Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:35, шпаргалка
Функции экономической теории. Экономическая теория выполняет ряд функций: теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (прагматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом.
Более глубокий анализ опыта
передовых стран показывает, что
нельзя не учитывать в
Сейчас идет много споров об отрицательных и положительных чертах дефицита с точки зрения роста внутреннего и внешнего долга. Однако можно выделить следующие 2 доминирующие позиции.
Первая основывается на
Вторая же основывается на детальном анализе всех за и против. Вот основные положения второй позиции.
Национальный государственный долг строится из бюджетных дефицитов. Для покрытия дефицита государство прибегает к заимствованиям как на внутреннем, так и на внешнем рынках.. Национальный долг, с одной стороны, является пассивом для государства и активом держателей гособлигаций (ценных бумаг государственного заимствования). Таким образом стоимость в результате госзаимствований не теряется.
И все же, кто несет или будет нести бремя долга, созданного хронически несбалансированными бюджетами? Каковы же отрицательные последствия наличия госдолга?
Во-первых, необходимость обслуживания
долга ограничивает возможности
правительства балансировать
47.налоговая система. Налоги.
Налог- это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
ВИДЫ НАЛОГОВ. Главным
среди налогов, взимаемых с юридических
лиц, является налог на прибыль предприятий.
Его применение вызвано тем, что
в условиях рыночного хозяйствования
роль прибыли существенно
Банки и
другие кредитные учреждения, осуществляющие
свою деятельность на
Наличие разных
форм собственности,
Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и другие. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую функцию, ориентируя субъектов хозяйствования на более эффективное использование соответствующих видов ресурсов. Необходимость в подобном стимулировании вызвана возросшими масштабами общественного производства, требующими вовлечения в хозяйственный оборот все новых и новых ресурсов. Между тем последние далеко не безграничны и в силу относительного уменьшения становятся все дороже.
Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность её использования до 1991 года не бала объектом пристального внимания, так как земля была бесплатной для основных её потребителей - субъектов хозяйственной деятельности. Утрата хозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищные и административные застройки в городах - все это было логическим следствием бесплатности земли. В составе налогов взимаемых за природные ресурсы, важную роль играет плата за воду. Её вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за один кубический метр забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормативы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.
Переход на рыночные
условия хозяйствования, более полная
реализация принципа самоокупаемости
произведенных затрат выдвигают
задачу введения платы за воду, потребляемую
сельскохозяйственными
Лесной доход
имеет цель частично покрыть расходы
государства на воспроизводство
древесины и стимулировать
В механизме взимания
платежей за природные ресурсы
Основное место в системе
налогообложения физических лиц
занимает подоходный налог. Переход
к рыночной экономике создает
предпосылки для роста личных
доходов граждан. В этих условиях
применяется прогрессивное
Подоходное обложение
физических лиц дополняется взиманием
налога на имущество, который в условиях
перехода к рынку выполняет не
только, фискальную роль, но и служит
своеобразным психологическим фактором,
влияющим на поведение плательщика,
осознающим себя собственником. Налог
на имущество позволяет
Налог с имущества переходящего
в порядке наследования, исчисляется
от стоимости наследственного
Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется цены в документе, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже страховой оценки; при отсутствии указанной оценки - со стоимости имущества, определенной по свободной цене.
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованной продукции, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Одновременно с
налогом на добавленную
48.бюджетно-налоговая
Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [8, c.117]
Бюджетно-налоговая политика в
предстоящем пятилетии будет
направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста и структурной
В области налоговой политики в
2006—2010 гг. будет продолжена налоговая
реформа, которая обеспечит закрепление
сложившихся положительных
— улучшение налоговой структуры за счет повышения доли и значения прямого налогообложения, применения общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;
— снижение нагрузки на фонд заработной платы;
— оптимизация ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;
— повышение стимулирующей роли таможенной политики;
— выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;
— совершенствование системы
— оптимизация соотношения
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006— 2010 гг. будет направлена на:
— создание условий для полного
и устойчивого выполнения финансовых
обязательств государства и концентрацию
ресурсов бюджета на решении ключевых
задач при одновременном
— обеспечение эффективной работы системы управления государственными финансами на всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем финансовой поддержки регионов;
— принятие мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.
На протяжении переходного периода
стратегические цели фискальной политики
Республики Беларусь менялись. В течение
первых четырех лет необходимо было
остановить резкое падение производства,
вызвавшее обесценивание
Особенностью белорусской
Важным рычагом фискальной политики становится налоговая система. С ее помощью Республика Беларусь ставит цель обеспечения выравнивания доходов, социальной защиты малоимущего населения, стимулирования частного бизнеса и достижения высоких темпов экономического роста. Радикальному изменению налоговая система Республики Беларусь подвергалась в 1992 и 1998—1999 гг. Однако этого оказалось недостаточно для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста. Понадобились срочное реформирование налоговой системы Республики Беларусь и разработка Налогового кодекса. Его разработка велась в двух вариантах в 1995—1996 гг. Тем не менее пока действующая белорусская система налогообложения построена на лидирующей роли фискальной функции. Об этом свидетельствует высокий удельный вес косвенных налогов в доходах бюджета, которые не оказывают стабилизационного влияния на динамику БВП.