Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа
В ходе становления постиндустриальной экономики резко возрастает актуальность проблематики сферы услуг как системообразующего сектора хозяйства. Ныне в развитых странах в нем сосредоточено 70-80% ВВП и общей численности занятых, более 2/3 капиталовложений и основного капитала, а также крупные объемы разного рода нематериальных активов [6, с.40]. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд. дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Понятие и сущность сферы услуг, услуги 4
1.2. Сфера услуг в обществе постиндустриального типа 12
2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 18
2.1. Причины стремительного развития сферы услуг 18
2.2 Особенности развития сферы услуг в России 20
2.3. Внешняя торговля услугами. Роль России на мировом рынке услуг. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Таблица 1.2. Определение услуги, содержащееся в разных источниках) 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Таблица 1.2. (Продолжение)) 36
Увеличение объемов прочих коммунальных, социальных и персональных услуг связано с ростом бюджетных расходов на указанные цели и реализацией национальных проектов, а также повышением платежеспособности населения по этим услугам.
Динамичный рост сферы финансовых услуг в последние годы стал следствием значительного укрепления финансовой системы страны на фоне повышения предпринимательской активности и реальных располагаемых доходов граждан, что стимулировало спрос на разнообразные банковские и страховые услуги, многие из которых развиты в России пока недостаточно (особенно розничные банковские услуги, операции с кредитными карточками, услуги электронного банкинга, страхование жизни, профессиональной и гражданской ответственности, др.). Важным фактором быстрого расширения сферы финансовых услуг в 2005-2006 гг. явилось усиление коммерческого присутствия дочерних структур зарубежных банков и страховых компаний в России, чьи позиции на отечественном рынке существенно окрепли. Приход иностранных финансовых институтов в РФ заметно увеличил предложение и ассортимент финансовых услуг и в ряде случаев привел к снижению их стоимости. В целом российский рынок финансовых услуг оценивается зарубежными экспертами как один из самых перспективных в мире, поскольку, с одной стороны, он по многим позициям слаборазвит и ненасыщен и потому имеет огромный потенциал роста, а с другой - потребность в разнообразных финансовых услугах будет постоянно увеличиваться в условиях экономического подъема, диверсификации и модернизации национального хозяйства.
Расширение предоставления услуг транспорта и связи объясняется, помимо общего повышения деловой активности в стране, опережающим развитием современных видов связи, в первую очередь в потребительском сегменте рынка. В целом доходы от услуг связи увеличились на 43% за 2005-2006 гг., в том числе доходы от услуг подвижной электросвязи - на 79%, число абонентов сотовой связи выросло в 2,2 раза [7, c. 36].
Доходы от операций с недвижимостью и аренды росли достаточно высокими темпами в 2003-2006 гг., однако в этом случае действовали такие сдерживающие факторы, как достигнутая значительная степень насыщения рынка против платежеспособного спроса и явно завышенные цены на недвижимость, особенно в мегаполисах. Последнее в том числе привело к снижению пространственной мобильности предпринимательского сектора и рабочей силы, что дестимулировало рынок операций с недвижимостью и арендой.
В 2005-2006 гг. высокими темпами росли доходы гостиничного и ресторанного бизнеса. В основе этого роста — повышение деловой активности в стране, увеличение доходов населения, расширение внутреннего и въездного туризма. По данным Банка России, поступления по статье «поездки» в 2006 г. выросли на 28% к уровню 2005 г. Значительные изменения за последние годы претерпела структура расходов домашних хозяйств на питание: если все расходы на питание принять за 100%, то расходы на питание вне дома повысились с 3,5% в 2000 г. и 5% в 2001-2002 гг. до 7-8% в 2003-2006 гг. [7, с. 36].
Существенны преобразования в материальной базе многих отраслей, где концентрируется новое строительство, ориентированное, как правило, на мировые стандарты в области технологий, архитектурно-планировочных решений, внутреннего дизайна, комфорта удобства для потребителей. В результате в стране появились предприятия ранее не известных типов и форматов: супермаркеты, мини- и гипермаркеты, торговые и многоцелевые торгово-развлекательные и офисные центры, многозальные кинотеатры, выставочные и концертные комплексы, многопрофильные спортивно-оздоровительные учреждения и т.д. На основе новых технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных (ИКТ), ныне работают телекоммуникации, продвинутый сегмент торговли, деловые, профессиональные, финансовые услуги; расширяется их применение в медицине, образовании, на транспорте и даже в таких далеких от техники видах деятельности, как музеи, библиотеки, сценическое искусство и т.д.
Существенно меняется деловая практика, производители переходят на новые организационно-управленческие модели и механизмы. По всему спектру отраслей услуг — от розничной торговли до медицины — распространяется сетевая модель организации с более высокими стандартами обслуживания и показателями эффективности. Предложение услуг дифференцируется в зависимости от уровня доходов, вкусов и предпочтений потребителей, бизнес закрепляется в нишах того или иного рыночного сегмента. Намечаются сдвиги в устранении хронического дефекта советского сервиса — низкого качества и культуры обслуживания; укореняется новый стиль отношений производителей с клиентурой и контрагентами. Многоплановое обновление ряда услуг, и это принципиально важно, диктуется не командами сверху, а экономическими требованиями и закономерностями, глобальной конкуренцией, идет в русле основных направлений мирохозяйственного развития.
В то же время за сравнительно более благополучным фасадом обнаруживаются глубокие контрасты и серьезные проблемы. Отличительная черта модернизации — неравномерность по многим параметрам. Значительны межотраслевые различия в глубине и темпах перемен, уровне технологий, качестве организации, управления и сервиса. Одни отрасли вырвались вперед, другие пребывают в кризисном или застойном состоянии; отчетливо выражен дисбаланс наукоемких и традиционных услуг; аномально крупных размеров достигают охранный бизнес, некоторые виды развлечений и рекреации и т.п. Велики региональные контрасты. В потреблении услуг особенно ярко выражена самая опасная болезнь российского общества — огромный разрыв по уровню доходов населения.
Впечатляющие по российским меркам достижения в рассматриваемой сфере, однако, меркнут при сопоставлении уровня ее развития с внутренними потребностями и с западными реалиями, где этот крупный и системообразующий сектор под влиянием научно-технологического прогресса, институциональных сдвигов, глобализации получил в последние 25-30 лет сильнейший импульс к всестороннему прогрессу.
Для сопоставительного анализа в первую очередь необходимы достоверные сведения о масштабах сферы услуг, как точке отсчета для дальнейшего движения. Доля услуг в ВВП России, по официальным данным, составляет в последние годы около 60%; это ниже, чем в большинстве развитых стран, где она варьирует в пределах 70-75% [5, с. 42]
Российское
государство декларирует
Мировая торговля услугами развивается в последние годы достаточно быстрыми темпами, чему в немалой степени способствует научно-технический прогресс, в частности развитие информационных технологий; возрастание потребления услуг в большинстве стран мира; рост открытости национальных экономик; укрепление международных экономических связей и т.д.
Услуги стали полноправными объектами международной торговли. Из-за их «неосязаемости» этот вид внешнеэкономических отношений иногда называют невидимым экспортом и импортом. Экспорт и импорт услуг может иметь как самостоятельный характер, так и сопутствовать торговле промышленными товарами на мировом рынке, как, например страховых, юридических и банковских услуг.
Одним из основополагающих актов, регулирующих международную торговлю услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Это соглашение направлено на «сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран - участниц Всемирной торговой организации по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире». В соответствии с ГАТС, услуга включает любую услугу в любом секторе, за исключением предоставляемых во исполнение государственных полномочий [3, с. 26].
Под торговлей услугами понимается их поставка несколькими способами. Во-первых, это так называемая трансграничная поставка, то есть поставка услуг с территории страны, где находится поставщик, на территорию страны, где находится потребитель. Другой способ поставки услуг, предусмотренный ГАТС, — потребление за рубежом — предполагает передвижение потребителя или перемещение его собственности в страну, где услуга предоставляется. Третий способ — коммерческое присутствие одной страны на территории другой, где собственно и предоставляется услуга. Под коммерческим присутствием понимается любая форма делового или профессионального учреждения, включая создание, приобретение или сохранение юридического лица, филиала или представительства. Примеры такого способа поставки — деятельность в стране иностранного банка или ресторана. Четвертый способ поставки услуг, отраженный в ГАТС, — перемещение физических лиц — предполагает присутствие физических лиц страны — поставщика услуги на территории страны, где находятся сервисные потребители.
В условиях роста мобильности факторов производства наблюдается быстрое расширение торгового пространства вне трансграничных операций. В последние десятилетия высокий динамизм свойственен поставке услуг через коммерческое присутствие: все больше сервисных компаний стремятся к непосредственной близости к потребителям и рассматривают свою деятельность в других странах как одно из приоритетных направлений развития. Совершенствование системы транспорта и коммуникаций, развитие деловых отношений между странами способствуют расширению потребления услуг за рубежом. Все более заметную роль играет и перемещение физических лиц — производителей услуг: в ряде стран иностранная рабочая сила составляет значимую долю имеющихся трудовых ресурсов.
По данным ВТО, в 2005 г. мировой экспорт коммерческих услуг составил 2414,7 млрд. долл. против 362 млрд. в 1980 г. Лидером в торговле услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг достигла в 2005 г. 14,6 и 12,2% соответственно. В 2005 г. в пятерку стран с наибольшими объемами экспорта и импорта услуг, кроме США, входили Великобритания, Германия, Франция и Япония.
Соотношение экспорта и импорта услуг по странам мира существенно различаются. Так, превышение экспорта услуг над их импортом, по данным 2005 г., характерно для США (353,3 и 288,7 млрд. долл. соответственно), Великобритании (183,4 и 150,1 млрд.), Франции (113,7 и 102,9 млрд.), Испании (91,2 и 65,3 млрд.), Швейцарии (45,2 и 25,3 млрд.), Греции (34,1 и 14,3 млрд.), Турции (27,5 и 12,0 млрд.), Хорватии (10,2 и 3,5 млрд.), Марокко (7,9 и 3,1 млрд. долл.) и др. К странам, в которых, напротив, наблюдается превышение импорта услуг, относятся Германия (198,6 и 142,9 млрд. долл. соответственно), Япония (135,9 и 106,6 млрд.), Ирландия (67,5 и 54,7 млрд.), Канада (62,3 и 50,6 млрд.), Азербайджан (2,5 и 0,6 млрд.) и др. [3, с. 26].
По данным платежного баланса Российской Федерации, общий внешнеторговый оборот услуг в 2006 г. составил 73,7 млрд. долл., в 2001 г. — 32,0 млрд. долл. Экспорт услуг в 2006 г. был равен 30,9 млрд. долл., в 2001 г. - 11,4 млрд. долл.; импорт услуг - 44,7 млрд. долл. и 20,6 млрд. долл. соответственно (рис. 2.1.) [7, с. 41].
Рис. 2.1. Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2001-2006 гг.
Динамика внешней торговли Российской Федерации услугами в 2001-2006 гг., характеризовалась стабильно высокими темпами прироста. Повышательные тенденции наблюдались как в экспорте услуг, так и в их импорте. Наиболее динамично развивался экспорт услуг. В обозримом периоде он увеличился в 2,7 раза. Импорт услуг вырос в 2,2 раза [7, с. 42]
Баланс в торговле услугами, в отличие от торговли товарами, имеет устойчиво отрицательные значения, что объясняется низким экспортным потенциалом в этой сфере при сохраняющейся потребности в импорте традиционных видов услуг и растущем спросе на прогрессивные, интеллектуальные и технически сложные услуги. Вместе с тем в последнее время отмечалось заметное снижение коэффициента несбалансированности торговли услугами: соответствующий показатель (отношение чистого сальдо к обороту) снизился с 28,5% в 2001 г. до 18,3% в 2006 г. Накопленный дефицит в торговле услугами превысил 70 млрд. долл. за 2001-2006 гг. Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, финансовых, страховых, большинства видов деловых и профессиональных услуг.
Информация о работе Сфера услуг в постиндустриальной экономике