Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка

Описание работы

Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 720.00 Кб (Скачать)

Уровень включения Республики Беларусь в МРТ можно охарактеризовать, используя различные показатели, свидетельствующие о специализации, т.е. о концентрации производства в  стране и, что особенно важно, о развитии обмена (торговли) данными товарами на мировом рынке с целью удовлетворения потребностей населения других стран.

Обобщающим показателем участия  Беларуси в МРТ является объем  ВВП республики, отражающий удельный вес в общем производстве стран  мирового сообщества.

Для определения степени вовлечения ресурсов республики и определяются следующие показатели: экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота.

Помимо этого для измерения  уровня развития внешнеэкономических  связей Беларуси можно использовать показатель внешнеторговой квоты, которая  тоже высока. Но отражает общий объем  внешнего товарооборота республики со страной-партнером или мировым  сообществом и не дает качественной характеристики.

Таким образом, приведенные показатели подтверждают, что экономика Республики Беларусь участвует в МРТ и, составляя  в мировом сообществе 0,15 % — но территории и 0.1Н% — по численности  населения, занимает определенную «нишу» в мировой экономике. На долю республики приходится 14 % мирового производства калийных удобрений, 8 % — тракторов, 1,3 % — холодильников, 0,6 % — химических волокон и нитей и др. На территории СНГ республика производит 53 % химических нитей и волокон, 48 % тракторов, 31 % холодильников, 30 % трикотажных изделий, 1/4 телевизоров, обуви и минеральных  удобрений. Беларусь экспортирует 90—95 % произведенных тракторов и автомобилей, 70—75 % металлорежущих станков, 70—80 % холодильников  и морозильников, 50 % телевизоров, различных  товаров легкой промышленности, 80—85 % калийных удобрений, 60—80 % химических волокон и нитей. Но в то же время  приведенные данные о тенденциях развития процесса включения в мирохозяйственные  связи, показателях участия в  МРТ свидетельствуют о необходимости  дальнейшего совершенствования  международной специализации в  Республике Беларусь.

Среди основных направлений модификации  международной специализации республики можно назвать следующие:

•  развитие экспортоориентированных, высокотехнологичных отраслей и производств, обладающих конкурентными преимуществами, отраслей, которые способны стать экспортными на базе высоких технологий; расширение на их основе экспорта товаров и услуг;

•  увеличение экспортных мощностей  в обрабатывающей промышленности;

. повышение степени переработки  и облагораживания экспортируемых  видов сырья и материалов;

•  изменение направлений экспорта республики с целью освоения новых  экспортных рынков, в том числе  диверсификация рынков сырья и энергии, рынков потребителей готовой продукции, а также постепенный уход с рынков, где Республика Беларусь не располагает конкурентными преимуществами;

•  изменение структуры импорта  товаров и услуг в связи  с развитием импортозамещающего производства товаров и услуг, которые  могут быть конкурентоспособными, а  также в связи с переходом  на импорт товаров, которые нецелесообразно  производить в силу сравнительных  преимуществ;

•перепрофилирование производств, которые  неконкурентоспособны с импортом на внутреннем рынке;

•активизация процессов транснационализации, что позволит формировать новуюиндустриальную систему в составе крупных объединений ФПГ, ТНК, стратегических альянсов, диверсифицировать производство, ускорить интеграцию национальной экономики в систему МЭО;

•формирование кластерных комплексов, способных стать «точками опоры» в международной специализации  на национальном этапе вхождения  в мировую экономику;

•реализация экспортного потенциала конкурентоспособных видов услуг, в том числе повышение роли услуг образования, медицинских, услуг,

Таким образом, тенденции вхождения  экономики Республики Беларусь в  МРТ свидетельствуют о том, что, во-первых, она занимает промежуточное  положение среди государств с сырьевой направленностью и стран, производящих готовую продукцию. Это, с одной стороны, ставит ее в зависимое положение от состояния спроса и цен на сырьевых рынках, а с другой — способствует развитию инвестиционного сотрудничества, стимулирует внедрение новейших технологий, выпуск конкурентоспособной продукции и др., но в то же время обусловливает зависимость экономики республики от спроса на ее экспортные товары. Во-вторых, что интеграция экономики Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей развивается на основе использования различных механизмов, среди которых ресурсно-технологический тип интеграции (преобладание готовой продукции в экспорте и сырьевых товаров в импорте) и технологический тип интеграции (преобладание готовой продукции в экспорте и импорте), что обусловлено товарной структурой экспорта и импорта, формированием внешнеэкономических связей между государствами-партнерами в результате включения экономики в сферу МРТ

 

73.международная экономическая  интеграция

Международная экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения  стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных  уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных  фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических  отношений между ними, в том  числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение  свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной  политики. В результате создаются  целостные региональные хозяйственные  комплексы единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими «задачами, финансовыми  фондами, общими наднациональными или  межгосударственными органами управления.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на   внутреннем рынке между национальными  и зарубежными производителями  товаров, что, с одной стороны, увеличивает  опасность банкротств, а с другой — является стимулом для совершенствования   производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении  сельскохозяйственных товаров либерализация  импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас   наблюдается  в Североамериканском регионе и  Латинской Америке. Другая форма  — таможенный союз —предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется  платежным союзом,  обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и  функционирование единой расчетной  денежной единицы.

Более сложной формой является  о б щ и й    р ы н о к,  который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

При функционировании единого рынка  формируются общие фонды содействия социальному и региональному  развитию, создаются наднациональные  органы управления и контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое экономическое, правовое, информационное пространство.

Высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий  все указанные формы интеграции с проведением общей экономической  и валютно-финансовой политики: Этот союз имеет место лишь в Западной Европе. Только здесь процесс экономической  интеграции прошел все указанные  этапы.

73.региональная интеграция

Региональная экономическая интеграция, в самом простом виде, это устранение экономических границ между двумя  или более экономиками. В свою очередь, экономической границей называется любое препятствие на пути свободного (действительного или гипотетического) перемещения товаров, услуг и  факторов производства, а также информационных потоков. Рабочее определение экономической  интеграции может быть задано через  набор параметров, а именно:

-создание относительно гомогенного  экономического пространства;

-свободная циркуляция факторов  производства в условия реально  функционирующего общего рынка; 

-совместное использование ресурсов  с максимальной экономической  и социальной эффективностью;

-проведение общей экономической,  финансовой и социальной политики;

-унификация национального законодательства.

В последних двух пунктах мы имеем  дело с «позитивной интеграцией» (де-юре), а в первых двух - с «негативной» (де-факто) интеграцией. Это различие было впервые сделано Яном Тинбергеном. Негативная интеграция означает реальную экономическую интеграцию посредством торговли и инвестиций, предполагающую устранение дискриминации в сфере экономических правил и проводимой политики в рамках двухсторонних соглашений. Позитивная интеграция связана с переходом к наднациональным институтам, или совместным принятием решений. Иными словами, региональная интеграция может быть интеграцией рынков (market-led), как в случае с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), или же развиваться под влиянием институциональных соглашений (institutionally-driven), как в случае с Европейским Союзом (ЕС), либо быть смесью этих двух моделей Региональная экономическая интеграция, в самом простом виде, это устранение экономических границ между двумя или более экономиками. В свою очередь, экономической границей называется любое препятствие на пути свободного (действительного или гипотетического) перемещения товаров, услуг и факторов производства, а также информационных потоков. Рабочее определение экономической интеграции может быть задано через набор параметров, а именно:

-создание относительно гомогенного  экономического пространства;

-свободная циркуляция факторов  производства в условия реально  функционирующего общего рынка; 

-совместное использование ресурсов  с максимальной экономической  и социальной эффективностью;

-проведение общей экономической,  финансовой и социальной политики;

-унификация национального законодательства.

В последних двух пунктах мы имеем  дело с «позитивной интеграцией» (де-юре), а в первых двух - с «негативной» (де-факто) интеграцией. Это различие было впервые сделано Яном Тинбергеном. Негативная интеграция означает реальную экономическую интеграцию посредством торговли и инвестиций, предполагающую устранение дискриминации в сфере экономических правил и проводимой политики в рамках двухсторонних соглашений. Позитивная интеграция связана с переходом к наднациональным институтам, или совместным принятием решений. Иными словами, региональная интеграция может быть интеграцией рынков (market-led), как в случае с Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), или же развиваться под влиянием институциональных соглашений (institutionally-driven), как в случае с Европейским Союзом (ЕС), либо быть смесью этих двух моделей


Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"