Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Экономическая теория – наука о методах изучения хозяйственной жизни экономических явлений. Она предполагает общий подход к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу
При изучении экономической теории с целью более четкого его осмысления, целесообразн

Работа содержит 1 файл

Экономика билеты1.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

    4.Потребление – стадия использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей.

 Все эти  стадии находятся во взаимосвязи  и взаимодействии, в таком единстве  они образуют общественное производство: материальное и нематериальное.

  Материальную основу процесса производства составляет процесс труда

   Основные  элементы процесса труда:

    1.Труд

    2.Предмет труда

    3.Средства труда

    Вопрос 7. Экономические  ресурсы. Факторы  производства.

  В любой  системе хозяйствования производство  выступает как отношение общества  к природе. Эти отношения представлены  производственными экономическими ресурсами или факторами производства.

  Фактор производства  – совокупность различных элементов  производства, которые могут быть  использованы в процессе создания  материальных и духовных благ  и услуг.

  Виды факторов  производства:

    1.Земля (всё что связано с природой) – R

    2.Труд (человек, рабочая сила) – L

    3.Капитал (станки, оборудование и др.) – К

    4.Предпринимательство (свойства человека)

    5.Информация, знания

    Вопрос 8. Понятие экономической  системы. Характеристика одной из моделей  экономики

    Вопрос 9. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система. Командно-административная экономическая система. Смешанная экономическая система.

    Вопрос 10. Рынок, его структура  и механизм функционирования.

Условия возникновения рынка:

1.Общественное разделение труда и специализации

2.Экономическая  обособленность производителей, полностью  независимых, автономных в принятии  решений: что? Как? И для кого  производить?

3.Разрешение  проблемы транзакционных издержек (издержек в сфере обмена, связанных  с передачей прав собственности).

4.Самостоятельность предпринимателя,  свобода предпринимательства, свободный  обмен ресурсов. 
 
 
 
 
 

  Функции  рынка:

1.Интегрирующая

2.Регулирующая

3.Стимулирующая

4Ценообразующая (эквивалентная )

5.Контролирующая

6.Посредническая

7.Информационная

8.Функция экономичности

9.Функция реализации  интересов рыночных субъектов

    Типы рынка:

    1)Неразвитые (рыночные отношения носят случайный,  чаще бартерный характер)

    2)Классический (свободный)

    3)регулируемый

 Рыночный  механизм – механизм взаимосвязи  и взаимодействия основных элементов  рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции, основных законов  рынка. 

Вопрос 11. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Неценовые  факторы спроса.

Спрос (D) – желание и возможность покупателя приобрести товар по данной цене (Р), то есть платёжеспособная потребность в товаре.

Спрос необходимо отличать от величины спроса.

Величина  спроса – количество товара, которое покупатель готов приобрести по данной цене в данное время и в данном месте

Зависимость спроса от цены обратная, она формируется  в виде закона спроса.

Закон падающего спроса А. Курю D = f(P), f(P) > 0

Закон выражает следующую зависимость:

1.Цены имеют  тенденцию к снижению

2.При этом количество товара, на который предъявлен спрос наоборот повышается

3.Повышение количества  товаров, на которые предъявляется  спрос происходит в меньшей  степени, чем снижение цены

4.Кривая спроса  убывающая.

           Обоснование закона спроса:

1.Ценовой барьер

2.Эффект дохода

3.Эффект замещения

4.Принцип убывания  предельной полезности

   Спрос  является функцией всех факторов:

D = f(P, I, Z. W, Psub, Pcom, N, B), где Р – цена, I – доход, Z – вкусы, W – ожидание покупателя, Psub – цена на субституты, Pcom – цена на комплементарные товары, N – количество покупателей, В – прочее.

   Функция спроса – функция, определяющая величину спроса в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Способы задания функции:

1.табличный                                                                                         2.Графический

Q 1 2 3 4
    P 12 9 6 3

 P 

      Q

3.Аналитический  (при помощи формул)

QD=A – B*P, где А – сдвиг прямой по оси Q, В – угол наклона прямой

  Величина спроса меняется, когда  переменная только цена данного товара, то есть обоснование закона спроса – это ценовые факторы спроса, они приводят к движению точки по кривой, при этом говорят о развитии (изменении) величины спроса

Р

Р1                           1  Изменение QD

Р2       2 

     Qd1 Qd2                   Q

Характер спроса меняется тогда, когда  изменяются факторы, имеющие разные постоянные величины, то есть неценовые  факторы спроса приводят к сдвигу прямой вправо или влево, при этом говорят об изменении характера  спроса.

       Изменение спроса 
 
 

  Неценовые факторы  спроса:

Причины:

1.Уровень дохода  покупателя

    Нормальные  товары -  товары, на которые спрос  повышается с ростом дохода  потребителя

    Низшие  товары – товары, на которые  спрос понижается с ростом  дохода потребителя

2.Вкусы и предпочтения  покупателей

3.Цены на взаимозаменяемые  и взаимодополняемые товары

    Субституты (взаимозаменяемые) – товары, удовлетворяющие  одинаковые потребности

   Комплементы  – товары, которые не могут  потребляться друг без друга

Вопрос 12. Предложение. Величина предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

Предложение (S) – желание и возможность продавцов продавать товар по данной цене.

Предложение нужно  отличать от величины предложения.

 Величина  предложения – количество товаров, которое продавец готов продать по данной цене, в данное время в данном месте.

Зависимость предложения  от цены – прямая. Она формулируется  в виде закона предложения. Объем  предложения увеличивается при  росте цены и уменьшается при  её снижении.

      Основания закона предложения :

1.Повышение цены  на товар приводит к тому, что  производители заинтересованные  в получении прибыли, начнут  расширять производство. Кроме этого,  в данную отрасль устремятся  другие производители.

2. Рост объема  предложения связан с ростом цены товара, так как производство каждой дополнительной единицы товара требует дополнительных затрат, следовательно дополнительная продукция будет производиться, если будет расти цена товара

   S = f(P) – Предложение является функцией всех факторов, определяющих его предложение

 S = f(P, Pr, K, T, N, B); Pr –цена ресурсов, К – характер применяемых технологий, Т – налоги и субсидии, n – количество продавцов

 Функция предложения  определяет предложение в зависимости  от влияющих на неё факторов

1.Табличный                                                                                 Q       2.Графический

P 1 2 3 4
S 3 6 9 12

                                           p 

3.Аналитический

Qs= c+d*p

Изменение предложения(характера  предложения) происходит когда меняются другие факторы, которые раньше принимались как постоянные(детерменанты предложения)

Изменение предложения  - изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать, изображается сдвигом всей кривой предложения

Сдвиг кривой предложения – реакция продавцов на изменение неценовых факторов. Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага; смещение кривой влево – сокращение предложения блага.

       Р 

      S2 S S1

      Q

Неценовые факторы  предложения

1.Цена на ресурсы

2.Изменение в  технологии производства

3.Налоги и дотации

4.Ожидаемое изменение  цен

5.Рост числа  потребителей.

Вопрос 13. Рыночное равновесие: понятие, графическая  интерпретация. Нарушение  рыночного равновесия.

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос  и предложение совпадают или  эквивалентны при приемлимой для потребителя и производителя цене

Р

                                            E – точка равновесия

      Qe – равновесное количество

Pe E Qp – равновесная цена 

                          Qe                Q

Условия равновесия :

Pe=Pd=Ps

Qe=Qd=Qs

Первую формулировку рыночному равновесию дал Леон Вальрас, который пытался абстрагироваться от общественной системы производства, а опирался на полезность, как исходные категории (на макроуровне)

А. Маршалл сформулировал условия  формирования экономического равновесия на микроуровне применительно к отдельной хозяйственной единице на отдельном рынке, что характеризует частичное равновесие.

 P S    избыток                                   P>Pe => Qs > Qd => избыток =>

       P1 P1  , Qd   , Qs   => равновесие

       Pe E D Qs –объем предложения, Е- точка

   Равновесия, Qd – объем спроса, Qe -

                Qd Qe   Qs    Q равноценный объем, Pe- Равноценная

      Цена.

      Р S                        P1<Pe => Qs < Qd => дефицит => P2  , Qd  , Qs  => равновесие 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"