Сфера услуг в постиндустриальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

В ходе становления постиндустриальной экономики резко возрастает актуальность проблематики сферы услуг как системообразующего сектора хозяйства. Ныне в развитых странах в нем сосредоточено 70-80% ВВП и общей численности занятых, более 2/3 капиталовложений и основного капитала, а также крупные объемы разного рода нематериальных активов [6, с.40]. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд. дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. Понятие и сущность сферы услуг, услуги 4
1.2. Сфера услуг в обществе постиндустриального типа 12
2. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 18
2.1. Причины стремительного развития сферы услуг 18
2.2 Особенности развития сферы услуг в России 20
2.3. Внешняя торговля услугами. Роль России на мировом рынке услуг. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А (Таблица 1.2. Определение услуги, содержащееся в разных источниках) 35
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (Таблица 1.2. (Продолжение)) 36

Работа содержит 1 файл

Сфера услуг в постиндустриальной экономике.doc

— 375.50 Кб (Скачать)

       Сфера услуг в постиндустриальной экономике

       ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ

       В ходе становления постиндустриальной экономики резко возрастает актуальность проблематики сферы услуг как системообразующего сектора хозяйства. Ныне в развитых странах в нем сосредоточено 70-80% ВВП и общей численности занятых, более 2/3 капиталовложений и основного капитала, а также крупные объемы разного рода нематериальных активов [6, с.40]. В сфере услуг размещено 40% объема иностранных прямых инвестиций в мире. По данным МВФ, все виды услуг составляют в начале XXI в. примерно 1500 млрд. дол. (около 70% стоимости всего результата мирового производства), а международная торговля услугами является одним из наиболее динамично растущих секторов мирового хозяйства [2, с.33-34].

       Сфера услуг в развитых западных странах занимает ведущие позиции в хозяйстве, а уровень ее развития, динамика, технологические, структурные и другие характеристики оказывают определяющее воздействие на экономический и социальный прогресс и позиции стран в глобальном мире. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развитости общества.

       Стремительное развитие сферы услуг является, по мнению ученых, непременным условием успешного завершения современной структурной перестройки экономики. Учитывая роль этого процесса и его влияние на современное общество, ООН, которая каждое десятилетие отмечает актуальным для человечества девизом, период с 1990 по 2000 г. назвала десятилетием развития сферы услуг.                                                

       Ускорение развития сферы услуг для воздействия  на экономический рост — главная  задача, как для развитых, так  и для развивающихся стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения данного сектора экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня такую актуальность. Этим обусловлен выбор темы курсовой работы. Целью исследования является изучение факторов и особенностей развития сферы услуг.

  1. УСЛУГИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
 
       
    1. Понятие и сущность сферы услуг, услуги

       В настоящее время в литературе весьма редко встречаются определения сферы услуг. В западной литературе вообще, как правило, избегают каких-либо дефиниций применительно к сфере услуг, сосредоточиваясь в основном на термине «услуга». Тем не менее можно привести следующие определения.

       «Сфера  услуг — сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами».

         «Сферу услуг можно определить как комплекс предприятий, учреждений, организаций и видов деятельности, занятых производством всего многообразия услуг».

         «Сфера услуг - система отраслей народного хозяйства, продукты, потребительная стоимость которых выражается в предоставлении удобств... Различают сферу услуг материального производства (транспорт, связь, бытовое обслуживание); сферу услуг духовной жизни (образование, физическая культура, наука, искусство); сферу услуг в социальной сфере (торговля, жилищно-коммунальное обслуживание, здравоохранение)».

       «Сфера  обслуживания - совокупность отраслей хозяйства, продукция которых выступает в виде услуг».

         «Под сферой услуг понимается комплекс достаточно разнородных отраслей хозяйства, продукция которых носит невещественную форму и выступает как полезный эффект, неотделимый от производственной или хозяйственной деятельности по обслуживанию процесса общественного производства».

         «Service industry  (сфера услуг): сектор экономики, который предоставит услуги» [2, с. 65-66].

       Надо  отметить, что широко употребляемый  и интуитивно понятный термин «сфера услуг» до сих пор не является однозначно определенным. Так сферу услуг можно рассматривать «не как особую отрасль народного хозяйства, характеризующуюся определенным содержанием конкретного труда, а в качестве особой, наиболее перспективной сферы экономики со специфическими субъект-субъектными отношениями и связями в обмене». Существует ряд дефиниций сферы услуг, которые можно условно разделить на две категории. Первая трактует это понятие как «широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом», независимо от того, предоставляются услуги частным лицам или организациям. В нашей стране долгое время эта сфера ассоциировалась, прежде всего, с услугами бытового характера, и в основе второй категории определений лежит предпосылка предоставления услуг именно населению: «сфера услуг — совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения» [3, с. 25].  

       Все приведенные определения сферы  услуг в основном близки друг другу и подводят к мысли, что более глубокое понимание феномена «сфера услуг» невозможно без раскрытия сущности ключевого термина «услуга» и ее характерных свойств.

       Услуга  —  это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека. Услуга — это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей [8, с. 9].

       Считается что, термин «услуга» впервые ввел в научный оборот французский экономист Жан Батист Сэй (1767—1832 гг.) в 1803 г. Позднее другой французский экономист Фредерик Бастия (1801—1850 гг.), большое внимание уделял личным услугам и их роли в гармонизации интересов.

       Проблемы  услуг и услуговой деятельности затрагивал также К.Маркс. Однако научный интерес к этому термину, к его смыслу стал активизироваться только во второй половине ХХ века, когда вплотную занялись исследованием сферы услуг.  

         В настоящее время существует  множество различных определений  услуги (Приложение А, Б, таблица 1.1. [2, с. 77-78]) . Обратимся к точке зрения К.Маркса, которая находит свое сущностное отражение и в современных подходах.

       «Услуга… означает не что иное, как ту особую потребительскую стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительская стоимость этого товара получила специфическое название «услуга» потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности» [2, с. 70]

       В XX в., когда в экономике услуговые виды деятельности стали динамично развиваться, уже нельзя было ограничиваться общими положениями, требовалось более глубокое выявление сущностных характеристик услуги.

       Из  всех приведенных определений услуги наибольший интерес вызывают те, в которых подчеркивается, что результатом услуговой деятельности является изменение качества того объекта, на который направлена услуга.

       Следовательно, отмечают специалисты, экономический продукт в виде услуги — это новое качество, возникающее в процессе и благодаря данной экономической деятельности. Эффект, вызываемый оказанием услуг, может быть постоянным и временным, обратимый и необратимым, физическим и ментальным. Хотя услуги чаще всего не создают новые вещи, они крайне нужны, так как способствуют улучшению использования того, что уже имеется. Более того, большинство физических товаров вообще теряют свое значение, если не являются средствами, реально оказывающими услугу, например, телевизор, телефон, холодильник, автомашина, самолет.

       В настоящее время логика исследования данного явления приводит к выводу, что путь к более глубокому уяснению сути понятия «услуга» лежит через анализ ее функциональных характеристик. Именно изучение функциональных особенностей услуги позволяет, думается, более точно, четко сформулировать ее определение. В этом плане привлекает внимание определение, данное американским ученым Т. Хилом еще четверть века тому назад: «Услуга может быть определена как изменение состояния человека или предмета, принадлежащего любому участнику экономических, отношений, которое достигается в результате сознательных действий другого участника данных отношений. При этом воздействие происходит на основе их предварительной добровольной договоренности»

       Говоря  об услугах, необходимо обратить внимание еще на один момент, а именно на разграничение понятий «услуга» и «обслуживание». В переводе с английского слово «service» имеет несколько значений: служба, обслуживание, услуга, одолжение и др. В нашей стране термин «сервис» чаще всего понимается как обслуживание.

       Сервисная деятельность —  это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации. Результатом их труда является услуга. [8, с. 9].

       Думается, что правомерно выделить понимание «service» в широком и узком смысле. В первом случае термин «service» охватывает услуги и обслуживание. В узком смысле «service» воспринимается как обслуживание.

       К настоящему времени в литературе выделяют следующие характеристики услуги (ее отличительные свойства, особенности):

  1. Неосязаемость. Если материально-вещественное благо (физический товар) можно взвесить, потрогать, измерить, узнать химический состав и т.п., то услуга как деятельность не может быть заранее, до ее осуществления реально представлена, «прочувствована» потребителем.
  2. Неотделимость услуг от их источника. Это свойство объективно вытекает из трактовки услуги как деятельности, что обычно при заказе и осуществлении услуги предполагает взаимодействие производителя и потребителя услуги, даже если в роли первого выступает машина, например, получение денег посредством банкомата, получение справки через автоматизированную справочную службу.

       Думается, что это свойство услуги может  быть в свою очередь полностью раскрыто в ряде более конкретных определений, которые в опубликованных работах последних лет, особенно отечественных авторов, выделяются как самостоятельные свойства услуги, ее специфические черты:

  • интерактивный характер процесса оказания услуги. Выражается в том, что при оказании большинства услуг потребитель принимает в этом процессе либо непосредственное участие (например, услуги медицинские, парикмахерские, косметологические, туристские), без чего осуществление подобных услуг вообще невозможно, либо участвует «дискретно» — во время заказа (оговаривая свои пожелания, требования) и приемки (например, услуги автосервиса);
  • как правило, наблюдается совпадение производства и потребления услуги во времени и в пространстве. Если товар, имеющий материально-вещественную форму, может быть произведен в одной стране, а приобретен в другой и в другое время, то неосязаемость услуги делает это невозможным. Даже если вы купили турпутевку в другую страну на следующий месяц, год, то реально процесс оказания услуги начнется только после приезда в данную страну.
  1. Непостоянство качества, или качественная неопределенность.  Это свойство услуги обусловлено спецификой процесса ее оказания и прямо зависит от того, кто, когда, где и как ее предоставляет. Имеют значение как объективные факторы: профессионализм производителя услуги, совершенство технологии и т.д., так и субъективные: настроение работника, оказывающего услугу, его умение понять потребности (и даже прихоти) клиента, наладить с ним взаимоотношения.
  1. Недолговечность услуги связана с ее основным свойством — неосязаемостью и означает невозможность хранения услуги. Вследствие данной особенности очень жесткие требования предъявляются к знанию спроса и его колебаниям на конкретные виды услуг, ведь услуги нельзя выполнить «про запас» и где-то складировать. Следовательно, проблема согласования спроса и предложения на рынке услуг стоит весьма остро. Более того, практически все услуги персонифицированы и индивидуализированы, если даже их заказчиком выступает юридическое лицо, государство, поэтому производство услуги начинается с поступления «заказа» от потребителя.
  2. Отсутствие передачи прав собственности при оказании услуги. Если, купив товар в материально-вещественной форме, покупатель автоматически приобретает и право собственности на него, позволяющее использовать этот физический товар по своему усмотрению, в том числе перепродать его, то сама услуга как таковая не становится собственностью покупателя, а право на ее оказание остается у производителя.

       Наряду  с этими наиболее часто перечисляемыми в литературе характеристиками услуг можно отметить еще и такие:

Информация о работе Сфера услуг в постиндустриальной экономике