Шпаргалки по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка

Описание работы

Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.

Работа содержит 1 файл

экономическая теория.docx

— 720.00 Кб (Скачать)

 Более глубокий анализ опыта  передовых стран показывает, что  нельзя не учитывать в качестве  внутреннего Государственного долга  задолженность государства перед  своими гражданами по выплате  пенсий и заработной платы  работников бюджетной сферы. Такие  задолженности есть не что  иное, как увеличение расходной  части бюджета и естественно  должны увеличивать реальный  бюджетный дефицит.

Сейчас идет много споров об отрицательных  и положительных чертах дефицита с точки зрения роста внутреннего  и внешнего долга. Однако можно выделить следующие 2 доминирующие позиции.

 Первая основывается на незнании  экономики и поверхностном здравом  смысле. Наличие долга приводит  обывателя в ужас, абсолютный  рост долга воспринимается как  знак грядущей катастрофы.

 Вторая же основывается на  детальном анализе всех за  и против. Вот основные положения  второй позиции.

Национальный государственный  долг строится из бюджетных дефицитов. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям как на внутреннем, так и на внешнем рынках.. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом стоимость в результате госзаимствований не теряется.

И все же, кто несет или будет  нести бремя долга, созданного хронически несбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличия госдолга?

Во-первых, необходимость обслуживания долга ограничивает возможности  правительства балансировать текущий  бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживание долга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть  процесса обслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когда средства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг. Во-вторых, хотя обслуживание долга не имеет сколь-нибудь существенной альтернативной стоимости, эффект замещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансирования дефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проекты частного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокая альтернативная стоимость как самих заимствований, так и всего процесса обслуживания долга в целом.

 

47.налоговая система.  Налоги.

Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

ВИДЫ НАЛОГОВ. Главным  среди налогов, взимаемых с юридических  лиц, является налог на прибыль предприятий. Его применение вызвано тем, что  в условиях рыночного хозяйствования роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог  на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для  создания заинтересованности предприятий  в повышении эффективности производства улучшении его материально - технической  оснащенности.

     Банки и  другие кредитные учреждения, осуществляющие  свою деятельность на коммерческих  началах, уплачивают в бюджет  подоходный налог. Система подоходного  обложения распространятся также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.

     Наличие разных  форм собственности, экономическое  соперничество вызывает необходимость  взимания налога не только  с получаемых доходов, но и  со стоимости имущества, которое  прямым или косвенным образом  способствует росту дохода предприятия.  Поэтому налог на имущество  предприятий - неотъемлемая часть  налоговой системы страны при  рыночных отношениях. Он введен  для субъектов хозяйствования, являющихся  собственниками имущества на  территории государства. При его  взимании реализуются и фискальная, и экономическая функции налога. Первая - благодаря тому, что налог  на имущество обеспечивает стабильные  поступления в доходы территориальных  бюджетов, так как вносится в  первоочередном порядке с отнесением  расходов по его уплате на  себестоимость продукции; вторая  -через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождается от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи  за природные ресурсы: земельный  налог, плата за воду, лесной доход  и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.

Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность её использования  до 1991 года не бала объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных её потребителей - субъектов  хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и административные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли. В составе налогов взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

Переход на рыночные условия хозяйствования, более полная реализация принципа самоокупаемости  произведенных затрат выдвигают  задачу введения платы за воду, потребляемую сельскохозяйственными предприятиями. Бесплатная подача воды является основной причиной серьезных недостатков  в использовании водных ресурсов. Для организации более разумного  водопотребления целесообразно  ввести плату за воду, отпускаемую  сельхозпредприятиям из водохозяйственных  систем.

Лесной доход  имеет цель частично покрыть расходы  государства на воспроизводство  древесины и стимулировать рациональное использование лесных массивов. Основное место в составе лесного дохода занимает по- пенная плата, взимаемая с лесозаготовителей за вырубаемую ими древесину. Размер попенной платы дифференцируется в зависимости от территориального нахождения лесосеки, вида и качества древесины, расстояния её вывоза до подъездных путей.

В механизме взимания платежей за природные ресурсы предусмотрены  соответствующие санкции за нарушение  производственной (технологической ) дисциплины; например, взимаются штрафы за сброс сточных неочищенных вод, за нарушение правил лесопользования и так далее.

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный налог. Переход  к рыночной экономике создает  предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в  увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ.

Подоходное обложение  физических лиц дополняется взиманием  налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только, фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающим себя собственником. Налог  на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства граждан. Налогом с наследства облагается имущество, переходящее  к гражданам в порядке наследования или дарения. Налог уплачивается в случае, когда граждане принимают  в порядке наследования и дарения  жилые дома, квартиры, дачи, садовые  дома, автомобили, мотоциклы, предметы антиквариата, ювелирные изделия  и так далее.

Налог с имущества переходящего в порядке наследования, исчисляется  от стоимости наследственного имущества  на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества  в момент выдачи свидетельства превышало  его оценку на день открытия наследства.

Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется  цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой  оценки; при отсутствии указанной  оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.

     Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

   Одновременно с  налогом на добавленную стоимость  в системе косвенного налогообложения  используются также различные  акцизы. Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливаются государством  в процентах от отпускной цены  товаров, реализуемых предприятиями  - изготовителями. Они устанавливаются,  как правило, на высокорентабельные  товары для изъятия в доход  государственного бюджета получаемой  производителями сверхприбыли

48.бюджетно-налоговая политика  РБ в современных условиях.

Основные положения программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [8, c.117]

Бюджетно-налоговая политика в  предстоящем пятилетии будет  направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

В области налоговой политики в 2006—2010 гг. будет продолжена налоговая  реформа, которая обеспечит закрепление  сложившихся положительных тенденций  в области налогообложения и  повышение эффективности налоговой  системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности  национальной экономики. Одним из важнейших  направлений налоговой реформы  станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. В целях совершенствования налоговой системы будут реализованы следующие мероприятия:

— улучшение налоговой структуры  за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых  налоговых льгот, расширения налоговой  базы каждого из установленных налогов  и сборов;

— снижение нагрузки на фонд заработной платы;

— оптимизация ставок и совершенствования  механизма уплаты страховых взносов  в фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный  фонд содействия занятости;

— повышение стимулирующей роли таможенной политики;

— выравнивание условий налогообложения  для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых  ставок;

— совершенствование системы налогового администрирования, которое должно обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и  для плательщиков;

— оптимизация соотношения республиканских  и местных налогов и сборов с ориентацией на повышение роли и расширение самостоятельности  местных бюджетов за счет увеличения удельного веса имущественных налогов  и экологических платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006— 2010 гг. будет направлена на:

— создание условий для полного  и устойчивого выполнения финансовых обязательств государства и концентрацию ресурсов бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

— обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых  систем финансовой поддержки регионов;

— принятие мер по совершенствованию  процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

На протяжении переходного периода  стратегические цели фискальной политики Республики Беларусь менялись. В течение  первых четырех лет необходимо было остановить резкое падение производства, вызвавшее обесценивание белорусского рубля. Преимущественно проводилась  дискреционная стимулирующая фискальная политика, направленная на поддержание  работы стратегически важных производств  и недопущение массовой безработицы. В связи с этим с 1993г. увеличивался дефицит госбюджета за счет роста  госрасходов, что в конечном итоге  увеличило темпы роста ВВП  с 1995г. Однако проводимая долгое время  бюджетно-налоговая стимулирующая  политика способствовала в 1993-1995 гг. ускорению  инфляции наряду с другими факторами. После 2001г., когда темпы инфляции сократились, фискальная политика приобрела  направление стимулирующей инвестиционной политики. В 2003г. экономика вышла  из кризиса, достигнув предкризисного уровня 1990г. В связи с этим в 2004г. мел место профицит госбюджета.

Особенностью белорусской налогово-бюджетной  политики является высокий уровень  дотаций для экономики по сравнению  с развитыми странами. Так, удельный вес дотаций и субсидий к ВВП  в течение 2003— 2005 гг. колебался в  пределах 3—8 % (рис.5).

Важным рычагом фискальной политики становится налоговая система. С  ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и  достижения высоких темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая  система Республики Беларусь подвергалась в 1992 и 1998—1999 гг. Однако этого оказалось  недостаточно для достижения высоких  и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Его  разработка велась в двух вариантах  в 1995—1996 гг. Тем не менее пока действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета, которые не оказывают стабилизационного влияния на динамику БВП.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической теории"