Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Экономическая теория – наука о методах изучения хозяйственной жизни экономических явлений. Она предполагает общий подход к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу
При изучении экономической теории с целью более четкого его осмысления, целесообразн

Работа содержит 1 файл

Экономика билеты1.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

Сразу предупреждаю, не ругаться если что не так, значок дельты заменил самим  словом дельта

Вопрос 1. Предмет экономической  теории.

Экономическая теория – наука о методах изучения хозяйственной жизни экономических  явлений. Она предполагает общий подход к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу 

При изучении экономической  теории с целью более четкого  его осмысления, целесообразно выделять:

  1. Сферу исследования – экономическую жизнь или среду, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;
  2. Объект исследования – экономическое явление;
  3. Субъект исследования – человек, группа людей, государство;
  4. Предмет исследования – жизнедеятельность экономики человека, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той же экономической средой, в которой они находятся.

          Основная задача экономической  теории:

    Не просто дать описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, то есть раскрыть систему экономических  процессов и законов. В этом её отличие от конкретных экономических дисциплин.

       Лауреат  Нобелевской премии по экономике  Пол Самуэльсон писал : «В экономике  существуют 3 ключевые задачи:

    1. Какие блага производить и в каком количестве?
    2. Как производить блага? (т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии?)
    3. Для кого производить блага?»
 

      Вопрос 2. Методология экономической  теории.

  Экономическая теория – наука о методах изучения хозяйственной жизни экономических явлений. Она предполагает общий подход к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу 

  Основные  подходы:

  1.   Субъективистский. В качестве исходного пункта анализа экономических явлений берётся хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики. Поэтому теорет. рассм.  как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность или полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемая хозяйствующим субъектом из различных вариантов.
  2.   Неопозитистическо – империтический. Основан на более тщательном изучении явлений и их оценкам. Во главу угла становится тех. аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания. А результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микро- и макроэкономику.
  3. Реценоналистический. Ставит цели, открытия в естественных или рациональных законах цивилизации. Это требует исследований экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему. Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – изучение не поведения человека, а законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, того, как это происходит. Такой подход позволяет признавать деление общества на классы. Главное внимание уделялось совести, цене, экономическим законам.
  4. Диалектико – материалистический. Считался единственным правильным решение научных проблем, на основе не опыта, а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности и их развитие.
 

     Экономические  процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, то есть находятся в постоянном движении.

      Методы  – инструменты, совокупность  приемов исследования в науке  и воспроизведения их в системе  экономических категорий и законов.

    Методы:

    1. Метод научной абстракции
    2. Анализ
    3. Синтез
    4. Метод индукции
    5. Редукция
    6. Исторический
    7. Логического восхождения от простого к сложному
    8. Экономическая модель
    9. Экономический эксперимент

  В связи с построением моделей, важно отметить роль функционального анализа экономической теории.

  Функции – переменные величины, зависящие от других переменных величин.

  Большинство  моделей принципов экономической  теории можно выразить графически, в виде математических уравнений.

  Графики  – изображения зависимости между  двумя и более переменными.

  Диаграммы – рисунки, показывающие соотношения между показателями.

При анализе  экономических проблем часто  используют позитивный и нормативный  анализ.

    Позитивный анализ – даёт возможность увидеть экономические явления и процессы, какие они есть на самом деле. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решить проверкой фактов.

   Нормативный  анализ – основан на исследовании  того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще  всего выводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинность или ложность. При ненормативном анализе выносятся оценки, справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо. 

Вопрос 3. Этапы развития экономической теории. Дать характеристику одной из школ.

В зависимости  от масштабов, экономика разделяется  на макро- микро- мезо- и супермакроэкономику.

  Микроэкономика  – изучает хозяйственную деятельность  отдельных экономических субъектов  (фирмы, домашнего хозяйства), помогает понять почему на низшем уровне экономики принимаются такие, а не иные решения.

  Макроэкономика  – изучает функционирование национальной  экономики в целом, общие экономические  процессы на уровне общества  и показывает, что надо делать  государству, чтобы общество процветало.

  Мезоэкономика  – изучает поведение промежуточных систем и отраслей народного хозяйства.

  Супермакроэкономика  – объясняет поведение мирового  хозяйства, мировой экономики  в целом. 

  Таким образом,  экономическая теория – это  системное описание действительности на основе её отражения и абстрактного обобщения её основных характеристик, по средствам определений, понятий, категорий, представленных как закон, правило или модель хозяйственной жизни.

Экономические школы:

Основные  экономические школы Предмет Главные выводы
  1. Меркантизм
Национальное  богатство 1.Источник богатства  - обращение (торговля)

2.Важнейшая роль  в экономике – государство.  Необходимость воздействия на  государственную экономическую  политику

  1. Физиократы
Национальное  богатство 1.Источник богатства  – сельское хозяйство.

2.Необходимость  ограничения вмешательства государства  в естественный ход рыночных  процессов

  1. Классическая
Национальное  богатство 1.Источник богатства  – материальное производство, основу  которого составляет промышленность

2.Рынок должен  быть свободным, вечным, то есть  невмешательство государства в  естественный ход развития

3.Выделение позитивной  и нормальной функции политики  экономики

  1. Марксистская политэкономика
Производственные  отношения, объективные экономические законы 1.Источник богатства  – прибавочная стоимость

2.Исторически  приходящий характер рыночной  экономики

3.Неизбежность  пролетарской революции

  1. Историческая
Производственные  силы нации (не только вся сфера экономики, но и политическая система, образование, наука и т.д.) 1.Предпочтительнее  эволюционная форма развития, чем  революционная

2.нельзя не  учитывать взаимосвязь материального  и нематериального производства.

3.так как производственные  силы науки неповторимы в каждой  стране, каждая нация имеет уникальную экономику и должна иметь особую экономическую науку, изучающую её.

  1. неоклассическая
Поведение человека, фирм, групп людей, общества (субъекты экономики) 1.Создание новой  научной парадигмы микроэкономики, носящей более прикладной характер

2.Необходимость разработки и обоснования экономической политики фирмы и рационального поведения потребителя.

  1. Кейнсианская
Механизм функционирования национальной экономики 1.Создание новой  научной парадигмы макроэкономики.

2.Необходимость  регулирующей роли государства.

3.Главный механизм  регулирования – стимулирование  совокупного спроса населения  и частного предпринимательства.

 
 
 
  1. Неоклассический синтез (современной экономики)
 
 
Национальное  богатство и мотивы человеческого  поведения в мире ограниченных ресурсов
 
 
1.Необходимость  обоснования экономического поведения  в субъектах экономики

2.Возможность  использования рекомендаций классической  политики экономики, неоклассики,  кейнсианства, доказавших на практике  свою ценность

  1. Институционализм
Институциональные и техникоэкономические изменения в обществе, поведения человека в связи с этим. 1.Необходимость  учёта в экономическом развитии  стран специфики их институциональной  структуры

2.Эволюционный  переход к формационному обществу, где главным становится человек

3.Создание новой экономической науки – клеометрии.

 

      Вопрос 4. Потребность: понятие, виды. Экономический  интерес. Экономическое  благо.

  Потребность  – объективная нужда людей  в чем-либо, необходимом для поддержания  жизнедеятельности и развитии  организма, развитии личности, требующее удовлетворение.

А.Маслоу. Таблица потребностей.

Самореализация

Самоуважение

Социальная  потребность 

Безопасность

Физиологический 

 Только при  осознании потребностей возникает  мотивация к труду. В этом  случае потребности приобретает конкретную форму – форму интереса.

  Экономический  интерес – форма проявления  экономических потребностей, которая  выражает хозяйственную пользу, выгоду, реализуя которую субъект  хозяйствования обеспечивает самостоятельность,  саморазвитие.

  Группы интересов:

А. общественные, коллективные, личные

Б. Национальные и интернациональные

В. Групповые, семейные

Г. Текущие, перспективные

Д. рациональные и нерациональные

Е. финансовые

Ж. Трудовые.

З) морально –  нравственные и т.д.

Все эти интересы существуют в единстве, но между ними есть и противоречия. 

  Экономическое  противоречие – объективно необходимое  динамическое отношение, взаимоисключающих и взаимополагающих противоположностей, свойственных каждому экономическому процессу. Это одновременное проявление в одном и том же экономическом процессе взаимоисключающих тенденций и свойств. Это сущность и источник самодвижения экономических процессов.

Экономические блага

Для удовлетворения потребностей необходимо благо.

 Благо –  всё то, что заключает в себе  определённый, положительный смысл: предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий ту или иную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

   Классификация  благ:

    Наличие материальной формы:

      Материальное  благо: естественные дары природы и продукты производства

      Нематериальное  благо – благо, действующее на развитие способностей человека. Оно  создаётся в непроизводственной сфере : образование, здравоохранение, культура.

   Виды  нематериальных благ:

- внутреннее  – благо, данное человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух и т.д.)

- внешнее –  то, что даёт внешний мир для  удовлетворения потребностей (репутация,  деловые связи и т.д.)

    2) Благо, как результат экономической деятельности:

           А. Экономические блага – объект и результат экономической деятельности, который можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями.

           Б. неэкономические (даровые) блага  – предоставляются природой, без  приложением человека усилий, существуют в природе свободно, в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных способностей человека

    Экономические блага

    Товары                                                                   Услуги 

    Вопрос 5. Экономические отношения общества

Экономические отношения общества:

    Материальные (вещественные)

    Имущественные

    Хозяйственные

    Экономические

    Рыночные

    Производственные

    Непосредственно – общественные

    Вопрос 6. Хозяйственная  деятельность. Общественное производство. Труд.

Хозяйственная деятельность – целесообразные усилия людей в процессе хозяйствования, основанные на известном расчете  и направленных на удовлетворение разного  рода потребностей.

      Стадии хозяйственной деятельности:

    1.Собственное производство – стадия создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека

    2.Распределение – стадия определения доли количеством, пропорцией, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в производстве продукта

    3.Обмен – стадия движения материальных благ и услуг от данного субъекта к другим и форма общественной связи производителя и потребителя в последующий общественный обмен веществ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"