумов, оценки перспектив безработицы все равно остаются высокими. В министерстве финансов ожидают безработицу по итогам 2009 года на уровне в 8,9%, в 2010 году - 11,1%, ее пик ожидается в 2011 году – 11,6%. Национальная служба занятости Швеции прогнозирует, что к 2010 году в стране будет более 500 000 безработных, а в этом году экономика может потерять до 250 000 рабочих мест (это станет большой нагрузкой на бюджет страны - в течение первого года человеку, потерявшему работу, в Швеции выплачивается пособие в размере 2/3 последней зарплаты). Эти прогнозы резко контрастируют с тем фактом, что уровень безработицы в Швеции в 2008 году составлял 6.1%. Так что за год рост безработицы может составить порядка одной трети. Данные по безработице за октябрь будут опубликованы 5 ноября.

   Инфляционные  процессы в экономике страны также  претерпели существенную метаморфозу. В 2007 году инфляция до сентября была стабильна в пределах 1,7%-1,9%, с этого момента показатель стал расти и через ровно год, в сентябре 2008 года, достиг своего пика в 4,4%. Затем началось снижение инфляционного давления, приведшее в итоге к дефляционным процессам, последний раз отмеченным весной 2004 года. Официальные данные свидетельствуют, что с апреля дефляция (в годовом исчислении) набирает обороты, резко усилившись в сентябре до -1,6%. Правительство  прогнозирует, что по итогам 2009 года цены на потребительские товары в 2009 году упадут на 0,4%, а затем ожидается рост - в  2010 году на 0,3%, а в 2011 на 0,8%, и в 2012 - на 1,5%. Данные по инфляции за октябрь будут опубликованы 12 ноября.

   В целях  борьбы с кризисом правительством Швеции предпринимаются определенные меры.  В октябре 2008 года парламентом страны был одобрен план по сохранению финансовой стабильности в стране и смягчению последствий международного финансового кризиса. Одним из важных пунктов стабилизационного плана стала гарантийная программа в 1,5 миллиарда шведских крон (около 150 миллиардов евро - это 50% ВНП Швеции) для поддержки банков и финансирования жилищно-строительного сектора. Другим важным пунктом антикризисного плана стало предложение об учреждении стабилизационного фонда для решения возможных проблем в области платежей. Планируется выделение 15 миллиардов шведских крон (1,5 миллиарда евро). Финансирование стабилизационного фонда будет осуществляться взносами, уплачиваемыми всеми кредитными институтами Швеции. В апреле оно решило продлить действие программы помощи финансовой системе на полгода. Предполагалось, что он будет действовать до 30 апреля 2009 года, но теперь сроки окончания действия плана сдвинуты на 31 октября. Срок действия программы может быть продлен правительством страны до конца года. Программа помощи кредитным организациям Швеции включает введение государственных гарантий по кредитам, а также создание антикризисного фонда, через который будут производиться вливания в банковский сектор Швеции.

   Ранее, в феврале 2008 года правительство Швеции решило внести в банки страны до 50 миллиардов крон (4,7 миллиарда евро). В обмен правительство получит право на выкуп дополнительной эмиссии банков. Это необходимо для повышения ликвидности кредитных организаций страны.

   В августе  правительство Швеции выделило 8,4 млрд. крон (1,2 млрд. долларов) на борьбу с безработицей. Почти половина суммы - 4,5 млрд. крон - пойдет на создание 23 тыс. новых мест в университетах и гимназиях (школах старших классов) в 2010—2011 г.г. Оставшиеся 3,9 млрд. крон будут направлены на создание 40 тыс. временных рабочих мест в государственном секторе и практики для 54 тыс. безработных. «Финансовый кризис уже год оказывает влияние на мировую экономику. То, что началось как финансовый пузырь, в результате обернулось таким падением производства и быстро растущей безработицей, которым нет примеров в современное время, — пишет правительство в заявлении. — Небольшая, открытая, зависимая от торговли Швеция значительно пострадала от кризиса».

     19 сентября было объявлено о  планах по снижению подоходного  налога. Соответствующее решение  призвано стимулировать рынок  занятости. В среднем налоговые  платежи сократятся на 250 шведских  крон в месяц. Снижение налогов,  по замыслу шведского правительства, должно способствовать сокращению безработицы. В случае принятия парламентом страны необходимых поправок подоходный налог будет снижен с 1 января 2010 года. Ожидается, что сокращение налоговой нагрузки обойдется бюджету Швеции в 10 миллиардов крон. 
          Кроме того, законопроект о бюджете на 2010 год предполагает дополнительные расходы по борьбе с последствиями кризиса - 32 млрд. шведских крон, на 2011 год планируется затратить около 24 млрд. шведских крон.

   Вторым  действующим лицом, противоборствующим кризису в стране, является, безусловно, центральный банк - Riksbank (Риксбанк). По итогам последнего заседания, прошедшего 22 октября,  был выпущен третий за этот год Отчет по монетарной политике. Основные его моменты:

   1) Ситуация  на мировых рынках улучшается,  восстановление мировой экономики началось, но оно носит различный характер в разных регионах планеты. Меры по поддержке мировой экономики нужно проводить и далее.

   2) В  ходе стимулирования экономики  Швеции Исполнительный совет  Риксбанка решил предоставлять  кредиты банкам страны на сумму  в 100 миллиардов шведских крон  с фиксированной процентной ставкой  и со сроком погашения 11 месяцев.  Это должно способствовать продолжению снижения процентных ставок по кредитам для компаний и домохозяйств.

   3) Ставки  РЕПО должны быть низкими в  течение продолжительного времени  с целью обеспечения стабильного  развития экономики и достижения  целевого показателя инфляции  на уровне 2%. В связи с этим Исполнительный совет Риксбанка решил оставить неизменной ставку РЕПО на уровне 0,25% и сохранить ее на этом уровне до осени 2010 года.

   4) Экспортно-ориентированной  экономике Швеции, темпы роста  которой снизились достаточно  сильно на фоне других развитых стран, такой низкий уровень ставки и возрождающийся спрос из-за рубежа на товары и услуги должны обеспечить существенный рост ВВП в будущем.

   5) Рынок  труда будет отставать от роста  ВВП и, как ожидается, уровень  занятости не начнет повышаться  ранее 2011 года. Заработные платы, таки образом, будут расти низкими темпами.

   6) Поскольку  восстановление экономической активности  происходит, ставка РЕПО со временем  будет повышена до нормальных  уровней с целью достижения  сбалансированного развития экономики  и достижения инфляционной цели в 2%. Так как изменения в ставке РЕПО затрагивают ипотечные ставки, которые включены в Индекс потребительских цен, то возможны его существенные колебания в будущем.

   7) Денежно-кредитная  политика, как всегда,  будет зависеть от того, как экономическое развитие за рубежом и в Швеции будет воздействовать на перспективы инфляции и экономической активности в стране.

   Следует отметить еще одно средство, которое применил Риксбанк в рамках борьбы с кризисом в стране и которое сделало его своеобразным пионером в области регулирования кредитного рынка. С июля регулятор ввел отрицательные ставки по банковским депозитам. Так, ставка РЕПО составляет плюс 0,25%, ставка по кредитам, выдаваемым ЦБ, – плюс 0,75%, а по депозитам – минус 0,25%. Таки образом ЦБ Швеции стал единственным мире центральным банком, который, по сути, штрафует банки, размещающие деньги на его депозитах.

   Причиной  введения отрицательной ставки по депозитам стал кредитный голод, от которого продолжают страдать шведские компании. Банки, напуганные дефолтами своих клиентов по долговым обязательствам, с большим трудом выдают новые кредиты. Соответственно, возрастает угроза так называемой «ловушки ликвидности», когда деньги аккумулируются на счетах и не попадают в экономику5.

   Таким образом, экономика Швеции влияет на состояние рынка труда: на изменение  спроса и предложения, цену труда. 
 

   2.2. Основные экономические положения, регулирующие рынок труда Швеции. 

   Жители  Швеции, обращающиеся за пособиями  за счет благотворительных фондов, могут столкнуться с необходимостью тщательной проверки сведений о себе. Причиной этому служат официальные  данные, свидетельствующие о том, что шведы частенько ведут нечестную игру с отечественной социальной системой, известной в мире своей щедростью. Подобные обманы ежегодно обходятся стране в миллиарды долларов. Информацию об этом публикует влиятельное британское издание.

     Ожидается, что 6% всех социальных платежей, информацию о которых обнародует шведское правительственное агентство по борьбе с мошенничеством в сфере социального страхования, окажутся результатом обмана или других видов мошенничества. Эта цифра намного превышает ранее предполагавшийся уровень. В 2006 году шведам удалось таким образом получить от государства порядка 30 млрд. шведских крон ($4,7 млрд.).

     По  данным независимого отчета Конфедерации шведских предприятий, более 95% респондентов в той или иной степени злоупотребляли системой соцобеспечения, используя либо обман, либо всевозможные лазейки в законах.

     Министр социального страхования Швеции, Кристина Хусмарк Персон, подчеркнула намерение правительства использовать официальные данные для тщательной проверки людей, обратившихся за пособиями. Это необходимо, чтобы удостовериться, что заявители действительно нуждаются в социальных выплатах. Кроме того, будут более детально проверяться сведения о доходах и адресах заявителей. Это будет сделано в целях сокращения числа ошибочных выплат, которые могут производиться из-за несовершенства системы соцобеспечения.

     Перемены  будут способствовать снижению налоговых  выплат для семей с низкими  доходами. В то же время планируется  ввести финансовое стимулирование компаний для увеличения занятости. Таким образом, правительство сделает ставку на трудоспособное население и, освободив часть денежных средств, попытается переадресовать их работающим гражданам.

     Исследование  помогло выявить три основных типа нарушений, среди которых открытый обман, использование лазеек и переплата как результат несовершенства системы соцобеспечения. Возрастающее число нарушений системы может неблагоприятно отразиться на «имидже» страны, по праву гордящейся своей социальной моделью.

     Нужно отметить, что в целом шведы  согласны платить высокие налоги взамен на щедрые государственные социальные выплаты. Тем не менее, один из авторов отчета Конфедерации шведских предприятий и экономист этой организации Стефан утверждает, что «миф о хорошей работе системы и обеспечении с ее помощью всех потребностей – всего лишь миф». В Швеции через различные виды социальных выплат в 2006 году жители получили 520 млрд. шведских крон. Это значительная сумма с учетом того, что общие расходы правительства на социальную сферу в минувшем году составили 800 млрд. шведских крон. Вот лишь небольшой ряд статей, по которым производятся социальные выплаты: значительные выплаты матери или отцу по уходу за ребенком, оплата больничных листов, детские выплаты, пособия по безработице.

     Больничные  листы оплачиваются примерно 500 тыс. шведов, притом, что все трудоспособное население страны составляет порядка 4,5 млн. человек. Однако лишь 1% работников, воспользовавшихся выплатами по больничному листу, впоследствии возвращается на прежнее место работы. Это еще раз доказывает несовершенство системы соцобеспечения и возможность нарушений в данной области, а это громкий вызов нации, которая испытывает гордость за свою заботу об интересах граждан6.

     После принятия нового закона о трудоустройстве  иммигрантов в Швеции наибольшее количество соискателей-иностранцев наблюдается в области информационных технологий.

Информация о работе Шведская модель рынка труда. Основные направления развития в 21 веке