Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка

Описание работы

Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 720.00 Кб (Скачать)

Первоначально банки имели право  печатать деньги. Они выпускали банкноты, которые гарантировали получение  за них золота. Затем банки стали  выпускать банкноты, не обеспеченные золотом. Банкноты выпускались банками, которые находились на расстоянии тысяч  миль от людей, приобретавших их. Тот  уровень коммуникации и транспорта, который тогда существовал, гарантировал невозможность выкупа золота по этим банкнотам. Эта практика через некоторое  время вызвала состояние общей  нестабильности в экономике, которая  может быть охарактеризована как  паника. Паника -— это такая ситуация, когда люди начинают волноваться за судьбу своих вкладов и закрывают свои счета. Когда все вкладчики вдруг требуют свои вклады, банк закрывается, поскольку он не может вернуть их всем. Это в свою очередь вызвало банкротство и производственных предприятий. Таким образом, спады, кризисы объяснялись нестабильностью финансового сектора, который при определенных условиях вызывает спад экономической активности во всех сферах национальной экономики.

Подобный подход к трактовке  проблемы цикличности сегодня отходит  на второй план, он признается изначально поверхностным, так как исходит  из анализа только сферы обращения. В настоящее время цикличность рассматривается в связи с производством и обращением. В центр анализа выносится динамика промышленного производства, ВНП, подушевого дохода. При этом динамика цен, процента, оборота трактуется лишь как индикатор общеэкономических изменений.

Существуют психологические объяснения циклов, связывающих деловую активность со сменой настроений, переходами от массового  оптимизма к пессимизму. Ряд экономистов объясняет экономический цикл внешними причинами: возникновение пятен на солнце, которые ведут к неурожаю и общему экономическому спаду; войнами, революциями и другими политическими потрясениями; освоением новых территорий и связанной с этим миграцией населения, колебаниями численности населения земного шара; мощными прорывами в технологии, позволяющими коренным образом изменить структуру общественного производства, и другими причинами.

Наиболее распространенными сегодня  являются следующие направления  исследования причин кризисов и циклов.

Это, во-первых, объяснение кризисов недопотреблением народных масс, вызывающим обвал производства. Лекарство от кризисов в этом случае — стимулирование потребления. Между  тем, неравномерная динамика потребления, как убеждает нас практика, представляет собой скорее следствие, чем причину  экономического цикла.

Во-вторых, группа ученых-экономистов  связывает кризис с отсутствием  «правильных пропорций» между отраслями  и регионами, с нерегулируемой деятельностью  предпринимателей. Составной частью этих взглядов можно считать концепцию, объясняющую кризисы сбоями в  денежном обращении или банковской сфере, описанной выше.

В-третьих, известную популярность получил поиск причин циклического характера развития экономики в  конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся  к расширению, и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения пропорциональности развития общественного производства, но и импульсом к достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики.

Такое обилие взглядов объясняется  сложностью и важностью данного  экономического явления.

 

43.экономический цикл  и его фазы

Экономический цикл – это периодические  колебания уровня деловой активности (уровни занятости, производства и инфляции), представленного реальным ВВП.

 В макроэкономике отсутствует  единая теория экономического  цикла, исследователи обращают  внимание на разные причины  цикличности. Но большинство экономистов  предлагают изучать это явление  через анализ внешних и внутренних  факторов, которые влияют на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз.

Экономический цикл делят на четыре фазы:

Рецессия (кризис- отрезок bc на рис. 1) В этой стадии производство сокращается, темпы прироста становятся отрицательными, растет безработица и снижается совокупный спрос.

Депрессия.(отрезок cd) Национальный доход продолжает снижаться, но темпы падения замедляются; поэтому кривая темпов прироста «поворачивается» вверх.

Оживление.(отрезок de) Переход от падения производства к его увеличению; постепенное возвращение экономики к состоянию, соответствующему равновесному росту.

Экспансия.(отрезок ef) Национальный доход растет, несмотря на полную занятость. Увеличивается спрос на инвестиции, безработица снижается ниже естественного уровня. Повышаются уровень цен, ставка заработной платы и ставка процента. Неизбежным следствием такого развития событий является переход от роста к спаду.

 

44.финансовая система  государства. принципы ее построения

Под финансовой системой понимается система форм и методов планомерного использования различных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы:

1.     Сюда входит бюджетная  система. 

2.     Внебюджетные целевые  фонды. 

3.     Финансы предприятий  и организаций. 

4.     Фонды имущественного  и личного страхования. 

5.     Кредит, который подразделяется  на государственный, муниципальный и банковский.

 Главным звеном финансовой  системы традиционно считается  бюджетная сфера. Перераспределение  через бюджет должно обеспечивать  нормальное развитие производство  и средств производства. Тоже самое, касается производственной и непроизводственной сферы, промышленности, сельского хозяйства и других диспропорций. Финансовую систему необходимо отличать от финансового аппарата. Финансовый аппарат - это часть аппарата государственного управления, на который возложено управление финансовой системой.

 Внебюджетные целевые фонды.  Правовой статус фондов подробно  регламентирован в бюджетном  кодексе и в законодательстве  субъектов. Если бюджетные фонды  связаны с развитием общих  задач, то внебюджетные связаны  с конкретной задачей, напр., пенсионный  фонд.

 Фонд имущественного и личного  страхования. Источниками образования  этих фондов являются денежные  средства предприятий и населения,  и чем лучше будет финансовое  положение этих двух групп,  тем лучше будет состояние  этих фондов.

 Финансы предприятий. Объем  таких децентрализованных денежных  фондов напрямую зависит от  состояния налоговой системы  государства. Если налоговая система  государства достаточно "щадящая"  и объем налоговых платежей  невелик, то децентрализованные  фонды государства растут. Это  хорошо, поскольку средства этих  фондов будут оставаться в  государстве и использоваться для различных нужд.

 Кредит. Государственный и муниципальный  кредит представляют собой механизм  объединения свободных денежных  средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах. Деньги, которые лежат в банках без движения - за счет них банк сам дает кредиты.

Принципы построения финансовой системы. В современных условиях наиболее распространенным является принцип  фискального («фискал» – казенный, «фискальный» – в интересах казны) федерализма. Такой подход используется и при построении финансовой системы  России.

Принципы построения финансовой системы  предполагают:

экономическую самостоятельность  и четкое разграничение функций  между отдельными звеньями финансовой системы (федеральный, республиканский, областной). Правительство финансирует решение задач общегосударственного значения – оборона, космос, внешнеэкономическая деятельность; местные органы – развитие школ, коммунальных учреждений, организаций общественного порядка и т. д. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в государственный бюджет;

формирование бюджета осуществляется на нормативной основе;

взаимодействие между бюджетами  различных уровней внутри государства  строится на основе соглашений;

доходная часть бюджетов формируется  в основном за счет налогов.

С помощью финансовой системы воспроизводятся  все процессы по перераспределению  общественного продукта и национального  дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

 

45.госбюджет.

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

 Государственный бюджет составляется  правительством и утверждается  высшими законодательными органами. В нашей стране проект государственного (федерального) бюджета ежегодно  обсуждается и принимается в  виде закона 

Государственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового  года Правительство Российской Федерации  должно отчитаться об исполнении бюджета.

 Важнейшие части государственного  бюджета — это его доходная  и расходная части. 

Доходная часть государственного бюджета показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования всех сфер жизни общества.

Расходная часть показывает, на какие  цели направляются аккумулированные государством средства.

 Источники государственного  бюджета: налоги и государственные  займы (ценные бумаги, казначейские  векселя и др.), которые бывают  двух видов - эмиссия (дополнительный  выпуск) бумажных и кредитных  денег и займы у международных  организаций. 

Расходная часть бюджета в странах  развитого рынка предполагает выделение  средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.). Структура расходной  части бюджета определяется актуальностью  поставленных задач и способами  их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

 Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: 1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета; 2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае государственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом; 3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.

 Источники покрытия бюджетного  дефицита 

1. Привлечение средств фирм и  домашних хозяйств через выпуск  государственных ценных бумаг,  в которые они вкладывают свои  сбережения. В этом случае увеличивается  государственный долг, так как  лица, купившие облигации и другие  долговые обязательства государства,  предоставили государству кредит  и через какое-то время оно  обязано вернуть эти деньги  своим кредиторам. Государственные  займы оказывают благотворное  влияние на экономику, если  финансирование государственных  расходов компенсирует сокращение  частных инвестиций. Эта политика  получила название дефицитного  бюджетного финансирования. Дефицитное  бюджетное финансирование служит  важным средством против спадов  частных инвестиций и потребления,  а значит и против сокращения  занятости. 

2. Использование кредитов Центрального  банка, который в обмен на  государственные обязательства  выпускает определенную сумму  банкнот, вливая тем самым в  каналы денежного обращения дополнительную  массу денег, В данном случае  возникает угроза инфляции, так  как создается добавочный спрос  на товары и услуги. Если инфляция  принимает угрожающие размеры,  то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.

 На состояние бюджета и  размер его дефицита влияют  следующие факторы: долгосрочные  тенденции налоговых поступлений  и государственных расходов; фаза  экономического цикла в стране; текущая политика государства.

 

46.бюджетный дефицит  и государственный долг.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это  финансовое явление, с которым в  те или иные периоды своей истории  неизбежно сталкивались все государства  мира. Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства  явление. Его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет  к инфляции, с помощью не эмиссионных  средств - к росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

2  Следствием бюджетных дефицитов  является государственный долг. Государственный долг – это  общая накопленная сумма всех  положительных сальдо бюджета  правительства за вычетом дефицитов,  которые имели место на протяжении  рассматриваемого времени.

 Немного подробнее необходимо  остановиться на проблеме так  называемого «скрытого дефицита».  По оценкам зарубежных специалистов  к его появлению приводит неумелое  составление бюджета, неверная  оценка макро показателей используемых  при составлении статей доходов,  а также использование последних  не в полном объеме. В дальнейшем, в ходе бюджетного процесса  правительство вынуждено производить  периодический пересмотр расходной  части бюджета, что в конечном  итоге, приводит к секвестру  отдельных статей последнего. В  свою очередь совокупность сокращенных  статей бюджета приводит к  накапливаемому или скрытому  дефициту бюджета, а это не  что иное, как увеличение государственного  долга и соответственно увеличение  расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение  реального дефицита бюджета страны.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"