Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа
В ходе становления постиндустриальной экономики резко возрастает актуальность проблематики сферы услуг как системообразующего сектора хозяйства. Ныне в развитых странах в нем сосредоточено 70-80% ВВП и общей численности занятых, более 2/3 капиталовложений и основного капитала, а также крупные объемы разного рода нематериальных активов [6, с.40]. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд. дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Понятие и сущность сферы услуг, услуги 4
1.2. Сфера услуг в обществе постиндустриального типа 12
2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 18
2.1. Причины стремительного развития сферы услуг 18
2.2 Особенности развития сферы услуг в России 20
2.3. Внешняя торговля услугами. Роль России на мировом рынке услуг. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Таблица 1.2. Определение услуги, содержащееся в разных источниках) 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Таблица 1.2. (Продолжение)) 36
В 2006 г. впервые баланс по статье «компьютерные и информационные услуги» был положительным, активное сальдо составило 0,02 млрд. долл. Устойчиво дебетовый характер для России имеет торговля транспортными услугами, что обусловлено территориальным фактором, высокими объемами перевозок собственных внешнеторговых и транзитных грузов.
В системе внешнеторговых связей России обмен услугами имеет подчиненное значение. По причинам пока еще низкой конкурентоспособности большинства секторов российской сферы услуг, а также недостаточного использования современных деловых услуг в интересах модернизации и повышения эффективности экономики РФ доля услуг в общем внешнеторговом обороте товаров и услуг составляет 14-15%, и особенно мала в экспорте - только 9%. Эти показатели (прежде всего по экспорту) заметно отличаются от аналогичной среднемировой величины, достигающей 19-20% [7, с. 43].
На протяжении последних лет удельный вес услуг в суммарном экспорте страны находился на уровне 9-11%, импорте — 21-27%. При этом наблюдалось неуклонное и довольно заметное падение значимости услуг, как в общем вывозе, так и в совокупном ввозе РФ.
Показатели внешнеторговой квоты в ВВП по услугам для России невелики и составляют около 8% в сумме по экспорту и импорту и 3% по экспорту. По отношению к валовой добавленной стоимости в сфере услуг внешнеторговый оборот по услугам равняется 15%, стоимость экспортных поставок — 6%. Все приведенные величины уступают аналогичным данным по основным группам стран и миру в целом. Таким образом, степень вовлечения российской сферы услуг в международный обмен пока еще сравнительно невысока [7, c. 44].
В настоящее время роль России на мировом рынке услуг очень мала, а ее доля в суммарном экспорте и импорте услуг составляла в 2006 г. около 1,1% и 1,7% соответственно. По итогам 2006 г. Россия занимала лишь 25-е место в списке крупнейших экспортеров услуг, значительно уступая Китаю (в 2,9 раза), Индии (в 2,4 раза), новым индустриальным странам и территориям Азии (Республике Корея, Сингапуру, Гонконгу, Тайваню) [7, с. 44].
Несмотря
на негативные моменты, потенциал России
в наращивании масштабов
В условиях экономического подъема в начале текущего десятилетия отмечалось устойчивое и значительное расширение внешней торговли России услугами (рис. 2.2.) [7,с. 53].
Таким
образом, основное приращение экспорта
услуг произошло, прежде всего, за счет
расширения продаж интеллектуальных услуг
(деловых, профессиональных, технических,
компьютерных и информационных), а также
ряда традиционных видов услуг — транспортных,
туристических, строительных.
Рис. 2.2 Структура абсолютного прироста экспорта услуг 2003-2006 гг.
Сфера услуг каждой страны имеет свой индивидуальный, неповторимый путь развития. И хотя в одних странах уже сформировалась «сервисная экономика», а в других сфера услуг не столь развита, в целом можно говорить об общей тенденции повышения роли сервисного сектора в общемировом экономическом пространстве. В условиях активного развития сферы услуг обозначаются все новые экономические, статистические, управленческие, технологические проблемы, связанные, в частности, с торговлей услугами на мировом рынке, сервисной деятельностью на национальном уровне, функционированием отдельных организаций сферы услуг и т.д. Сервисный сектор, таким образом, становится предметом все более пристального внимания со стороны исследователей, принадлежащих к самых различным научным направлениям, среди которых — экономика, маркетинг, менеджмент.
Сфера услуг в России еще не вышла на траекторию долгосрочного развития. Сложившиеся тенденции общественных преобразований характеризуется множеством противоречий и неопределенностью результатов переходного периода.
Но не стоит забывать, что реальный, жизненный, научно-практический интерес к сфере услуг стал проявляться и усиливаться только в последнее десятилетие ХХ века. В сравнительно короткий период Россия достигла существенных сдвигов в формировании рынка услуг. В то же время, появляются мнения и о том, что многие российские сектора услуг уже сейчас являются или могут в скором времени стать вполне конкурентоспособными.
Огромный интеллектуальный капитал, созданные основы рыночных институтов, коммуникационные инфраструктуры и финансовый рынок — все эти факторы создают позитивные предпосылки для развития страны. Главная задача заключается в том, чтобы ускорить этот процесс, повысить конкурентоспособность экономики, увеличивая роль наукоемких отраслей сферы услуг.
Определение услуги | Источник |
«Сервис, или услуги, — любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем—либо. Предоставление услуг может быть связано или не связано с материальными продуктами» | Котлер Ф. Маркетинг—менеджмент. Экспресс—курс. 2—е изд. / пер. с англ.; под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2005. С. 301 |
«Услуги — это неосязаемые блага, которые приобретаются потребителями, но не связаны с собственностью» | Ассэлъ Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов. М.: ИНФРА—М, 2001. С. 337 |
«Услуга является действием или выгодой, ее покупатель не получает права собственности на какой—либо материальный объект» | Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. СПб.: Питер. 1999. С. 448 |
«Услуги могут быть определены как экономический вид деятельности. Услуги — это действия, дела или выполнение работ; они неосязаемы» | Хаксевер К., Рейдер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг. М., 2002. С. 25 |
«Услуга — это то, что может быть продано или куплено, но не может упасть на ногу» | Economist. Service market. 1994. №3 |
«Service (услуги): экономические блага, не имеющие материальной или накопляемой формы» | Экономика: Толковый словарь: англо—русский. М.: ИНФРА—М, Весь Мир, 2000. С, 661 |
«Услуги — работа, выполняемая на заказ и не приводящая к созданию самостоятельного продукта, товара» | Новый экономический и юридический словарь / под. ред. А.Н. Азрилияна. М.: Ин—т новой экономики, 2003. С. 955 |
«Услуги — это одни из весьма распространенных видов работ, экономической деятельности, результатом которой является изменение качества уже существующих, произведенных вещей» | Курс экономики: учебник. 3—е изд., доп. / под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРЛ—М, 2001. С, 33 |
«Services (услуги), действия, направленные непосредственно па потребителя» | Экономикс: англо—русский словарь—справочник/ Э.Дж. Долан, Б.И. Домненко. М.: Лазурь, 1994. С. 400 |
«Услуга — это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие—либо потребности отдельного человека или общества в целом» | Ширай В.И. Мировая экономика и международные отношения: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2003. С. 226 |
«Услуги — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие—либо потребности человека» | Добрынин А.И., Журавлева Т.П. Общая экономическая теория. СПб.: Питер. 2000. С. 52 |
«Услуги — экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций и общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально—вещественной форме» | Панкратьева Н. Система статистических показателей сферы услуг как сектора экономики // Вопросы статистики. 1998. № 4. С. 17 |
«Услуги представляют собой результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги» | Курс социально—экономической статистики: учебник для вузов / под ред. проф. М.Г. Назарова. М.: Финстат—информ, 2002. С. 655 |
«Услуги представляют собой такие виды продукции, которые не могут быть складированы и потребляются в месте и во время их приобретения» | Экономика США: учебник для вузов / под ред. В.Б. Супяна. СПб.: Питер, 2003. С 125 |
Информация о работе Сфера услуг в постиндустриальной экономике