Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 49 вопросов по дисциплине "Экономическая теория".

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по экономической теории.doc

— 725.00 Кб (Скачать)

 

46. Спрос на деньги, предложение денег, денежный мультипликатор. Спрос на деньги выступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты на определенный момент. Если такой запас денег рассматривать как элемент богатства, которым владеют экономические субъекты, то спрос на деньги можно трактовать как их желание иметь определенную часть своего портфеля активов (богатства) в ликвидные форме. Если владельцы портфелей активов предпочитают ликвидные форме, то это будет означать рост спроса на деньги, и наоборот. Такой (портфельный) подход к изучению спроса на деньги был применен Дж. М. Кейс, который назвал свою трактовку спроса на деньги теорией предпочтения ликвидности. Суть предложения денег состоит в том, что экономические субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, которые они могут при благоприятных обстоятельствах направить

в оборот. Мультипликационный механизм. Банки принимают вклады и, отчислив от их суммы требуемый обязательный резерв, используют оставшуюся депозитную массу для выдачи ссуд. В результате многократного повторения таких операций по цепочке банков в экономике происходит кредитная экспансия (расширение, распространение каких-либо процессов или явлений) и образуются «новые» (добавочные) деньги.

 

48. Финансовая система государства, бюджет, дефицит, профицит. Основу экономической структуры составляют отношения, возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права и обязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежных отношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства. Бюджет определяет собой форму образования и государственного расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Объективных характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство (управление и защита). Особенности бюджетных отношений проявляются в том, что имеют неэквивалентный характер, т.е. они не находятся под прямым воздействием закона стоимости (закона эквивалентного обмена), что приводит к тому, что бюджетные методы государственного управления имеют принудительный характер и свободны от влияния конкуренции. Бюджетная система Российской Федерации включает в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами — дефицит бюджета либо превышение доходов над расходами — профицит бюджета.

 

 

49. Основные инструменты монетарной политики. К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся: 1) изменение нормы обязательных резервов; 2) изменение учетной ставки процента (ставки рефинансирования); 3) операции на открытом рынке. *Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных резервов. обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке (если в стране резервная банковская система), либо в виде наличности. Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных. Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам. Во-первых, сокращаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е. сумма, которую он может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов банка. При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования (как кредитные ресурсы), увеличивается, а его кредитные возможности соответственно сокращается.

Во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского (депозитного) мультипликатора. *Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной ставки процента (ставки рефинансирования). Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.  Денежные средства, полученные в ссуду у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы. *Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков.

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"