Школы экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Целью изучения экономических школ является: 1) углубить и расширить знания по экономической теории, 2) повысить экономическую и общую культуру, расширить кругозор в области общих, специальных и отраслевых экономических наук, накопить общий багаж человеческого капитала, 3) познакомиться с выдающимися экономистами мира и изучить сформулированные ими концепции. Профессиональный экономист обязан знать историю своей науки, ее выдающихся представителей их основные идеи.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

      Маржинализм характеризуется следующими положениями:

  • сведение предмета экономической науки к изучению рационального распределения ограниченных ресурсов;
  • переход исследований на микроэкономический уровень, перенесение центра внимания на поведение фирмы и потребителя; приоритет субъективного подхода к исследованию;
  • применение математического инструментария: предельных величин, дифференциального анализа, поиска оптимальных решений, графических построений и иллюстраций;
  • решение статических задач, ограниченных коротким интервалом времени.

      В рамках маржинализма сложилось несколько  школ: австрийская, лозаннская и англо-американская (в том числе кембриджская). [3]

      Согласно  выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны  покупателя) и издержками производства (со стороны продавца). Принципы предельной полезности послужили основанием для  разработки обширной концепции предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни. [12] 

1.6 Современные школы экономической теории:

кейнсианство, институционализм, монетаризм. 

      Неоклассическая экономическая теория является одной  из основ многих направлений современной  экономической теории. Современная  экономическая теория - это совокупность разных экономических школ и направлений, распространённых в мире на рубеже 20 - 21 столетий. Условно можно выделить три ведущих направления в современной экономической теории: кейнсианство, институционализм, монетаризм. [10]

      Кейнсианство  как направление экономической  теории возникло в 30-е годы 20 столетия, в период Великой депрессии, - мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. и  последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления  связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Он был выпускником Кембриджского университета, учеником А.Маршалла и А. Пигу. Главное произведение Дж. М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег" впервые было издано в 1936 г.

      Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие  макроэкономические показатели и взаимосвязи  между ними, в частности, зависимость  между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства, между инфляцией и безработицей.

      По  существу Дж.М.Кейнс был основателем  современной макроэкономики. [10]

      Кейнс подверг экономическому анализу  проблему хронического недоиспользования производственных источников, массовую безработицу и вообще капиталистический парадокс «недостатка среди достатка». Он отвергал концепцию механизма автоматического стихийно-рыночного восстановления равновесия капиталистического хозяйства.

      Государство, по мнению Дж.М. Кейнса, должно обеспечивать: 1) поддержание занятости на определенном эффективном уровне;2) регулирование баланса между сбережениями и потреблением; 3) с помощью государственного бюджета стимулирование инвестиций.

      Общий уровень занятости, производства и национального дохода, зависит не столько от производственных возможностей общества, сколько от платежеспособного спроса, уровень которого определяют виды предпринимателей на прибыль.[9]

      Кейнс обосновал увеличение безработицы. Для того, чтоб регулировать состояние рынка труда- уровень безработицы, государство должно принимать активные меры. Стоимость труда зависит от предложения и спроса на него.

      Им  разработана в дальнейшем широко применяемая в практических исследованиях  экономики теория эффекта мультипликатора, смысл которой заключается в том, что увеличение инвестиций в одну область оказывает влияние на рост и спроса и доходов населения. Он отмечал следующее: с ростом доходов населения должен увеличиваться объем потребления, на практике же происходит противоположное- увеличиваются сбережения , а не расходы.

      Дж. М. Кейнс сосредоточил внимание на вопросах изучения спроса и управления им. Достижение равновесия между спросом и предложением он считал невозможным. [4]

      Рыночная  экономика, доказывет Кейнс, не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить "эффективный спрос", достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий 20 века, начиная с конца 30-х годов и до середины 70-х, кейнсианство было господствующим направлением как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада. [10]

      Наряду  с кейнсианством, одним из наиболее распространённых школ современной  экономической мысли является институционализм. Как направление институционализм возник на рубеже 19-20 вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма - институционально-социологическая школа.

      Особенностью  институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий "институция" (обычай, заведённый порядок) и "институт" (порядок, закреплённый в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, - это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Институционализм рассматривает в теории не "экономического человека", а разностороннюю личность. Точно так же как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как "постиндустриального", "информационного" общества.

      Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Профессор Гарварда, государственный деятель, посол в Индии, Гэлбрэйт известен также и своими экономическими работами, каждая из которых была бестселлером не только в академических кругах, но и среди образованной части публики вообще. Одна из важнейших его работ - это "Новое индустриальное общество" (1961).

      В современной рыночной экономике, "новом  индустриальном обществе", по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. А в корпорациях реальной властью обладают не собственники, а "техноструктура". Техноструктура - это слой специалистов по технологии, управлению, финансам, учёные, конструкторы.

      При планировании производство и сбыт осуществляется по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем. Цели бизнеса при этом изменяются. Техноструктура мало заинтересована в максимизации прибыли, она заинтересована в том, чтобы компания стабильно развивалась, имела прочное положение на рынке. [10]

      Сторонники  институционализма полагают, что  научно-технический прогресс, ведет  к преодолению социальных противоречий, к  бесконфликтной  общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному. [8]

      Институционализм  во многом близок кейнсианству.

      Название  монетаристского направления происходит от латинского "монета" - денежная единица, деньги. Монетаризм возник в  США и стал распространяться в 50-60-е годы 20 века. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912), профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является "Капитализм и свобода" (1962).

      Важнейшей особенностью монетаризма как экономической  школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному  фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: "Деньги имеют значение" ("Money matters"). По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода.

      Экономика признается саморегулирующейся системой, функционирующей во взаимосвязи с обществом.

      Рынок выделяется как место пересечения  всех происходящих в экономике процессов. На него должно быть оказано государственное  воздействие, но не на весь, а только на финансовую составляющую – деньги. Воздействие на экономику посредством денег заключается в выпуске ценных бумаг государством, увеличении или уменьшении объема денег т. д. Согласно монетаризму считается целесообразным отстранение государства от управления экономикой, а его роль должна ограничиться фискальной функцией. [10]

      Ключевые  положения:

  1. Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением;
  2. Рыночная экономика — саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике;
  3. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен и инфляции;
  4. Инфляция должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ;

      При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического»  прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой  инфляции; темп прироста общественного продукта. [11] 

1.7 Украинская  физическая экономия 

      Речь  пойдет о физической экономии, основателем  которой является выдающийся украинский мыслитель С. Подолинский. Его идеи развивал  В.Вернадский, М.Руденко  продолжил их анализ и сформулировал название «физическая экономия».

      В чем же сущность концепции Подолинского? Уже название его исследования настраивает  на новый подход к анализу общественно-экономических  явлений. В труде Подолинского речь идет о соединении физического с  экономическим..

      Предметом исследования Подолинский избирает биосферу- объект, который ранее  не исследовался как единая целостность. Подолинский еще не употребляет  этот термин, но анализирует растительный мир, который аккумулирует энергию, и животный, который ее потребляет.

      С.Подолинский  начинает свое следование с анализа  энергии. Виды превращаемой энергии, распределенной на Земле, Подолинский рассматривает  как основу для изучения роли труда  в мировом распределении энергии.

      Украинский  ученый становится первым в мировой  науке, кто дает естественнонаучное определение труда. «Труд,- пишет он, -есть такое потребление механической  и психической работы, накопленной в организме, которое имеет результатом увеличение количества превращаемой энергии на земной поверхности».

      Наилучшим видом полезного труда , сохраняющего солнечную энергию на земной поверхности, Подолинский называет земледелие., вместе с тем он относит к полезному труду изготовление орудий труда, умственную деятельность человека и т.п. как способствующие повышению производительности труда.

      Подолинский, как основатель «украинской школы  физической экономии» сформулировал  новую научную парадигму цивилизованного  развития:

      1) разработал энергетическую теорию  общественного развития, представив  взаимодействие мировой энергии (объекта) и человека (субъекта) как основу жизни;

      2) одним из первых сформулировал проблему соединения естественных и гуманитарных наук;

      3) первым в мировой науке дал естественнонаучное определение труда, обнаружив его космический характер;

      4)впервые в мировой науке определил физическую природу прибавочного продукта как результата человеческого труда и превращенной дополнительной энергии Солнца;

Информация о работе Школы экономической теории