Сфера услуг в постиндустриальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

В ходе становления постиндустриальной экономики резко возрастает актуальность проблематики сферы услуг как системообразующего сектора хозяйства. Ныне в развитых странах в нем сосредоточено 70-80% ВВП и общей численности занятых, более 2/3 капиталовложений и основного капитала, а также крупные объемы разного рода нематериальных активов [6, с.40]. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд. дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Понятие и сущность сферы услуг, услуги 4
1.2. Сфера услуг в обществе постиндустриального типа 12
2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 18
2.1. Причины стремительного развития сферы услуг 18
2.2 Особенности развития сферы услуг в России 20
2.3. Внешняя торговля услугами. Роль России на мировом рынке услуг. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Таблица 1.2. Определение услуги, содержащееся в разных источниках) 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Таблица 1.2. (Продолжение)) 36

Работа содержит 1 файл

Сфера услуг в постиндустриальной экономике.doc

— 375.50 Кб (Скачать)
 

       В последние годы в условиях стремительного развития науки и техники в мире сервисная сфера претерпела качественные изменения. Возрастающая роль отводится услугам «четвертичного» и «пятеричного» секторов – «знаниеемким» отраслям, таким как образование, НИОКР, здравоохранение, управление, финансовые, страховые, телекоммуникационные услуги. Кроме того, активное использование достижений научно-технического прогресса изменило технологию предоставления и многих традиционных услуг. Появились, например, электронная почта, дистанционное обучение, покупка авиа- и железнодорожных билетов в режиме он-лайн и т.п.

       Очевидны тенденции перехода развитых стран к постиндустриальному обществу, в котором роль сферы услуг стала столь велика, что современную экономику стали называть экономикой услуг, а общество, в котором сфере услуг принадлежит ведущая роль,— постиндустриальным, или сервисным. Активное формирование такой экономики и такого общества будет продолжаться в развитых странах, что может иллюстрировать логика структурных сдвигов в общественном производстве наиболее развитых государств (таблица 1.4) [2, с. 43]     
 

       Таблица 1.4

       Структурные сдвиги в общественном производстве развитых стран (%)

Страна Сельское  хозяйство Промышленность Сфера услуг
1975 г. 2001 г. 1975 г. 2001 г. 1975 г. 2001 г.
США 4,1 2,2 30,6 23,0 65,3 74,8
Япония 12,7 1,0 35,9 32,0 51,4 67,0
Германия 6,8 1,0 45,4 31,0 47,8 68,0
Франция 10,4 3,0 38,6 26,0 51,0 71,0

           

       Весьма  сложно дать точную статистическую оценку структурных изменений, поэтому в других источниках можно встретить несколько иные данные. Однако в целом они служат, как считают специалисты, серьезной основой для вывода: современной модели экономики присущи высокие темпы роста сферы услуг, противоречивое развитие промышленности (сокращение добывающей и рост новейших отраслей) и сельского хозяйства (уменьшение объемов занятости при увеличении производительности труда и развитии аграрно-промышленного комплекса).

       Сервисная сфера в постиндустриальной экономике охватывает многие виды деятельности. Большинство организаций в той или иной степени оказывают услуги, причем это касается не только традиционно сервисных, но и производственных предприятий (сервисное обслуживание производимого продукта, транспортные, информационные услуги и т.п.). Сфера услуг рассматривается уже не как единая отрасль, а как масштабный сектор экономики с разветвленной и сложной структурой. 
 
 
 
 
 
 

       
  1. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
 
       
    1. Причины стремительного развития сферы услуг

       Активное  развитие сферы услуг обусловлено  влиянием ряда факторов. К. Лавлок, всемирно признанный авторитет в области теории управления сервисными организациями, к этим факторам относит: политику государства, социальные изменения, тенденции развития бизнеса, развитие информационных технологий, интернационализацию и глобализацию организаций сферы услуг. Государство оказывает воздействие посредством смягчения регулирования или, наоборот, усиления контроля над ценообразованием путем приватизации сервисных организаций, снижения ограничений в торговле услугами, ужесточения законов, способствующих защите потребителей и производителей, охране окружающей среды [3, с. 23-24].

       Большие изменения произошли и в домохозяйствах, что также повлияло на необходимость динамичного развития сферы услуг. Портер, раскрывая растущую потребность в услугах, отмечает факторы, действующие в США:

  • растущее изобилие;
  • стремление к лучшему качеству жизни;
  • увеличение свободного времени;
  • урбанизация, делающая необходимыми новые виды услуг (например, обеспечение безопасности);
  • демографические изменения, ведущие к росту числа детей и пожилых людей, которые нуждаются во многих услугах;
  • социально-экономические перемены, такие, как появление семей, где муж и жена работают, нехватка личного времени и т.д.;
  • усложнение покупательского спроса, ведущее к расширению самого набора требуемых услуг (например, по ведению личных финансовых дел);
  • технологические изменения, повышающие качество услуг или создающие новые виды услуг (например, в области медицинского обслуживания, кабельного телевидения, получения данных по компьютерной сети) [2, с. 48-49].

       Следует учитывать, что указанные факторы присущи различным странам.

         Среди актуальных для сферы  услуг тенденций бизнеса К. Лавлок выделяет расширение сервисной деятельности промышленными предприятиями, распространение франчайзинга, ориентацию организаций на повышение качества услуг, фокусирование внимания на запросах потребителей, ужесточение требований при найме персонала.

         Развитие информационных технологий, по мнению К. Лавлока, проявляется, например, в интеграции компьютерных и телекоммуникационных технологий, все более активном использовании компьютерной техники и сети Интернета, в появлении новых и усовершенствовании традиционных видов услуг.

       И, наконец, интернационализация и глобализация тесно связаны с активизацией процессов слияния и поглощения на международном уровне, выходом организаций сферы услуг на новые рынки, возникновением значительного числа стратегических альянсов, повышением активности транснациональных сервисных компаний и т.п.

       Определяющими факторами активного развития сервисной сферы являются также научно-техническая революция и структурно-технологическая перестройка материального производства. Научно-техническая революция обусловливает выход на рынок широкого спектра инновационных услуг, связанных с информационными технологиями, компьютеризацией, новыми способами коммуникаций. Кроме того, научно-технический прогресс снимает барьеры при оказании услуг на расстоянии, стимулируя развитие международного рынка услуг. В ходе структурно-технологической перестройки материального производства в развитых странах в 80-х годах XX в. существенно вырос спрос на деловые услуги, в связи с чем многие непрофильные подразделения крупных организаций, специализирующиеся на услугах, перешли к самостоятельному бизнесу. Развитию сферы услуг в последние годы способствуют проводимые в ряде стран приватизация и дерегулирование многих отраслей (транспорта, телекоммуникаций, страхования и др.), а также либерализация внешнеэкономических связей.

    1. Особенности развития сферы услуг в России

       В отечественной практике хозяйствования общемировые характеристики услуговой деятельности преломляются особым образом, что объясняется не только спецификой исторического развития нашей национальной экономики, но и своеобразием переходной ситуации, которая сложилась на рубеже ХХ-ХХI вв. Переход России к формированию рыночного хозяйства породил очень много сложностей в связи с длительным трансформационным кризисом, который носил системный характер. Вот некоторые из них: 

  • Как известно, достаточно высокий уровень развития сферы услуг — это атрибут богатого общества. В России до 90-х годов ХХ века уровень дохода был невысок, но начиная с 1990 г. стала прослеживаться устойчивая тенденция к снижению результатов общественного производства и к уменьшению доходов населения. Если рассмотреть основные статистические показатели развития услуг за последние десятилетие, то можно видеть, что в 1993 г. ВВП в экономическом исчислении резко упал по отношению к 1990 г. По размеру ВВП (с пересчетом по валютному курсу) Россия в1993 г. занимала 45 место в мире. В стоимостном выражении объем ее ВВП  был  почти в сорок раз меньше американского. Но уже в 1996 г. по отношению к 1990 г. ВВП вырос с 23% до 53%, а общая численность занятых в сфере услуг возросла с 37% до 50% [2, с. 146].

       Но  вряд ли правомерно считать, что данный рост отображает эффективное включение отечественной сферы услуг в мировые процессы, связанные с сервизацией экономики. В большей степени он свидетельствует о кризисе сферы материального производства и связан с перераспределением работников из стагнирующих производств в сферу услуг.

  • Низкий уровень производительности труда в сфере услуг, что во многом обусловлено низкой квалификацией  рабочей силы, а также из-за плохой технической оснащенности.
  • Отсутствовала реальная государственная поддержка развития 
    мелкого и среднего бизнеса, а это прямо сказывалось на состоянии 
    сферы услуг.
  • Низкий уровень законодательной базы обусловил рост теневого оборота в сфере услуг.
  • Произошел развал сферы услуг в сельской местности и в малых городах.
  • Цены на услуги нередко не соответствовали их качеству (что 
    наблюдается и сейчас) [2, с. 60].

       Весьма  динамично изменялись структурные  пропорции. Высокий динамизм структурных сдвигов свойственен услугам и в западных странах, но в России эта особенность проявляется особенно рельефно, отражая масштабную диверсификацию производства за счет новых видов сервиса, неравномерность преобразований по отраслям и т.п.

       Отраслевые  пропорции сферы услуг свидетельствуют о кризисной ситуации в сферах образования, здравоохранения, культуры, удельный вес которых в ее продукции за 1990-2004 гг. сократился с 23,3 до 10,5%. Она подтверждается относительной динамикой рыночных и нерыночных услуг в ВВП: за 1990-2004 гг. доля первых выросла с 63 до 82%, вторых - снизилась с 37 до 18%. Среди главных жертв реструктуризации - сфера научных исследований [5, с. 41].

       Несмотря  на сложность и множество проблем  на общехозяйственном фоне рассматриваемая сфера выделяется очевидным прогрессом по ряду направлений модернизации.

       Первостепенной причиной преобразований стал переход услуг на новый институциональный уклад.

       Форсированное разгосударствление положило начало становлению в сфере услуг частного сектора. За счет нового бизнеса сформировался целый спектр услуг, которые в плановом хозяйстве либо вообще отсутствовали, либо были развиты крайне слабо. Преимущественно за счет нового бизнеса доля сферы услуг в численности российских предприятий и организаций увеличилась с 60% в 1996 г. до 73% в 2005 г [5, с. 39].

       Другим  фундаментальным фактором трансформации отраслей услуг стал переход на рыночные принципы ценообразования.

       В целом за постсоветский период доля этой сферы в ВВП страны выросла с 35% в 1990 г. до 50% в 1995 г. и 59% в 2004 г. Значительно укрепилась ресурсная база: с 1992 до 2005 г. удельный вес услуг в общем объеме капиталовложений увеличился с 28 до 56%, в численности работающих – 45,1 до 60% [5, с. 41].

       Наиболее  динамично в первой половине текущего десятилетия развивались такие сектора сферы услуг, как строительство (рост почти в 1,6 раза за 2003-2006 гг.), оптовая и розничная торговля (увеличение в 1,5 раза), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, финансовая деятельность, транспорт и связь (по всем перечисленным секторам рост составил примерно 1,4 раза). При этом ВВП РФ за 2003-2006 гг. увеличился в 1,3 раза [7, с. 35].

       Расширение  строительства было вызвано ростом производства и инвестиций, осуществлением национальных проектов, активным спросом на новое жилье со стороны населения в условиях повышения реальных доходов граждан и быстрого развития ипотеки. По результатам спроса руководителей строительных организаций, проведенного Росстатом в начале 2007 г., в качестве основных факторов, сдерживающих строительную деятельность, были названы высокий уровень налогов (42% опрошенных), высокая стоимость материалов (40%), конкуренция со стороны других строительных фирм (35%).

       Существенное  увеличение объемов услуг оптовой и розничной торговли было связано, прежде всего, с повышением реальных доходов населения (в 1,55 раза за 2003-2006 гг.) и, соответственно, с расширением розничного товарооборота (в 1,6 раза за рассматриваемый период), а также с рядом специфических факторов. Среди них - продолжающийся рост высокодоходного потребительского импорта (в целом за 2003-2006 гг. товарный импорт вырос почти в 2,5 раза; изменения в структуре потребительских расходов домашних хозяйств в пользу повышения удельного веса непродовольственных товаров (с 32% в 1995 г. до 34% в 2000 г. и 39% в 2006 г.), что стимулировало все уровни торговли; значительная активизация деятельности зарубежных мелкооптовых и розничных торговых сетей, реагирующих на возросший спрос; совершенствование форм и методов розничной торговли за счет расширения практики потребительского кредитования, торговли по заказам, по почте, через телемагазины и компьютерные сети [7, с. 35].

Информация о работе Сфера услуг в постиндустриальной экономике