Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, курсовая работа
Целью изучения экономических школ является: 1) углубить и расширить знания по экономической теории, 2) повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, накопить общий багаж человеческого капитала, 3) познакомиться с выдающимися экономистами мира и изучить сформулированные ими концепции. Профессиональный экономист обязан знать историю своей науки, ее выдающихся представителей их основные идеи.
Несостоятельной оказалась и практическая цель меркантилистов – поднять благосостояние нации с помощью внешней торговли. Постоянный приток в страну драгоценного металла приводит к обратному результату. Обилие денег в государстве вызывает рост внутренних цен, удорожание товаров, что уменьшает потребление продуктов населением.
Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.
Центральное
место в экономическом учении
физиократов принадлежит
Заслуга
физиократов состоит в
А.Смит Д. Риккардо отождествляли капитал со средствами производства. Они рассматривали капитал чисто вещественно, материально, обращение капитала сводили к простому перемещению, обращению средств производства. Маркс же определил капитал как выражение производственных отношений между классами и впервые в экономической науке показал обращение капитала как смену выражений этих классовых отношений.
Меркантилисты свели кругооборот капитала к денежной его форме. Физиократы, А. Смит и Д. Риккардо, рассматривали кругооборот капитала в производительной форме. Маркс же исходит из единства всех трех форм капитала – денежной, производительной и товарной, рассматривая их кругооборот и исследуя различные стадии, через которые проходит капитал в своем движении.
Маркс высоко оценил попытку Кенэ дать общую картину воспроизводства и обращения общественного продукта. После Кенэ никто из экономистов до Маркса не развил научных положений теории воспроизводства физиократов.
Основой марксовой теории ренты является учение о стоимости и ценах производства. Эту основу он применил и к сельскому хозяйству. Д. Риккардо исследовал только дифференциальную ренту. К. Маркс дал учение об абсолютной ренте. Он показал, что и худшие участки приносят их владельцу ренту. Причиной абсолютной ренты является частная собственность на землю. В результате сельскохозяйственные продукты продаются по их стоимости. Разница между их стоимостью и общественной ценой производства образует абсолютную земельную ренту.
Марксов анализ ренты, во-первых, раскрыл особенности развития капитализма в сельском хозяйстве, во-вторых, выявил причины его отставания от промышленности и, в-третьих, создал теоретическую основу для аграрной программы пролетариата и его партии – требование национализации земли.
Маркс критически анализирует учение физиократов, Т. Мальтуса, А. Смита, Д. Рикардо и других экономистов. Наряду с этим он излагает свои взгляды по целому ряду вопросов в экономической теории.
4-й
том «Капитала» состоит из
трех частей. В первой части
наиболее обширен экскурс в
историю экономической мысли.
Особое внимание уделяется
Вторая часть этого тома почти полностью посвящена Д. Рикардо.
Наибольшее внимание Маркс уделил теории ренты и кризисов. Это позволило ему разработать свою теорию этих категорий.
Исходя из критического анализа экономической теории, Маркс делает следующий вывод, изложенный им в послесловии ко второму изданию 1-го тома «Капитала»: …пробил смертный час для научной буржуазной политической экономии. Отныне дело шло уже не о том, правильна или неправильна та или другая теорема, а о том, полезна она для капитала или вредна, удобна или неудобна, согласуется с полицейскими соображениями или нет. Бескорыстные научные изыскания заменяются предвзятой, угодливой апологетикой». Маркс назвал такую политическую экономию вульгарной, в отличие от классической политической экономии в лице А. Смита и Д. Риккардо. [5]
Марксистская идеология довольно длительный период носила характер официальной доктрины. В 80–90-х гг. внимание экономистов сосредоточивается на обсуждении проблем дальнейшего социально-экономического развития. Проблемы системной эволюции социализма и переходной экономики рассматриваются с позиций заимствования западных теорий (особенно монетаризма) и разработки «стабилизационных» программ. [13]
Неоклассическая
экономическая теория так же, как
и классики исходит из принципа экономического
либерализма, принципа свободной конкуренции.
Но в своих исследованиях
Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за её игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции. Больше того кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, то есть от принципа невмешательства государства в экономику. [10]
Исследования
Кейнса носят несистематизированный
характер и плохо воспринимаются.
Его действительно можно
Институционализм во многом близок кейнсианству.
Отличия институционализма от других экономических школ:
Монетаризм,
как одно из важнейших направлений
современной экономической
Монетаризм как теория был активно использован на практике в США, Чили. Но сведение регулирования экономики только к управлению денежной массой не позволило достичь устойчивого развития экономики в отдельно взятых странах. [4]
Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70-е - 80-е годы, когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.[10]
Заключение
История экономических учений – не что иное, как процесс становления и развития человеческих взглядов, представлений, обобщений относительно характера, содержания и целей разумной хозяйственной деятельности, отношений между различными хозяйствующими субъектами, между ними и государством.
Экономическая мысль, естественно, развивается на базе достигнутого уровня развития производительных сил, стремится найти общие закономерности. Экономическая мысль стремится спрогнозировать на основе анализа прошлого и нынешнего состояния народного хозяйства будущее. Ее главная задача- анализ и обобщение накопленного опыта хозяйственной деятельности людей, вычленение ее главных составляющих.
Экономические теории могут быть заимствованы у других народов и находить применение вне связи с местами их появления. Экономическая мысль может быть и созидательной и разрушительной.
Авторы различных экономических теорий и концепций, конечно, не ставили перед собой целей, противоречащих интересам и жизни человеческого общества, однако, в некоторых случаях реализация их теорий в целом либо в существенных деталях приносила отрицательные результаты.
Возьмем, к примеру, марксистско-ленинскую теорию построения коммунистического общества. Цель – построение бесклассового общества, где человек человеку – друг, товарищ и брат, где «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Что может быть заманчивее и благороднее! Но попытка построить такое общество обернулась десятками миллионов бессмысленно загубленных человеческих жизней, развалом экономики, снижением продолжительности жизни и жизненного уровня, хищническим и неэффективным использованием огромных материальных ресурсов. Эта теория зародилась в Германии, но нашла применение во многих других странах. Она была заимствована и реализована, ибо казалась более верной, чем другие теории, даже возникшие в собственной стране.
Итак, экономическая мысль движется по своим собственным законам, в борьбе различных концепций, разделяющихся и соединяющихся в различных вариантах одна с другою.
Экономическая теория – это система взглядов на историю, состояние и перспективы развития производительных сил и производственных отношений. Современному экономисту нужно владеть, возможно, более широким спектром знаний. Знание истории экономических теорий в их взаимосвязи позволит ему в практической деятельности учесть опыт прошедших эпох, оценить их достижения, увидеть их заблуждения, воспользоваться их открытиями. [3]
В ходе изучения экономических теорий осуществляется сопоставление их методологических основ и трактовок ими важнейших экономических категорий. Изучение экономических концепций позволяет выявить внутреннюю логику развития экономической науки, обнаружить взаимосвязь и преемственность выдвигаемых экономистами разных эпох идей. Исследователи истории экономической мысли сравнивают также содержащиеся в различных концепциях практические рекомендации и их использование в экономической политике государства.
В заключение хочется добавить, что на сегодняшний момент ни одна из вышеперечисленных экономических школ не работает в чистом виде ни в России, ни в Украине. Хочется надеяться, что в период нынешнего экономического кризиса ученые-экономисты будут искать новые, более эффективные пути к решению поставленной перед ними задачи: выхода из мирового экономического кризиса.
Список
использованных источников