Шпаргалки по "Экономической Теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 01:11, шпаргалка

Описание работы

ЭТ раскрывает сущность, содержание и историческое развитие экономических процессов в обществе. Предметом изучения курса ЭТ является эк. отношения складывающиеся в обществе, их взаимодействие с производственными силами и эк. механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. ЭТ изучает эк. законы механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также на различных уровнях, функционирования эк. системы.

Работа содержит 1 файл

ШПОРЫ ЭТ.docx

— 117.72 Кб (Скачать)

Классификация эк. благ.

-прямые/косвенные  – краткосрочные/долгосрочные –  настоящие/будущие – общие/частные.

Прямые ( вещи, которые люди используют для  удовлетворения своих потр.  в дом. хоз.,  косвенные – в виде сырья. 

5 ресурсы производства: классификация и  характеристика

Источником любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное государство. Ресурсы – совокупность  духовного, природного и социального в процессе производства товаров, услуг и иных материальных ценностей.

Ресурсы:

    1. природные – естественные имеющиеся в природе эк., произв. ресурсы в виде земли, водных ресурсов, воздушного бассейна
    2. материальные (капитальные) – все созданные руками человека средства производства, (орудия труда) которые сами являются результатом производства и находятся в материально-вещественной форме.
    3. трудовые – экономически активное, трудоспособное население.
    4. финансовые (инвестиционные) – совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов.

Значимость отдельных видов ресурсов определялась в зависимости от применяемой технологии производства. Например, в доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном – ресурсам, в постиндустриальном – информационным и интеллектуальным ресурсам. Различают базовые и производственные ресурсы. т. к. они присущи производству на любой стадии производства. 1 – природные, материальные и трудовые ресурсы, т. к. они присущи производству на любой стадии производства. 2 – финансовые ресурсы, появились с возникновением товарного производства, рыночных отношений. Наряду с понятием «ресурсы производства» в экономической литературе используется понятие «факторы производства». Общим является то, что он являются одними и теми же природными и соц. силами. Различие состоит в том, что к ресурсам относятся те природные и соц. силы, которые могут быть вовлечены в процесс производства, а «факторы» - ресурсы, уже реально вовлечённые  в процесс производства. Понятие ресурсы более широкое, чем факторы. В современной ЭТ становится общепризнанным деление факторов производства на 3  вида:

Земля – как фактор означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы, природой дарованные блага. (с/х, строительство)

Капитал – это всё то, что способно приносить доход, или ресурсы, созданные  людьми для производства товаров  и услуг. Т. е. это вложенный в  дело, и работающий источник  дохода капитал.

Труд  – осознанная, энергозатратная, общественная деятельность человека, требующая приложения физ. и умств. усилий. Труд как фактор производства совершенствуется. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 Проблема  выбора в экономике.

Для того чтобы организовать произв. эк. благ, необходимо располагать эк. ресурсами, однако в данный момент необходимые  для хоз. деятельности эк. ресурсы ограничен, что ставит объективную границу возможностей производства различных благ и услуг. Ограничены физические и интеллектуальные возможности человека, ограничено и время, которое он может потратить этому или иному занятию, ограничены средства, которые он может использовать для достижения цели. Всё общество ограничено в своём стремлении к благополучию. Ограниченность ресурсов часто называют редкость ресурсов, относительно безграничности человеческих потребностей. Проблема редкости осложняется тем, что отдельные ресурсы не только ограниченны, но и невоспроизводимы, поскольку мы не можем иметь всё, нам приходится выбирать. Выбирая, мы вынуждены отказываться, чтобы реализовать своё решение. То от чего мы отказываемся, называют вмененными издержками достижения выбранного результата. Выбор приходится делать госуд. человеку, фирме. ((теория о домах и больницах) кривая производственных возможностей) Производственные возможности экономики и их границы. Закон вмененных издержек. Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченного числа ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем производства. Для углубленного понимания содержания производственных возможностей используем предыдущий пример и зададим ему графическое изображение, отложив по вертикали данные о производстве продукта А, а по горизонтали — продукта Б. Получим кривую производственных возможностей, каждая точка на которой — это максимальный объем производства двух продуктов. Все сочетания на кривой двух продуктов отвечают их максимальным количествам, которые могут быть получены в результате эффективного использования имеющихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, противоречат принятому условию. Если точка К расположена правее данной кривой, это Означает, что такие параметры недостижимы при имеющейся технологии производства, если левее — наблюдается недоиспользование имеющихся ресурсов.

На основе приведенных данных можно сказать, что большее количество продукта Б можно произвести только в том случае, если уменьшить производство других продуктов, отказаться от них, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называемое вмененными издержками производства этого продукта.

Суть  проблемы выбора в том, что если каждый используемый для удовлетворения многообразных  потребностей эк. ресурс ограничен, то всегда существует проблема альтернативы, её использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Эк. и соц. эффективность производства.

проблема  эффективности – основная проблема ЭТ, которая исследуется пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов с тем, чтобы достичь  наибольшего удовлетворения безграничных возможностей общества (цель производства). Таким образом, эк. наука – наука об эффективном использовании ресурсов. Эк эффект – это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Результат очень важен, но не менее важно знать какими затратами он достигнут. Эк. эффект характеризует связь между количеством ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т. е. ставит проблему «затраты – выпуск». Большее кол-во продуктов получаемых от данного объёма затрат означает повышение эффективности и наоборот.  Для того чтобы получить эк. блага подбираются и направляются определённые ресурсы в сферу производств. Здесь эк. ресурсы превращаются в факторы производства. их использование сопровождаются получением эк. благ. Производство выступает как прочес трансформирования эк. ресурсов в факторы произв., процесс создания желаемых эк. благ соответствующего кол-ва и кач-ва. Увеличение ресурсов приводит к возрастанию объёма производства, а именно происходит эк. рост, выраженный в увеличении потенциального объёма продукции.

Эк. рост – способность производить больше продукции, что выраж. в след. гафике:

 Следствием эк. роста является способность экономики при полой занятости ресурсов обеспечить рост объёмов произв. обоих конкурирующих товаров. Технический прогресс повышает эффективность производства, позволяющего обществу производить больше товаров из того самого кол-ва продуктов.

Соц. эффективность  хар-ся уровнем удовлетворённости всех совокупных потребностей человека. Это прежде всего проявляется через объёмы производства и потребления различных видов благ и услуг приходящих на душу населения. Она связана с кач-вом жизни людей, а именно отражает удовлетворённость людей предоставленными им материальными благами, отражают обеспеченность, комфортность жизненных условий, их приспособлениям и современным требованиям, сост. здоровья и продолжительности жизни. Эк. и соц. эффективность взаимодействуют и обуславливают друг друга. Повышение эк. эффективности лежит в основе повышения жизненного уровня народа, удовлетворённости его соц. потребностей. В свою очередь, решение соц. проблем положительно сказывается на повышении эк. эффективности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8 Понятие,  элементы и уровни эк. системы.ЭС

Экономика представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему. Эк. система общества состоит из малых экономических систем –  домохозяйств, предприятий, отраслей и  т. д. Разные этапы развития ЭС хар-ся разными специфическими чертами. Любая ЭС или др. система является частью более крупной системы.

Ресурсы=>ЭС=>продукт

ЭС может  рассматриватся и анализироваться  на разных уровнях: уровень фирмы, предприятия.-уровень  макроэкономики. – уровень мировой  экономики.Существует объективная трудность в выделении границ экономической системы общества. Например сферы образования, науки, политики, права частично относятся к ЭС, поэтому новосибирские учёные предложили изображать ЭС в виде цветка, сепестки, котороко частично попадают в центр. Общественное производство – спорт, культура, наука, искуство, здравохранение, право, политика, образование, идеолгия и др. сферы. Любой ЭС характерен свой национальный механизм функционирования. Он выражается понятием хозяйственного механизма и включает: - организацинную форму производстве и организационную стрктура уприавления. Совокупность лиц занимающихся управленческой деятельностью называется управленческим персоналом. Хоз-ный процесс организовывается так, как пожелает владелец производства.

Сществуют различные подходы к изучению и классификации ЭС. В марксиской ЭТ основой ЭС являются производственные силы и производственные отношения.

 Общественная  эк. формация:

Формация  по Марксу: - первобытнообщинный способ производства. – рабовладельческий  способ произв. – феодализм. – капитализм. – коммунизм.

Американский  соц. А. Ростоу создал теорию «Теория  стадий экономического роста». В основе их схемы лежит прцесс развития техники  и производства: - традиционное об-во. – переходное об-во. – стадия сдвига. – индустриальное общество. – общество массового потребления. – общество поиска качества жизни. ЭС различают по 2 ум признакам: формы собственности, формы регулирования хозяйственной жизни. Поэтому различают классический капитализм, плановая экономика, рыночная экономика, смешанная экономика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

10 критерии типизации ЭС

ЭС может  быть рыночной и командной. Под рыночной эк. понимают систему хозяйствования, при которой движение ресурсов, технология производства распределение, обмен и потребление созданных благ осуществаются при помощи рыночного произв. В случае командной эк. хозяйственные процессы планируются госуд. координирущими органами. Рассмотрим типы эк. систем:Классический капитализм. Он предполагает частную собственность на ресурсы, свободную конкуренцию на рынке товаров и свободное установление цен на продукцию под воздействием спроса и предложения. Смитт характеризовал эту обстановку следующим образом «пусть идёт как идёт», или «пусть идёт своим чередом». В данной системе на рынке сталкивается множество покупателей, каждый руководствуется своими корыстными целями и интересами и результата их деятельности зависит от объёма предлагаемых на рынке производственных ресурсов, численности и состава трудовых ресурсов и от величины спроса на их продукцию. Власть распределяется среди множества частных собственников. Ограниченность ресурсов и конкуреция являются реальными факторами, которые регулируют деятельность субъектов, которые регулируют деятельность субъектов экономики.Представители классического и неоклассического направления в ЭТ считают, что именно в условиях чистого капитализма может обеспечиваться наиболеерациональное распределение ресурсови эффективное функциониравание ЭС. Гос-во в этой эк. системе не вмешивается в эк. жизнь. Механизм в свободной конкуренции в чистом виде в реальной эк. почти нигде не сущ-вал. Но при этой ЭС западные страны 60-80е 19 в характеризуются как классический капитализм. В последствии на рынке начали сталкиваться 2 силы: - система индивидуального предпринимательства. – ЭС гос-ва. Гос-во всё акктивнее стало вмешиваться в хоз. жизнь. С появлением монополии гос-ное регулирование экономики стало необходимо. Плановая экономика. является альтернативой свободной риночной экономики, т. к. при командной эк. объём производства, его стуктура, размеры потребления и уровня цен, установленных централизованно по средствам гос планирования и регулирования. Также как классический капитализм, плановая эк. в чистом виде не существовало, но ЭС социалистичесческих стран приближенны. Плановая экономика не может обойтись без использывания инструментов рыночного механизма, но рыночный механизм не выступает регулятором установления народнохозяйственныхпропорций и не определяет уровня цен. Традиционная экономика. этот тип экономики присущ отсталым в экономическом развитии. Организация производства, его структура базыруются на освящённых традициях.Этнические и кастовые преграды препятствуют развитию научно техическому прогрессу. Главная проблема длятрадиционной экономыки – обеспечить после неуражая выживания народа.Быть способными получить помощь от других международных орг-ций и снять угрозу голода. Смешанная система. преобладает в тех или иных странах. Так США считают «лабороторией» чистого капитализма, Великобританию страной «классического»регулируемого капитализма. Станы Африки, Ближнего и Среднего востока относят к традиционной экономике. К смешанной относится экономика, базирующаяся на предприятиях и структурах, относящихся к разным типам и видам собственности, и использующая разнообразные формы хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалки по "Экономической Теории"