Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 18:42, шпаргалка
Впервые термин “политическая экономия” ввел в научный оборот француз Антуан де Монкретьен.
Первая школа полит экономии – меркантилизм (XVII в., Англия). Главная идея: источником общественного богатства является не производство, а сфера обращения. Благосостояние гос-ва зависит от кол-ва в стране благородных металлов (золота, серебра).
Следующий этап – классическая политическая экономия. Уильям Пети и Пьер Буагильбер. Источник богатства – сфера производства.
4.Число покупателей: Спрос вырастет, если будет происходить увеличение числа покупателей.
5. Вкусы и мода.
6. Государственное регулирование
Если повышаются налоги на заработную
плату, то располагаемый доход
Изменение неценовых факторов спроса приводит к сдвигу кривой спроса.
Рост спроса – сдвиг вправо вверх, падение спроса – сдвиг влево вниз.
Рыночный спрос это общий объем спроса всех потребителей данного товара.
Рыночный спрос на благо образуется в результате сложения идивидуальных способов всех потребителей данного блага.
11) Эластичность спроса.
Эластичность характеризует меру реагирования относительно изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.
1.)Ценовой показатель
( эластичность спроса по цене
) показывает на сколько
Ɛdp=(процентное изменение объема спроса данного блага)/( процентное изменение цены данного блага)
Ɛdp=(∆Q/∆P)х(P/Q)-Точечный коэффициент эластичности.
Ɛdp=Q’(P)x(P/Q)
Ɛdp=(∆Q/∆P)x[(P1+P2)/(Q1+Q2)]- Дуговая эластичность
Коэффициент ценовой эластичности спроса должен быть отрицательным.
Нулевая эластичность. В этом случае кривая спроса строго вертикальна: ∆Q=0 при любых изменениях цены. Спрос абсолютно неэластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен нулю.
Бесконечная эластичность. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна: ∆Q=∞ при самых незначительных изменениях цены.
Спрос абсолютно эластичен и коэффициент эластичности спроса по цене равен минус бесконечность.
Эластичность спроса по цене зависит от факторов:
1.Степень необходимости
товара для потребителя. Спрос
на товары первой
2.Наличие заменителей.
Чем больше заменителей у
3.Удельный вес расходов
на данный товар в бюджете
покупателя. Чем больше доля расходов
на покупку данного товара
в доходе потребителя, тем
4.Определение рынка. Чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос.
5.Фактор времени. В долгосрочном периоде спрос на товар более эластичен, чем в краткосрочном.
Практическое применение ценовой эластичности спроса.
TR(total revenue)-совокупная выручка. TR=P*Q.
Если |∆Q*P2|>|∆P*Q1|, то ∆TR>0. Это соответствует неэластичному участку кривой спроса. Если |∆Q*P2|<|∆P*Q1|, то ∆TR<0. Это соответствует эластичному участку кривой спроса.
2.) Коэффициент эластичности спроса по доходу – мера реакции величины спроса, вызванная изменением величины дохода покупателя.
Ɛ1=процентное изменение объема спроса данного блага/процентное изменение дохода покупателей данного блага.
I(income)-доходы покупателей.
Ɛ1=(∆Q/∆I)*(I/Q) – это точечный коэффициент эластичности спроса по доходу.
Ɛ1=(∆Q/∆I)*[(I1+I2)/(Q1+Q2)]
Для нормальных товаров характерна положительная эластичность по доходу Ɛ1>0
Инфериорные товары характеризуются отрицательной эластичностью по доходу: Ɛ1<0
Товары первой необходимости характеризуются низкой эластичностью 0< Ɛ1<1. Предметы роскоши характеризуются высокой эластичностью Ɛ1>1.
3.) Коэффициент перекрестной
Ɛxy=процентное изменение объема спроса на товар X/процентное изменение цены другого товара Y
Ɛxy=(∆ Qx /∆Py)*(Py/Qx) – точечный коэффициент перекрестной эластичности спроса.
Ɛxy=(∆Qx/∆Py)*[( Py1+ Py2)/( Qx1+Qx2)] – дуговая эластичность.
Если Ɛxy>0, то товары X и Y заменители. Если Ɛxy<0, то товары X и Y дополнители. Если Ɛxy=0, то товары X и Y нейтральны.
12) Предложение как эконом. категория: кривая предложения, закон предложения, факторы предложеня.
Предложение(supply)-обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных продавцов продукта.
Qs=Q(P,Pr,Pa,Tech,N,t or sb,E) (Qs-объем
предложения товара, P-цена товара, Pr-цены
ресурсов, используемыхв производстве
товара, Pa-цены альтернативных товаров,
которые могут быть произведены с помощью
тех же ресурсов, что и данный товар,Tech-технологии,
применяемые в производстве товара и характеризуемая
соотношением факторов производства,N-количество
продавцов,t or sb-налоги(tax)или субсидии(subsidy),вводимые
гос-вом для регулирования рынка товара,E-ожидания(
Все факторы, кроме цены данного товара, называются неценовыми детерминантами предложения. Объем предложения-это количество товара, которое продавцы желают и имеют возможность предложить к продаже в единицу времени при данной цене. Кривая предложения-кривая, показывающая, какое количество блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
Чем выше цена, тем больше величина предложения при прочих равных условиях.
Изменение цены приводит к изменению величины предложения, что означает движение вдоль кривой предложения. Qs=Q(P)
Индивидуальное предложение-
Изменение неценовых факторов предложения приводит к сдвигу кривой предложения.
1.Применение более прогрессвной технологии приведет к росту предложения.
2. Изменение цен на эк. ресурсы. Рост цен приводит к росту затрат на производство, поэтому предложение уменьшается, и наоборот.
3. Введение потоварного налога (или субсидии) на продавцов.
4. Изменение цен на другие товары.
5. Ожидания изменения цен на товар в будущем.
6. Число продавцов на рынке.
13) Эластичность предложения.
Эластичность характеризует меру реагирования относительного изменения одной переменной величины на относительное изменение другой переменной величины.
Ценовой показатель эластичности предложения (Эластичность предложения по цене) показывает, на сколько процентов измениться объем предложения при однопроцентном изменении цены данного блага.
Ɛsp=процентное изменение объема предложения данного блага/процентное изменение цены данного блага
Ɛsp=∆Qs/∆PxP /Qs – точечный коэффициент эластичности
Ɛsp=Q'(P)xP/Qs - производная функции предложения
Ɛsp=Qs/∆Px[(P1+P2)/(Qs1+Qs2) – дуговая эластичность
Коэффициент ценовой эластичности предложения должен быть неотрицательным: Ɛsp≥0
Если Ɛsp>1, то предложение эластично по цене,
Если Ɛsp<1, то предложение неэластично по цене,
Если Ɛsp=1, то предложение с единичной эластичностью.
Крайние случаи:
Нулевая эластичность. В этом случае кривая предложения строго вертикальна ∆Q=0 при любых изменениях цены Ɛsp=0.
Бесконечная эластичность. В этом случае кривая предложения строго горизонтальна: Ɛsp=∞, ∆Q=∞ при самых незначительных изменениях цены.
Кривая предложения с постоянной эластичностью – это график степенной функции. Для предложения: Qs=BxP, где B=const>0.
Ɛsp=Вх(P/ВхР)=1. Для любой линии, выходящей лучом из начала координат, эластичность предложения по цене равна 1 в каждой точке: Ɛsp=1. В точке (0,0) эластичность предложения по цене неопределенна и не имеет экономического смысла.
Для линейной функции предложения эластичнос
Ɛsp=∆Qs/∆PxP/Qs=(P/Q):(∆P/∆Q)
Делимым Tgα=BG/OG=P/Q,
Делителем Tgβ=BD/CD=∆P/∆Q,
Когда прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось цен, то угол наклона проведенной из начала координат в точку прямой (OB) будет больше угла наклона кривой предложения Tgα>Tgβ, значит (P/Q)>(∆P/∆Q) и Ɛs>1, т.е. предложение будет эластичным.
Если прямая предложения (или касательная к кривой) пересекает ось Q, то угол наклона кривой предложения Tgα<Tgβ. (P/Q)<(∆P/∆Q) и Ɛs<1, т.е. предложение будет неэластичным.
В очень коротком (мгновенном) периоде под предложением принято понимать то количество товара которое может быть произведено материальных и трудовых ресурсов.В этом случае все факторы являются постоянными.
Это различие отражается на эластичности:
Предложение менее эластично в короткий период, чем в долгосрочный.
14)Рыночное равновесие. Равновесная цена.
Цена равновесия-цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
Под равновесным качеством подразумевается такое количество товара, при котором цена спроса равна цене предложения. При равновесной цене рынок устойчив.
Равновесие на товарном рынке означает, что величина спроса равна величине предложения, цена спроса равна цене предложения: Qd=Qs; Pd=Ps.
При данном количестве товара Q* максимальная цена, по которой себе могут позволить приобрести его покупатели (цена спроса Pd)совпадает с ценой, минимально приемлемой для продавцов (цена предложения Ps), что и будет означать установление на данном рынке единой устойчивой равновесной цены P*, по которой и будет продаваться и покупаться равновесное количество товара Q*.
Для любой цены выше равновесной объем предложения превышает объем спроса, таким образом возникает избыток товаров на рынке, то есть избыточное предложение. Величина избыточного предложения=Qs1(P1)-Qd1(P1)
Для любой цены ниже равновесной
объем спроса превышает объем
предложения и приводит к избыточному
спросу. Величина избыточного спроса=Qs2(P2)-Qd2
Для определения параметров равновесия необходимо: 1.) приравнять друг к другу функции спроса и предложения и решить полученное уравнение относительно цены; 2.) подставить полученное значение цены в функцию спроса или в функцию предложения.
Qd=a-bP, Qs=c+dP
a-bP=c+dP
P*=(a-c)/(b+d)
Q*=(bc+ad)/(b+d)
Изменение рыночных условий
Последствия
гос. регулирования рыночного
Основными средствами гос. воздействия являются:
- установление «потолка цен». Если потолок цен Pg установлен на уровне ниже, чем равновесная цена, то возникает дефицит в размере Qd(Pg)-Qs(Pg).
- установление «пола цен». «Пол цен» связывается с необходимостью гос. поддержки отраслей. При установлении директивной цены выше, чем равновесная, возникает избыток предложения, поэтому гос-во во избежание появления «черного» рынка с ценой ниже директивной, должно закупить все избыточное предложение Qs(Pg)-Qd(Pg), либо выплачивать дотацию на каждую единицу продукции, проданную сверх минимального объема Qd, либо ограничивать объем производства на уровне Qd, соглашаясь на чистые потери об-ва.
3. Регулирование количества.
Политика протекционизма – гос-